Не сломленные - 8

Андрей Грачев 2
Макаров Сергей Васильевич.

Ещё одним сильным полком, воевавшим на МиГах, был 180 иап. В нем в 41 году было несколько асов. Макаров был одним из них.

Начал Войну он простым пилотом 122 иап на и-16, в чине Младшего Лейтенанта. Затем он попал, как хороший пилот, в отдельную ИАЭ, а оттуда уже в 180 иап, где вскоре превратился в отличного аса. 180 иап был как раз создан на базе этой "ИАЭ", представлявшей собой прототип полка асов, впоследствии сюда были включены и другие сильные пилоты.

Первую победу он одержал 14 сентября, в составе группы недалеко от Холма, Смоленская область, сбил hs-126. Это был разведчик из 2(H)/13. 17 сентября примерно там же уже в составе пары ас заявил такой же самолёт. Эта победа уже не имеет подтверждения по немецким документам.

3 октября ас одержал первую личную победу. Южнее Нелидова он атаковал группу бф-109, завязался бой, в результате удалось подбить один бф-109, который ушёл, горя. Ему записали эту победу на счет. По немецким данным, это был самолёт из состава 4 отряда JG52, лётчик оберефрейтор Рольф Шнайдевинд не смог дотянуть до аэродрома и разбился.

4 числа ас одержал две победы - сбил "хе-113" и бф-110 недалеко от Холма, Смоленская область. В ожесточённом бою ас сбил бф-109 из 5 отряда JG52, фельдфебель Франц Гиллхауз спасся с парашютом. Это была личная победа, а бф-110 сбит в составе группы. На самом деле это был До-17 из 9 отряда KG3.

6 числа ас заявил некий "фокус-вульф", по другим данным - неизвестный бомбардировщик, в составе группы из 6 самолётов. Видимо, на деле это был До-17 из 9 отряда KG3. Он был сбит в указанном районе, погиб весь экипаж.

7 числа ас сначала в составе большой группы участвовал в уничтожении ю-88, а потом лично сбил бф-110. Бф-110 был из 4 отряда ZG26, а ю-88 был из штаба I группы KG76, причём весь экипаж погиб.

Вообще, в октябре ас одерживал одну победу за другой почти каждый день. 8 октября он сбил До-217 в составе звена. Как и накануне, звено атаковало ведущего немецкой группы. В прицел советских асов попал не просто самолёт, а "дорнье" командира KG2 оберста Хорста Майнерта. Он получил тяжёлые повреждения, но опытный пилот всё же смог посадить самолёт на брюхо и спасти весь экипаж, но самолёт, конечно, был потерян.

9 октября ас лично сбил хе-111, а в составе пары - бф-109. Бомбардировщик был, видимо, из 8 отряда KG26 (это был ю-88), а вот потерь бф-109 на этом участке нами не найдено.

12 октября ас в составе звена сбил корректировщик фв-189. Это был самолёт из 1(H)/12, он был сильно поврежден в бою, тем не менее, дотянул до аэродрома.

13 октября, снова в составе звена, ас сбил hs-126 и бф-110. И снова есть подтверждение. "Хеншель" был их состава 2(H)/21, а бф-110 из 6 отряда ZG26, он был подбит в бою и разбился при посадке.

Итак, в октябре ас лично и в составе группы сбил 12 вражеских самолётов, причём почти все победы имеют подтверждение.

После этого наступил спад боевой активности. Только 14 ноября ас заявил в составе группы "хеншель", чему, впрочем, подтверждений в немецких документах нет. А в конце месяца ас сбил 28 и 30 ноября по бф-109 в составе группы. В первом случае это был бой против 15 отряда JG27, тех самых испанцев. Потерь они избежали, но два самолёта после боя, израсходовав горючее, совершили посадки на брюхо.

Второй случай весьма интересен. Группа 180 иап вступила в бой группой бф-109, в начале боя удалось сбить один из них, однако в конце боя был подбит Макаров. Он посадил самолёт в тылу врага, чуть не попал в плен, его выручил однополчанин Долгушин, который посадил рядом свой МиГ и вывез аса со вражеской территории.

