Сочувствие

Салам Кхан
Маленький рассказ  из жизни:

Сочувствие
******* Салам Кхан

Скорый поезд "Метеорит", следующий из Дакки в Читтагонг, от железнодорожной станции Камалапур, замедлял ход возле платформы железнодорожной станции Тенджга около 9:30 утра. Сотни людей свисали с крыш и дверных ручек. На  платформе станции тоже стояли сотни людей. Кротам некуда была попасть. Все старались приблизиться к поезду. Я делал то же самое, чтобы хоть как-то успеть на поезд.

Наконец, через несколько минут гигантский поезд «Метеорит» резко остановился на платформе. Толкая, многие пассажиры забрались в поезд и на крышу, многие держались за дверные ручки. У меня ничего не  получилось со своим слабым  телом. Поэтому как только я никого не увидел перед одним купе с открытой дверью,  не глядя на альтернативы, не думая, я побежал и сразу попал в это купе.

В купе была система кабины. Все двери каюты были закрытыми. Я дошел до середины купе и прислонился к окну в коридоре, когда загудел поезд. Через пять минут поезд тронулся с большой скоростью.

В это время ко мне подошел железнодорожный офицер в красивом парадном белом костюме и я начал паниковать.

Я подумал, «Может быть, мне пора уже сойти с поезда. Если повезет, возможно, мне удастся попроситься в другое купе движущегося поезда. Куда мне идти в такой  ситуации"?

Мое тело дрожил от страха.

В это время ко мне подошел офицер и угрожающим тоном спросил: "Что ты делаешь, стоя в коридоре купе первого класса?  У тебя есть билет?"

Я ответил: «Сэр, у меня нет ни билета, ни денег. Я добрался до станции на автобусе  потратив последние деньги. Мне действительно нужно поехать домой за деньгами. Мне нужно вернуться назад сегодня вечером. В противном случае я пропущу практическое занятие завтра в субботу утром. Я не ел ни вчера вечером, ни сегодня утром из-за нехватки денег. Тех небольших денег, которые мне каждый раз даются из дома, мне хватает всего на пять-шесть дней. Поэтому мне приходится часто ездить домой».

В моем трудном положении, я  уже успел говорить много лишнего. Потому что люди находят способы защитить себя, когда им угрожает опасность. Человек тогда говорит и делает больше, чем нужно.

Наконец офицер сказал мне: «Почему ты обращаешься ко мне «сэр»? Я никогда тебя не преподавал».

Я ответил: «Это британская традиция. Я не вижу в этом ничего плохого».

Услышав это, офицер сказал: « Смотрю что ты еще знаешь британскую традицию. Откажись от этих обычаев и обращай ко мне «дедя » на местном языке. Как тебя зовут?  Где ты учишься?

В ответ я говорил: «Мое имя Салам. Я учусь на факультете естественных наук колледжа Дакки.

Услышав меня он сказал: «Что ты говоришь! Там учатся все самие лучшие студенты страны. Ты тоже наверное очень талантливый студент".

В ответ я сразу сказал: «Да, дядя, шесть месяцев назад я получил первое место по естественнонаучному факультету на вступительном экзамене в колледж Дакки».

Он удивлённо посмотрел на меня и сказал: «Очень хорошо! Что ж, позволь мне поместить тебя в мою каюту".

Я радостно сказал  ему, "Спасибо большое!"

Как только я сел в каюту, он спросил: «Куда ты едешь?»

Я говорил, "Метиканда после Нарсингди".

«Этот поезд там не останавливается», - сказал он в шоке.

Услышав это, я сказал: «Если поезд не остановиться, мне больше ничего будет делать. Я выйду впереди на следующей станции Бхайрав и пройду пешком девять миль до дома».

Он сказал: "Что это? Тебе будет очень трудно пройти девять миль под таким солнцем».

Сказав это, он достал из сумки бананы и хлеб, дал мне поесть и налил мне в стакан горячее молоко из фляги. Я был очень счастливым.

Потом сказал: «У меня много работ. Надо проверить поезд.  Ты сиди в каюте. Посиди у окна и можешь увидить вид на город, деревню. Время пролетит очень быстро. Если кто-то из железнодорожных офицеров что-то спросит тебя, ты скажи: меня здесь дядя Мозаффар посадил. Я здесь  главный.  Никто тебе ничего не скажет, не волнуйся. Ради тебя, я организую остановку поезда на станции метианда. Только  очень  быстро  выходи из поезда».

После этого дядю больше я не видел. Я сидел у окна и наблюдал за быстро движущимся поездом, меняющимся в мгновение сцены: то зеленые поля, то деревни, то бамбуковые рощи и деревья, то реки и каналы, то красивые пейзажи  то город!

Я увидел эти интересные красивые сцены полтора часа. Наконец, поэзд остановился на железнодорожной станции Метиканда. Я быстро вышел из поезда. Пройдя метров двадцать, я оглянулся и увидел дядю Мозаффара, стоящего у двери купе и махающего мне рукой. Я тоже махал ему рукой и очень счастливо пошел домой.

Я продолжал говорить себе: «Какой хороший человек дядя Мозафар! Какую огромную услугу он оказал, помогая мне в моей опасности! Как хорошо он относился ко мне! Сколько любви, привязанности, сострадания он проявил»!

