Вот такая история

Виктор Тарасов 5
В этих своих воспоминаниях я расскажу  о незабываемых  школьных годах, которые провел в деревне, о  замечательном коллективе  учителей, возглавляемый в то время директором школы  Николаем  Васильевичем Рудником.  Потому что с  этим человеком меня связывали  не только школьные годы, но и теплые  дружеские отношения в дальнейшем, когда вновь вернулся в Хабаровск.
  …В село Святогорье  меня привезла мама из Хабаровска в августе 1957 года.  Через полмесяца мне должно было исполниться семь  лет.  Мама,  пожалев,  не повела  в тот год в школу, оставила адаптироваться к местной жизни. Так что набираться знаний  пошел позже,  окрепшим на свежем воздухе и с натренированными ногами: приходилось иногда  удирать  от бдительных хозяев местных садовых участков.  В деревне  тогда кулачных «боёв»  между собой никто не устраивал, и набеги на чужие сады – единственная возможность  доказать местным пацанам,  что ты свой - не трус. Правда, позже, после начала показов в местном клубе зарубежных боевиков  наиболее впечатлительные подростки,  подражая крутым героям фильма, выбегая на улицу после сеанса, наскакивали друг на друга как петухи.
    Святогорская сельская школа, окруженная мохнатыми лиственницами и белыми стройными березами,  была большая,  г-образная.  Отапливалась зимой дровяными печами, поэтому  в классах  всегда было по-домашнему сухо, тепло и уютно. Больше всего мне запомнились время, когда мы стали старшеклассниками. Мы не только получали знания, но и овладевали нужными для жизни производственными навыками. Мальчишки на занятиях по трудовому обучению  изготавливали в большой школьной столярной мастерской деревянные топорища, ручки для лопат и граблей, ремонтировали школьные парты, табуретки и другой  инвентарь.  Девчонки же занимались свойственными  им делами: шитьем, кройкой  или  консервированием  фруктов и ягод, выращенных  в пришкольном саду.   
  Нашими преподавателями были  люди, чьи родители  переселились в деревню еще в давние времена.  Окончив педагогические вузы,  вернулись в  родное село  учитель химии Е. Ф. Галух, русского языка и литературы Ф. В. Кузьмина, директор школы Н. В. Рудник и другие.  Не помню случая, чтобы они когда-нибудь повысили голос на ученика.  Свои уроки вели спокойно и доходчиво. Строгими они  держали себя, как мы догадывались, только для виду. На самом же деле являлись добрыми и отзывчивыми людьми. Мы часто слышали в учительской их веселый заразительный смех.   
    Однажды, когда в районную больницу срочно уехала наша  мама, а отец находился далеко на лесосплаве,  мы с братом  остались  одни. Узнав об этом, к нам пришла учитель математики,  супруга директора школы Нина Сергеевна Рудник.  Попросив нас растопить печь,  она  спустилась в погреб за продуктами, и быстро приготовила ужин.  Перед уходом предупредила: « Если на следующий день мама не вернется, приду снова».
У каждого ученика, как известно,  существует  свой любимый предмет.  Для многих из нас таковым был урок истории, который преподавал директор школы   Н.В. Рудник.  Любитель археологии, он увлек этим и нас. 
    Благодаря  Николаю Васильевичу,  в школе появился   черно-белый телевизор  (редкая по тем временам для села техника) и археологический музей. Чего там только не было - старинные монеты, каменные и железные стрелы, черепки древней посуды и многое другое. 
    Юные археологи бродили  по окраинам деревни, разыскивая  глиняные черепки и орудия труда древних людей. В один из таких поисков я обнаружил на краю полей большую каменную ступу.  Но для  ее доставки в школу требовался транспорт, поэтому о своей находке я сообщил Николаю Васильевичу. На другой день, перед очередным уроком истории, он запряг лошадь  и вручил мне в руки вожжи. 