В том бою советские пилоты бились с 3 отрядом JG52. Сбитого лётчика звали Отто Милбауэр, он был тяжело ранен и посадил самолет на советской территории, его немцы также смогли вывезти на лёгком самолёте "шторьх", однако всё равно немецкий пилот умер от ран. На его счету было 2 победы. Макарова сбил фельдфебель Фридрих-Карл Бахманн из того же отряда.

Следующий всплеск результативности у аса был в январе, он в районе Ржева в тот месяц одержал 6 побед, все личные. Пожалуй, есть смысл их рассмотреть.

Так, 16 января он заявил ю-88, который был сбит во время разведки. Это был самолёт из 4(F)/14. Отметим, что весь экипаж самолёта погиб.

18 января ас атаковал группу "дорнье" и сбил одного из них. Это был до-17 из 15 отряда KG53, и, как и в предыдущем случае, экипаж погиб. Сопровождение не успело среагировать на стремительную атаку аса.

22 числа ас, отражая налёт, заявил сбитым ю-87 и бф-109. Потерь "мессеров" немцами не отмечено, а вот ю-87 сбито было сразу две штуки из состава II группы StG2, оба экипажа погибли. Впрочем, вероятно в немецкие документы вкралась ошибка. Бой советские пилоты вели против 3 отряда JG52, а накануне отмечена потеря одного из пилотов полка - лейтенанта Эрнеста Гелиха, имевшего 2 победы на счету. Но на него нет заявок от советских пилотов. Возможно, немцы спутали дату потери.

Полк тоже понёс в том бою тяжелую потерю. При атаке на бомбардировщики сбит и погиб командир эскадрильи, где служил Макаров - многоопытный ас Новиков-Ильин Василий Васильевич. Этот ас участвовал ещё в боях на Халхин-голе, где в группе одержал 7 побед. А в ходе Войны он одержал 13 побед, из них только две записаны ему, как личные, остальные в составе группы. Но во всех этих случаях он был ведущим группы, и в большинстве этих боев Макаров разделял победу с ним. Это была тяжёлая утрата для полка. Сбили его пилоты 3 отряда Карл Хаммерль или Бертольд Грассмук.

25 января ас заявил бф-109. Он обстрелял её, видел, как тот загорелся, но добивать не стал, посчитал сбитым. По итогам боя, однако, самолёт этот не дотянул до своих, разбился (причём атаку истребителя никто из немцев так и не заметил), а пилот получил тяжёлые травмы и вскоре от них умер. Это был фельдфебель Ханс Штратлинг из 2 отряда JG52, он имел 3 победы на счету.

26 января ас сбил ю-87, и эта победа тоже имеет подтверждение, ас сбил самолёт из 7 отряда StG2, правда пилот всё же смог совершить вынужденную, но самолёт полностью был разбит, экипаж смог спастись.

Макаров был отличный ас, он умел проводить быстрые атаки, умел и вести бои на виражах, хотя это и было на МиГе непросто. Этот ас одержал 23 победы, из них 11 лично, причём подтверждаемость их весьма велика. Более того: ас чаще всего не просто подбивал самолёты, а наносил фатальные повреждения. Ас бил в самые уязвимые точки вражеских самолётов. Иными словами, это был настоящий "воздушный киллер", в 12 случаях он не только сбил вражеский самолёт, но и уничтожил вражеский экипаж. Характерно, что это он делал на МиГе, несмотря на недостаточное вооружение данного самолёта.

Кроме того, Макаров активно летал на штурмовку и уничтожил большое количество наземной техники немцев. Хотя МиГ для этого был и не предназначен.

Макаров мог бы стать одним из лучших асов по итогам Войны. 10 февраля он вылетел на перехват большой группы вражеских самолетов. Он атаковал бф-110, один из них сбил (немцы в тот день потерь бф-110 не признают), но его смог подловить бф-109 во время повторной атаки и сбил. Выдающийся ас погиб. Он к тому времени уже был представлен к Званию Героя. Увы, получил его только посмертно...

Такого аса мог сбить, в свою очередь, тоже только ас высочайшего класса. Так и было. Советский ас пал жертвой командира III группы JG51 хауптмана Рихарда Лепплы.