Ровно через десять лет после этого, в 1986 году, когда я работал инженером в офисе электроснабжения Дакки в Гульшане, однажды днем ;;я увидел знакомое лицо сквозь свои черные солнцезащитные очки, когда входил в офис после наблюдения за работой в районе Банани.

Сотни людей толпились перед офисом и внутри него. Скоро будет совещание по санкциям в отношении электрических нагрузок. Все пришли подать заявку на подключение ЛЭП к домам, магазинам или заводам. Кого волнует кто среди такого количества людей стоит? Тем временем начальник офиса выходит из машины и направляется к одной из них. Все смотрят на эту сцену с удивленными глазами.

Я подошел к джентльмену с молочно-белыми волосами, в белой рубашке, черных брюках и блестящих черных туфлях и спросил: «Вы были железнодорожным контролером на железнодорожном маршруте Дакка-Читтагонг десять лет назад? Вас зовут Мозафар Ахмед?»

Он ответил: «Да, меня зовут Мозафар. Я прослужил на этом маршруте тридцать лет до пенсии».

Убедившись, я взял его с собой и вошел в свой кабинет. Войдя, я осторожно выдвигал перед собой стул и просил его сесть. «Дядя, обращайтесь мне на «ты», — сказал  я и  поручал двум офисным работникам приготовить для него вкусный обед.

В ответ он сказал: «Возможно ли это? Вы начальник такого большого количества людей в таком большом офисе».

Я говорю: «Нет, все в порядке. Вы пожалуйста не стесняйтесь».

После этого он с большим трудом обратился ко мне на «ты».

Позже, когда принесли нам еду, я спросил его: «Вы пришли к нам в офис по какой-нибудь работе?»

В ответ он сказал: «Зять т.е. муж моей дочери — главный консерватор леса страны. Полтора года назад он построил шестиэтажный дом на земле отца в Мохахали на кредит в банке. С этого времени, он не может дать дом на аренду из-за отсутствия подключения к электричеству. Сейчас он почти банкрот с банковскими кредитами месяц за месяцем. Если можешь, подключи к его дому электричество. Мы не можем ничего сделать, несмотря на наши усилия в течение полутора лет. Инженер всегда говорит, "Там трансформатор перегружен. Состояние линии также очень плохое. Подключить электричество можно, только установив новый трансформатор большой мощности и поменяв линию на толстый провод. Это очень дорогая, трудозатратная по времени и трудоёмкая работа».

Я спрашивал: «Вы подали заявку на подключение дома к ЛЭП»?

Он сказал: «Я сделал это полтора года назад. Сегодня я пришел узнать об этом, как и каждый раз».

Услышав это от него, я позвонил своему подчиненному помощнику инженера Садеку Сахебу из соответствующего района и приказал ему очень быстро подготовить все документы для подключения электричества.

В офисе главного инженера в Какраиле и в коммерческом отделе в Малибаге, я лично был  два раза оставив, свою основную  работу в своем офисе, чтобы решить эту проблему. В течении месяца, я установил с помощью своих
сотрудников  и рабочих, новый трансформатор, проложил новую линию и подключил электричество к дому.

Через три дня к нам в офис пришел дядя Мозафар Ахмед. Меня не было в офисе.  Я был на работе в другом месте. Я немедленно вернулся в офис, когда сотрудник по рассмотрению жалоб прислал мне эту новость по телефону.

"Почему ты оказывал мне такое уважение? Почему ты так усердно и так быстро работал, чтобы обеспечить таких дорогих и сложных подключений к электричеству?" - спросил он меня, попивая чай с печеньем в моем кабинете.

Теперь я снял свои черные солнцезащитные очки, посмотрел на него и сказал: «Дядя, вы меня не узнали. Я Салам. Я стоял в коридоре в том купе первого класса. Вы не выгнали меня из движущегося поезда. Я был без билета на тот день. Скорее, вы отвели меня в свою каюту и дали мне хлеба. Развлекли бананами и горячим молоком. Позже организовали для меня остановку «Метеорит» на железнодорожной станции Метиканда».

Услышав слова Метиканды, он вспомнил все происшествия. Обнимая меня он сразу начал говорить: «Как мне повезло, что я встретил тебя в тот день. В противном случае у меня сегодня не было бы подключения к электричеству. Возможно, в тот день я оказал тебе небольшую услугу, но сегодня благодаря этому я получил много сочувствия от тебя и пользы».

В ответ я говорил: «Дядя, не существует инструмента для измерения сочувствия или пользы. Для этого нет такой единицы, как кг, метр. Не существует такого понятия, как маленькая выгода или большая выгода. Иногда  одно слово  или один маленький  совет может  изменить жизнь человека.Ваше сочувствие и любящее поведение в тот день,то благо, которое я хранил в своем уме уже десять лет, сердечными чувствами. Сочувствие или сострадание или милосердие могут измеряться только сердечными чувствами. Эти чувства не имеют граничны. Итак, здесь эти слова маленький или большой — совершенно тривиальны, бессмысленны».

В этот момент раздался телефонный звонок, чтобы вернуться мне к работе. Я проводил дядю до ворот офиса и быстро сел в машину. ------------------------------------------------
Москва, 27 Февраль 2018 года ( произведение написано на  Бенгальском языке). Текст на русском языке  написан: 6 декабря 2023 года.

****************************