    Был  летний солнечный  день.  Направляя лошадь по дороге, проложенной между двух  соевых  полей, я разомлел, прилег в телеге на охапку сена и под  пение птиц задремал. Когда проснулся, увидел, что лошадь забрела на середину поля, и жадно поедает  колхозное добро.  В деревне бывали случаи, когда животные объедались этим для них деликатесом  и погибали, если  рядом не оказался  ветеринар. Вспомнив об этом, я пришел в  ужас,  потому что не знал, сколько времени спал, и какое количество зелени она   уничтожила. Но, слава богу, все обошлось. Только, возвращаясь назад в школу, решил, больше для форса, проехать по узким сельским улочкам, а не по центральной дороге. В одном месте, стоя на телеге и гордо оглядываясь по сторонам, зазевался, и лошадь забрела  в узкий проход  между чужими огородами, изломав  телегой десяток дранок ближайшего забора.  Хорошо, что  никто не видел….
  Когда наступали летние школьные каникулы, мы не только загорали, купались или ловили рыбу, но  иногда  оказывали  серьезную помощь местному колхозу, высаживая раннюю  капусту на полях. Наш трудовой порыв руководство хозяйства никогда не забывало: определяли в пионерский лагерь или возили в городской  цирк.
   
Еще одним интересным событием  в моей жизни, связанным с археологией, был приезд к Николаю Васильевичу группы студентов Хабаровского педагогического института, которые занялись раскопками  найденного нами древнего жилища.  И  мне очень повезло стать участником таких  работ.
Осенью, когда мы вернулись в школу,  Николай Васильевич  посоветовал мне  написать  о том, как я   провел лето, в районную  газету «Ленинец» (ныне  «Наше время»).  Так была опубликована моя  первая  жизни заметка, ставшая тогда предметом большой гордости.
    Может,  случайно, а может, и нет, но последующие 43 года моей творческой  жизни, были отданы работе в различных краевых и центральных средствах массовой информации.   Не зря же говорят: жизнь строится из случайностей.
    Многие, наверное, помнят, что в советское время в каждой школе существовала «Ленинская комната».  Была она, как полагается, и у нас. Приходили мы сюда с ребятами, чтобы посмотреть  телевизор или поиграть в настольные игры. В то время  я неплохо играл в шахматы, к которым  еще с детских лет приучил мой дядя Михаил Лаврентьевич, заведующий в то время местной больницей. Он научил меня не только грамотно играть, но и  устраивать неожиданные ловушки, «вилки» для  фигур  соперника. Расскажу один смешной случай,  связанный  с шахматами. В начале семидесятых годов в школу поступило из  отдела  образования  сообщение  о подготовке  в п. Переяславка районных  соревнований по настольным играм.  В дирекции школы стали  думать, кого же послать в качестве шашиста. Играли в шашки многие, но только в «Чапаева», ловко сбивая «кругляшки» с доски.  Зато кроме меня был еще один любитель шахмат -  Гриша Коваленко. Тогда преподаватель физкультуры Геннадий Яковлевич Карнаух предложил  простой выход: «Пусть  Виктор и Гриша сыграют три партии. Кто из них проиграет, тот и сядет за шашечный стол».
  В этом поединке я выиграл  со счетом - 2:1. Но большинство преподавателей,  отдав должное  математическим успехам  Гриши, назначили завоёвывать шахматную «корону» его. Позже на соревновании,  не умея играть в шашки, я сразу же продул, а следом «лег на лопатки» и наш математик.   
Теперь по пришествию многих лет, вспоминая школьные годы, могу сказать, что они были для нас интересными и незабываемыми.  И мы  очень переживали, когда  пошли слухи, что Николай Васильевич призван на действительную воинскую службу. Как бы в подтверждение этой информации,  он  срочно  выехал из деревни в Хабаровск. Вернувшись, Николай Васильевич  собрал нас в классе и сообщил  новость, которая очень удивила нас:  оказывается, он ездил в городе на  пассажирском автобусе, у которого сами открываются и закрываются двери.  Но мы догадывались, всматриваясь в его лицо, что о главном, чтобы не расстраивать нас, он умолчал.
Вскоре  семья Н. Рудника покинула родную деревню, так как Николай Васильевич  решил продолжить свою службу в армии.  И многие из нас уже не надеялись, что когда-нибудь судьба сведет нас с любимыми нашими учителями.  Ведь армейская жизнь - это сплошные переезды по необъятной нашей стране, житье вдали от больших городов и районных центров. Разъехались в разные стороны и многие мои одноклассники.  Тогда было, как в песне: «Все дороги нам открыты, все дороги нам видны».