Горголюк Александр Иванович.

180 иап, как выше сказано, был насыщен замечательными асами. Одним из них был Горголюк. Этот лётчик начинал в 23 иап, а с августа был уже в 180 иап. Там он 29 августа одержал первую победу, сбил бф-109. По немецким данным, только подбил истребитель из 7 отряда JG51, он смог совершить вынужденную посадку.

В октябре, как и весь полк, ас летал активно и много сбивал. Причём служил он в одной эскадрилье с Макаровым и летал с ним в одном звене очень часто. Так, 4 октября он заявил в составе четверки, где был и Макаров, бф-110. Как мы отмечали, это, скорее, был Дорнье, шедший на малой высоте.

Затем 7 числа он заявил два ю-88 - один лично, другой в составе большой группы. Мы отмечали, что один из них был из штаба I группы KG76, а ещё один из состава 3(F)/33. Он совершал вылет на разведку. Его-то и сбил Горголюк лично.

9 октября он заявил хе-111. Это был ю-88 из 8 отряда KG76, который, скорее, сбит был Макаровым, но и Горголюк принимал участие в его уничтожении.

Затем 27 октября в составе звена ас заявил бф-110. Это был самолёт из 6 отряда ZG26. На следующий день ас сбил в составе звена до-215. На самом деле советские пилоты атаковали ведущего немецкой группы на ю-88, который был также командиром III группы KG76, майор Франц фон Бенда. Опытный пилот вынужден был совершить вынужденную посадку за линией фронта и пешком добираться до своих.

16 ноября уже сам ас был сбит в бою при атаке на группу бомбардировщиков. Он спасся с парашютом, но был тяжело ранен и надолго выбыл. Сбил его командир 10 отряда JG51 оберлейтенант Йоханн Кнаут.

Впоследствии Горголюк одержал несколько побед в 43 году. Всего он отличился за карьеру 13 раз. 2 июня 43 года, отражая налет вражеских самолётов, лётчик сбил ю-88, после чего был сбит сам, тяжело ранен в голову, однако нашел в себе силы покинуть с парашютом кабину падающего самолёта (летал ас на "Кобре"). Он приземлялся с залитым кровью лицом, не видя уже ничего. Ас смог спастись, но потерял зрение. Он был впоследствии удостоен Звания Героя Советского Союза. Сбил его оберлейтенант Херманн Люкке из 9 отряда JG51.

Кузнецов Иннокентий Васильевич.

Будущий видный ас вступил в Войну младшим лейтенантом, причём служил он в 129 иап. Это как раз тот полк, который впоследствии стал 5-м гиап. Однако так уж случилось, что в августе 41 года аса отобрали в 180 иап. Сложно поверить, но в тот период это было повышением.

Первую победу будущий ас одержал 23 сентября, зато сразу личную. Он сбил бф-110. Немецкими документами она подтверждается:  как раз южнее Осташкова чёткой и внезапной атакой Советского истребителя был сбит бф-110 из 3 отряда ZG26.

Затем ас отличился 2 октября, и снова лично. Сбил бф-109. Это был самолёт из 8 отряда JG27, пилот сбитого самолета спасся с парашютом, однако, помимо Кузнецова, на эту победу претендует гораздо более опытный пилот Семёнов Александр Фёдорович, речь о нем впереди. Вероятно, это была коллективная победа. Затем 3 числа в составе группы он заявил бф-109, а 4 числа в составе пары. В обоих случаях эти заявки пересекаются с заявками Макарова. Ас служил в другой эскадрилье и, вероятно, и в том и в другом случае это была спорная победа, но как групповую её не засчитали, решив, что сбиты были разные самолёты. Всё же более конкретные заявки Макарова имеют преимущество.

Затем ас принимал участие в победах в составе группы 6 октября над "бомбардировщиком", который в наградных превратился в "фокке-вульф", 7 октября над ю-88, 28 октября над "Дорнье". Примечательно, что вначале у лётчиков полка было достаточно много личных побед, однако они зачастую пересекались между собой. Так, заявки того же Кузнецова, как мы видим, пересекались с заявками Макарова и Семёнова. Очевидно, чтобы пресечь споры о том, кто реально одержал победу, в полку приняли решение большинство побед писать как групповые.

