Кирштайн Ингрид. Изоизоляция...

Александр Бубнов
Начало этого лирико-философского стихотворения Ингрид Кирштайн - тонический катрен с классической перекрёстной рифмовкой abab:

Как подумаешь, что картины представляют в лицах,
пародируют, подделывают, собирают из подручных деталей,
тел, мусора и обрезков действительности,
а вот стихотворения классика
(...)

Рифмопары, поначалу слышимые как ассонансы, при более подробном разборе оказываются близки к монорифме с тонкой игрой на ассонансах ударных И/А и с элементами буквологической (палиндромической + анаграмматической) рифмы: на ЛИ'[ТС]ах - дейСТвИ'ТеЛьноСТИ, деТА'Лей - кЛА'ссика. Такая рифма при варьировании числа иктов и при такой длине строки малозаметна, неявна, поэтому и констатируем здесь И-монорим. Однако и катрен этот определяем как И-катрен, потому что 4-я строка начинает новую мысль, ещё более притушёвывая форму; в целом, раскрывая этот И-занавес, строфы можно было бы представить, как вариант, следующим образом:

Как подумаешь, что картины представляют в лицах,
пародируют, подделывают, собирают из подручных деталей,
тел, мусора и обрезков действительности,

а вот стихотворения классика
никто и не пытается подделать,
обвести автограф, как пропись.
Слишком задача эпична.

Может, и стоило бы взять и перо, и чернила -
по орфографии старой нарисовать завитушки,
вдруг осознав, что за ними - правда.
Её вещество.

Лица бывают похожи, изображая шедевр,
но остаются подделкой.
А вот стихи можно только переводить,
тихо страдая, что тоже -
всего лишь подделка.

Теперь видна скрытая структура композиции: либо по философскому принципу "тезис - антитезис - разработка - синтез", либо по принципу сонатной формы: "главная партия - побочная партия - разработка - финал (кода)". Очень важная строка "а вот стихотворения классика" (с сильным акцентом на последнем слове) обрушивает как предыдущую интонацию, так и предыдущую семантику, поворачия - разворачивая - мысль в другое русло… Автор, объединяя три первые строфы в одну, вводит строфическую интегральность (И-строфику), приглушает семантическую структуру композиции, отделяя и акцентируя только финал как вывод из всего предыдущего, - своего рода "мораль", как в басне. На самом же деле, как видно из нашего варианта деления на строфы, это самое "предыдущее" имеет свою трёхчастную структуру. При этом во 2-й и 3-й строфах становятся чётче видны финальные строки - отдельные предложения, синтаксически напоминающие финальную строку текста; лёгкий отход от И-нтегральности, лёгкая И-доминанта... Однако гораздо тяжелее оказывается другая И-доминанта, ещё более отклоняющая всё стихотворение от И-нтегральности при такой экспериментальной строфике, а именно: 2-я строфа в такой редакции представляет собой 3-иктный тонический катрен, его нерифмованность здесь компенсируется рамочкой из абзацев-пробелов, которую мы здесь так неловко предложили, обнажая это 4-стишие… В итоге интуиция автора в плане И-строфики здесь сработала точно: при возвращении к чтению авторского варианта текста видим, как этот тонический катрен размывается в такой объёмной единой первой строфе; начальная строка ("а вот стихотворения классика") цепляется за первый рифмованный катрен всего стихотворения, а последняя четвёртая ("Слишком задача эпична") - за следующую строку, образовывя ассонансную рифму (ЭпИ'чнА / чЕрнИ'лА, с некоторой поддержкой согласных Ч и Н). В финальной (отдельной, в оригинале - второй у автора) строфе тавторифма на главном слове - подделкой / подделка - структурно и семантически настойчиво утверждает финал интегральной формы… Такой детальный разбор этого И-стихотворения весьма важен, поскольку (из классической триады "рифма / метрика / строфика") затрагивает наименее заметный и наименее применяемый компонент работы автора в И-стиле, а именно - работу со строфикой (как явной - обозначаемой автором, так и скрытой - извлекаемой читателем-исследователем).

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.

=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Ингрид КИРШТАЙН


ИЗОИЗОЛЯЦИЯ

Как подумаешь, что картины представляют в лицах,
пародируют, подделывают, собирают из подручных деталей,
тел, мусора и обрезков действительности,
а вот стихотворения классика
никто и не пытается подделать,
обвести автограф, как пропись.
Слишком задача эпична.
Может, и стоило бы взять и перо, и чернила -
по орфографии старой нарисовать завитушки,
вдруг осознав, что за ними - правда.
Её вещество.

Лица бывают похожи, изображая шедевр,
но остаются подделкой.
А вот стихи можно только переводить,
тихо страдая, что тоже -
всего лишь подделка.

2020



ВОЗРАСТ

Смотришь на мамино лицо.
Когда-нибудь и я буду так выглядеть.
Сначала с надеждой.
Потом с безнадежностью.

2023


КИРШТАЙН Ингрид
Поэтесса, переводчик. Родилась и живёт в Подмосковье. Член Союза литераторов России (2005). Автор сборников стихотворений "Параллель ль?" (1999), "Безответности" (2014), "Иволгиада" (2015). Публиковалась в альманахе "Словесность", сетевом альманахе "Среда", журналах "Гвидеон", "Журнал ПОэтов", в газете "Литературные известия". Инициатор и организатор первого конкурса Интегрального стиха (Институт русского языка РАН, май 2023)
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Кирштайн Ингрид, стихи, 2020.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2022.