    Вернулся  в город своего раннего детства и  я, поступив на вечернее отделение,  филиала Благовещенского речного училища. Чтобы самому зарабатывать деньги  устроился подсобным рабочим в военное издательство и типографию газеты «Суворовский натиск».  Мне повезло: в то время попасть несовершеннолетнему на производство было нелегко.  Вошел в положение  очень хороший отзывчивый  человек - начальник  печатного цеха типографии Евгений Антонович Апрелков, устроивший меня под свою ответственность.   
Еще одним человеком, который  помог мне в выборе будущей профессии, был фотокорреспондент  газеты «Суворовский натиск»  Геннадий Бичуров, преподавший мне первые уроки фотожурналистики. Поэтому позже, отработав много лет на Хабаровской студии телевидения, я с особым желанием перевелся сюда, чтобы трудиться с давним своим  другом. Вместо ферм, полей и различных предприятий края стал бывать в воинских частях, полигонах и на учениях войск КДВО. Помню, перед новым годом, приехал в одно ракетное  подразделение, и там  у меня родилась мысль: сфотографировать для праздничного номера  главных новогодних персонажей в кругу воинов-ракетчиков.  Бородатый наряженный герой фотосъемки на стартовой площадке появился быстро, а вот с «внучкой» дело оказалось сложнее. Наконец появилась и она.  Это оказалась  дородная, на голову выше, чем  «Дед Мороз» военнослужащая, кое-как  стянувшая на груди  нарядный халат. Чтобы  немного сгладить такое несоответствие в комплекциях, поставил их на бруствер перед ракетной установкой. В редакции многие  журналисты смеялись, спрашивали: «Она что, еще и в бронежилете?».
Но все-таки на первой полосе газеты снимок  появился.
  Скажу, что самым неожиданным событием для меня стала встреча в Хабаровске, с бывшим учителем Николаем Васильевичем Рудником. Вот как это случилось. Однажды, беседуя  со ставшим для меня другом, наставником Евгением Антоновичем  Апрелковым, услышал от него, что к ним в издательство назначен начальником молодой, казалось бы,  для такой должности офицер  - бывший  директор школы Н. Рудник. Обрадовавшись такой новости, я открылся Евгению Антоновичу, что был его учеником в Святогорской школе, от чего он даже опешил.
  …Встреча с Николаем Васильевичем  была   теплой и радостной.  Ведь он остался таким же человеком, каким знал его в молодости,  не превратившись в важного недоступного чиновника. Мы стали встречаться, бывать  друг у друга в гостях. Не забывал он и свою родную деревню. Наведываясь туда, встречался со своими бывшими коллегами и учениками.
Свою службу в издательстве КДВО Н. Рудник начал старшим лейтенантом, дослужившись со временем до подполковника.  В этом звании и ушел в отставку. О том, как начинал свою службу офицер Н. Рудник, писал еще в 1972 году «Суворовский натиск».
    К сожалению, сегодня Николая Васильевича нет  с нами, но продолжателями профессии педагога стали его дети. 25 лет  трудилась в Хабаровской школе №30 дочь Галина, прошедшая профессиональный путь от рядового учителя до директора школы.  Недавно, разыскав у бывших коллег ее номер телефона, позвонил  в  Санкт-Петербург, куда она переехали на жительство вместе с мамой, и узнал, что в этом же городе заведующим кафедрой истории Горного университета, трудится её родной брат Сергей Николаевич Рудник.
  С понятным волнением, связался по телефону и с их мамой - нашей учительницей математики Ниной Сергеевной Рудник. Было приятно узнать, что она помнит многих  своих учеников и старую сельскую школу на красивой возвышенности с. Святогорье. В конце нашего разговора поинтересовалась: «Построена в деревне новая школа, строительство которой, начал пробивать в различных инстанциях  еще Николай Васильевич».
…Что ж, не забыли и мы в этой сложной суетной жизни  тех, кто в большой учительской работе  дал нам знания, любовь к труду, и благодаря которым мы обрели  счастье, силу и стойкость.
Виктор Тарасов.
    
    
   
   
   .