В ноябре ас одержал ещё две таких же групповых победы - 14 числа над hs-126 и 28 числа над бф-109.

Для полка особенно тяжёлым периодом была зима 41/42 года. В этот период погибли такие яркие асы, как Новиков-Ильин, Боровой, Макаров. Был близок к гибели и Кузнецов...

20 января он вылетел на перехват группы немецких бомбардировщиков. Однако неожиданно группа сама была атакована немецкими бф-109. Был подбит Боровой Никита Фокич, имевший 15 побед на счету, все в составе группы, ведущий одного из звеньев. После немецкой атаки он потерял строй и не вернулся на аэродром. В том же бою был сбит и Кузнецов, тяжело ранен, но смог спастись с парашютом. По немецким данным, Боровой сбит пилотом 2 отряда JG52 Паулем-Хайнрихом Дэне, в будущем - известным асом. Ас этот подбил Борового и сбил Кузнецова, но добил Борового Отто Шлаух из 3 отряда той же эскадры, начинающий ас.

Кузнецов вылечился, вернулся в строй, но уже 18 марта 43 года он в ходе боя таранил фв-190, но и сам чуть не погиб, снова был ранен, спасся на парашюте. Но снова отважный ас смог вернуться и успешно закончил Войну с 17 победами, одержанными лично и в составе группы. Уже в 91 году, на закате Империи, он получил Звание Героя Советского Союза, которое, конечно, давно заслужил.

Долгушин Сергей Федорович.

Будущий знаменитый ас начал Войну простым лётчиком, младшим лейтенантом 122 иап, где начинал также Макаров. С ним вместе Долгушин сначала попал в отдельную ИАЭ, а потом в 180-й иап.

17 августа ас одержал первую победу. Он совершал вылет на перехват, будущий ас подоспел к воздушному бою и атаковал одного из бф-109, сориентировавшись первым. Атака оказалась удачным. Более того, сбит был сильный ас из 9 отряда JG53 - лейтенант Рольф Клиппген, имевший 10 побед на счету. Он смог спастись с парашютом.

21 августа ас снова сбил бф-109, проведя отличную атаку. На сей раз он сбил истребитель из 1 отряда JG51, пилот спасся с парашютом. Таким образом, Долгушин быстро зарекомендовал себя, как отличный ас. Семёнов, командир полка, вспоминал, что ему не сразу понравился слишком добрый с виду Долгушин, который не был похож на типичного аса. Однако в бою Долгушин доказал свой талант.

Справедливости ради, в этих боях заявлял победы и Семёнов Александр Фёдорович, командир полка. Сначала эти победы пошли именно на счёт Долгушина, но позже, видимо из уважения к опыту, Семенову тоже записали на счёт личные победы. Позже, как мы отмечали, во избежание таких разночтений победы стали писать как групповые.

В октябре ас одержал первую победу в составе группы. 7 числа он участвовал в уничтожении в составе 11 самолётов Ю-88. Как мы говорили, это был самолёт из штаба I группы KG76, не исключено, что сбит был командир группы, так как про состав KG76 и его потери известно крайне мало.

А 8 числа ас принял самое непосредственное участие в уничтожении "Дорнье" командира KG2 Хорста Майнерта, будучи напарником Макарова (мы уже рассказывали про этот бой). С Макаровым у Долгушина к тому времени сложились отношения дружбы и чёткого взаимодействия в бою.

9 числа ас снова своей фирменной атакой сбил бф-109, который ему записали как личную победу. Также в составе звена заявил "хейнкель". Как выше отмечалось, "хейнкель" был из состава 26 эскадры, а потерь бф-109 здесь не отмечено, хотя и Макаров тоже претендовал на такую победу. Впрочем, по данным Прина, в тот день был подбит самолёт из 9 отряда JG51, фельдфебель Вернер Билефельд посадил его на брюхо. В таблицах квартирмейстера этого случая нет. Это лишний раз подтверждает, что таблицы эти более чем неполны. Кстати, это был сильный ас, имел 20 побед на счету.

