Чудо-богатырь Борис Фёдорович Андреев вторая часть

Борис Пономарев 3
Чудо-богатырь Борис Фёдорович Андреев (вторая часть)

Борис Фёдорович Андреев был эвакуирован в мой любимый город Ташкент (в котором я родился еще в довоенном 1938 году), и поселился «по уплотнению» буквально в 200 метрах от нашего дома (наша семья жила на Жуковской улице в центре Ташкента) на Пушкинской улице в доме №29. Этот дом стал тогда прибежищем для многих советских знаменитостей из сферы искусства: Фаины Георгиевны Раневской, Никиты Владимировича Богословского, Марка Наумовича Бернеса, Петра Мартыновича Алейникова и других. В годы войны Б.Ф.Андреев часто выезжал в составе концертных бригад на линию фронта, где выступал перед бойцами, готовящимися к новым схваткам с врагом, на базы военно-морского флота, а также в госпитали. Он снялся тогда в 12 художественных фильмах и в «Боевом киносборнике».

Но самый большой успех у зрителей в годы войны и в течение многих лет после Победы имел фильм «Два бойца», снятый в 1943 году на Ташкентской киностудии режиссером Леонидом Давидовичем Луковым по сценарию Евгения Иосифовича Габриловича, в котором Борис Фёдорович феноменально сыграл роль обаятельного Саши Свинцова (Саши с «Уралмаша»), а роль его фронтового друга одессита Аркадия Дзюбина столь же изумительно сыграл Марк Наумович Бернес. В немалой степени громадному успеху фильма способствовала великолепная музыка композитора Никиты Владимировича Богословского, особенно две песни: «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», написанные им на стихотворные тексты талантливого поэта Владимира Гариевича Агатова. Обе эти песни прозвучали в фильме в совершенно потрясающем исполнении Марка Наумовича Бернеса. Об этом фильме я пару лет назад весьма подробно рассказал в своем повествовании «О фильме «Два бойца».

В 1966 году известный советский кинокритик Татьяна Васильевна Иванова написала книгу о Б.Ф.Андрееве, в которой она дала чрезвычайно высокую оценку его участию в кинокартине «Два бойца»: «В этом фильме Б.Андреев доказал, что способен играть по самому большому счету. Не только умножать варианты своих упрямых парней, но и превращать их в выразителей самого народного характера, народной души, всколыхнутой войной, потрясенной, но непоколебимой. На смену жанру приходила личность».

Именно в киноленте «Два бойца» Б.Ф.Андреев наглядно убедил и зрителей, и кинокритиков в том, что именно он являлся в нашей стране актером, стопроцентно соответствующим представлениям народа об облике настоящего суворовского чудо-богатыря. После выхода данного фильма в прокат, кинорежиссеры начали дружно приглашать Бориса Фёдоровича на военные роли в своих фильмах. Он снялся в те годы в следующих лентах: «Малахов курган» (1944) режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица, «Я — черноморец!» (1944) режиссеров Владимира Брауна и Александра Мачерета, «Однажды ночью» (1944) режиссера Бориса Барнета, «Встреча на Эльбе» (1949) режиссера Григория Александрова.

Но в 1947 году Б.Ф.Андреев вновь по-настоящему очаровал советских кинозрителей своим участием в музыкальном фильме «Сказание о земле Сибирской», созданном на киностудии «Мосфильм» режиссером Иваном Александровичем Пырьевым по сценарию Евгения Михайловича Помещикова и Николая Васильевича Рожкова, ставшим третьим цветным фильмом, выпущенном в Советском Союзе. Как всегда, И.А.Пырьеву удалось собрать на съемочной площадке актерский цвет кинематографа нашей страны: изумительную Марину Алексеевну Ладынину, обаятельного богатыря Бориса Фёдоровича Андреева, Владимира Михайловича Зельдина, Владимира Васильевича Дружникова и совершенно юную тогда актрису Веру Кузьминичну Васильеву, ставшую впоследствии знаменитой Народной артисткой СССР.

Б.Ф.Андреев, сыгравший в данном фильме роль Якова Захаровича Бурмака, и В.К.Васильева, сыгравшая роль Анастасии Петровны Гусенковой, являются, по моему мнению, подлинным украшением этой жизнеутверждающей кинематографической истории про настоящую любовь. Нужно добавить, что в данной ленте звучала великолепная музыка композитора Николая Николаевича Крюкова. В связи с тем, что в те годы киностудии выпускали весьма малое количество художественных фильмов, зрители ждали их с огромным нетерпением, поэтому «Сказание о земле Сибирской» стало большим событием, песни из этого фильма сразу подхватила и начала петь вся наша страна. Не удивительно, что в 1948 году творческая группа фильма, включая Бориса Фёдоровича Андреева, была удостоена Сталинской премии первой степени. Фильм был куплен и показан в 86 странах.  