Ас участвовал в победах 12 и 13 октября, одержанных в составе звена совместно с Макаровым. А 6 ноября ас лично сбил бф-109. Во время вылета на патрулирование ас обнаружил бф-109 и обстрелял его, позже наземные посты сообщили о падении бф-109.

Долгушин в этой атаке сбил не просто пилота, а командира I группы JG52, многоопытного оберлейтенанта Карла-Хайнца Леесманна, имевшего 30 побед. Ас даже не заметил этой атаки и решил, что его обстреляли с земли. Он был тяжело ранен, но нашёл в себе силы совершить вынужденную посадку, на которой самолёт был разбит. Немецкий ас  надолго выбыл и после выздоровления уже не вернулся на Восточный фронт.

Затем 14 ноября ас участвовал в уничтожении hs-126 в составе тройки совместно с Макаровым, а 30 ноября он совершил свой, наверное, главный подвиг: спас Макарова после вынужденной посадки его в тылу врага.

В январе ас воевал активно, одержал 4 победы. Первую из них в составе тройки 9 января в районе Тимофеево. Хотя потерь в тот день в воздушных боях и не было понесено, но на аэродроме Дугино произошла авария при посадке, в результате разбито было четыре "мессера", погиб лейтенант Йоахим Ридель из 3 отряда JG52, имевший 6 побед на счету. Произошло это после боя и, скорее всего, один из бф-109 был подбит советскими пилотами.

Затем 16 января ас вылетел на перехват ю-88 в паре с Макаровым. Заявлены были две победы, но на деле был сбит один разведчик из состава 4(F)/14, экипаж погиб. Очевидно, это была скорее парная победа.

22 числа, в числе прочих, ас заявил ю-87, отражая налет. Второй "юнкерс" сбил Макаров. Действительно, в том вылете II группа StG2 потеряла два своих экипажа. В свою очередь, был сбит командир эскадрильи Новиков-Ильин, о чем мы рассказывали. Его сменил на этом посту Долгушин. К тому времени он носил чин лейтенанта.

25 числа ас заявил бф-109, который также был заявлен Макаровым. Первоначально этот бф-109 не был асу подтверждён. Видимо, автором победы всё-таки был Макаров.

Но, подводя итоги, мы видим, что Долгушин был, без сомнения, асом очень сильным. Причём частенько сбивал опытных немецких асов. В мае 42 года ас был награждён Званием Героя. Позже его заметил Василий Сталин и пригласил комэском в свой элитный 434 иап. Это была высокая честь. Однако в бою в небе Сталинграда ас чуть не погиб. 21 сентября он в ходе вылета был атакован с тыла бф-109. Лётчик Гаранин пытался его спасти, обстрелял бф-109, но, увы, тот успел сбить Долгушина и уйти от очереди Гаранина глубоким пике. Ас был ранен в том бою и вернулся в конце октября. Примечательно, что сбил его оберфельдфебель Вилли Гроссе из штаба JG52, для которого это была первая победа в карьере.

После этого сначала Долгушин попал в инспекцию ВВС, но зимой вернулся в родной полк командовать эскадрильей. А затем он вернулся в 30-й гиап - так теперь назывался 180 иап. Теперь он летал на "Кобре". В сентябре он снова сменил полк - 156 иап, который он и возглавил. Ас теперь сосредоточился на командной работе, на задания летал мало. Полк летал на Ла-5ф.

Удивительный человек был Сергей Федорович Долгушин. Этот человек освоил абсолютно ВСЕ типы истребителей, которые были в СССР: начал на и-16, в 180 иап летал на МиГе, потом на Харрикейне, в 32 гиап летал на Яке-7б, а затем на Яке-9, потом в 30 гиап на Кобре и, наконец, в 156 иап на Ла-5 и Ла-7. Уникальный случай, единственный в истории. Начав Войну младшим лейтенантом, рядовым лётчиком, закончил её командиром полка, Гвардии подполковником. После Войны он ещё долго служил в авиации, дослужился до генеральского чина. При этом Долгушин всегда оставался скромным, простым человеком. И это совершенно не мешало ему быть опаснейшим воздушным бойцом.