Следующей большой удачей как для Бориса Фёдоровича, так и для советских зрителей, стало его участие в знаменитой киноленте «Кубанские казаки», музыкальной комедии, снятой в 1949 году на киностудии «Мосфильм» тем же кинорежиссером И.А.Пырьевым по сценарию Николая Фёдоровича Погодина. Зрители полюбили этот искренний и светлый фильм сразу же после его премьерного показа, состоявшегося 26 февраля 1950 года. Мало того, они начали петь превосходные песни из данного фильма, написанные выдающимся советским композитором Исааком Осиповичем Дунаевским на стихотворные тексты поэтов Михаила Васильевича Исаковского и Михаила Давыдовича Вольпина.

Как всегда, И.А.Пырьев самым тщательным образом подобрал великолепный актерский коллектив, в составе которого Б.Ф.Андреев прекрасно сыграл роль колхозника Фёдора Грушу  Выдающийся советский актер, общепризнанный интеллектуал, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов не случайно сказал о нем такие слова: «Он был тем актером, который всегда оставался самим собой и очень надежным и светлым человеком, а это редкое качество в людях. От него исходила такая подлинность, что при нем играть, в смысле корчить рожи, было просто стыдно. Это, конечно, самый великий дар. Ничего от дурного актерства у Андреева не было».

Думаю, что к числу несомненных творческих удач Бориса Фёдоровича Андреева следует отнести и его участие в съемках фильма «Большая семья», созданного в 1954 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Иосифом Ефимовичем Хейфицем по сценарию Всеволода Анисимовича Кочетова, Сократа Кара-Дэмура и И.Е.Хейфица, в котором он практически идеально сыграл роль главы среднего поколения семьи Журбиных, Ильи Матвеевича, потомственного рабочего-судостроителя, органически чуждого всяческой показухе. Создатели киноленты очень доходчиво продемонстрировали зрителям, что самыми основными в нашей жизни являются простые, но очень важные человеческие чувства: любовь, верность, семья, дети. Она имела большой успех в прокате нашей страны, а также стала лауреатом Международного Каннского кинофестиваля в 1955 году в номинации «Лучший актерский ансамбль». 

А 16 ноября 1956 года на экраны СССР вышел первый советский широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец», созданный на киностудии «Мосфильм» режиссером Александром Лукичом Птушко по сценарию Михаила Харлампиевича Кочнева. К созданию данной киноленты, посвященной былинному русскому богатырю, уроженцу города Мурома, сменившему плуг на меч и вставшему на защиту родной земли, съемочный коллектив готовился в течение трех лет, изучая документы, иконы, мозаику, былинную живопись и гравюры.

Естественно, роль Ильи Муромца исполнил Б.Ф.Андреев, причем она стала одной из самых важных в творческой карьере Бориса Фёдоровича. Его замечательную игру очень точно охарактеризовал Армен Николаевич Медведев, выдающийся кинокритик, киновед, бывший председатель Госкино Российской Федерации: «В воплощении Андреева русский народный характер, ограненный испытаниями истории, сотворенный из сплава свободолюбия, доброты и неизбывного созидательного стремления, поистине необъятен». Этот актер долгие годы олицетворял на экране сильных и мужественных русских людей, которым не были страшны никакие напасти и преграды, и когда его не стало, все поняли, что такого громоподобного богатыря наше отечественное кино вряд ли вновь найдет в ближайшем будущем.

Мое повествование близится к завершению, и мне следует выполнить обещание, данное читателям в его начале: рассказать о дружбе Николая Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова, начавшейся в процессе съемок фильма «Трактористы». Вот что о ней рассказывал Николай Афанасьевич Крючков: «На съемках этого фильма мы все трое — Андреев, Петро Алейников и я крепко, на всю оставшуюся жизнь, сдружились. Нас потом долго называли по именам наших героев: Андреева — Назаром, Меня — Климом, Алейникова — Савкой. А я скажу так: для артиста нет выше награды, чем когда его роль люди отождествляют с ним самим. Это все равно, как если композитор написал песню, и ее все запели. А другой сто песен сочинит, и ни одной народ не поет. Еще у нас была такая кликуха — «святая троица». Во многом, конечно, потому, что мы втроем сильно тогда бражничали, злоупотребляли дружбой с этим самым «зеленым змием». Я «завязал» первым. А Борька это сделал, лишь когда мы схоронили Петю». Со временем из «святой троицы» выделился тандем Алейников — Андреев. 

Конец второй части (окончание в третьей части)

Борис Пономарев