3. 20. 2 Невинность и возрождение человека

Лариса Болотова
 «279. … Возрождение есть вторичное рождение относительно духовного человека. Человек этот сначала приходит в состояние детской невинности, заключающейся в этом признании, что он нисколько не может познать истины, ни творить блага от себя, но одним только Господом, и в том, что он ищет и желает истины и блага из той единственной цели, что это истина и благо. И то и другое даётся ему Господом вместе с годами: сперва он приводится к познанию (scientia) начал истины и блага, затем от знания к разумению и, наконец, от разумения к мудрости, сопровождаясь во всё это время невинностью, которая … состоит в том признании, что человек нисколько не может познать истины, ни творить блага от себя, но только Господом; без этой веры и её постижения никто не может принять что-либо с небес; в этом именно заключается невинность мудрости.

280.  Так как невинность состоит в том, чтобы предаваться руководству Господа, а не своему собственному, то из этого следует, что все, живущие на небесах, находятся в невинности; ибо все живущие там, любят чтоб их вёл Господь, зная, что вести себя самому значит быть ведомому собью; что собь состоит в том, чтобы любить самого себя, а кто себя самого любит, тот не терпит, чтобы его вёл другой; что, посему, насколько ангел обретается в невинности, настолько он и в небесах, то есть настолько же он обретается в Божественном благе и в Божественной истине, потому что обретаться в этом благе и в этой истине, значит быть на небесах.

Вследствие этого и небеса различаются по невинности: ангелы первых, или последних, небес обретаются в невинности первой, или последней степени; ангелы вторых или средних, небес обретаются в невинности второй, или средней, степени; ангелы же самых внутренних, или третьих, небес обретаются в невинности третьей, или самой внутренней, степени. Об этих последних можно сказать, что они суть воплощение самой невинности на небесах, ибо, преимущественно пред другими, они любят, чтоб их вёл Господь, как отец детей своих; вот почему также они тотчас принимают волей, исполняют и таким образом переносят в жизнь те Божественные истины, которые они слышат или непосредственно от Господа, или посредством Слова и проповедей; вот почему и мудрость их так высока в сравнении с ангелами низших небес …»

                Хотелось бы понять, как происходит переход Божественной истины к ангелам внутренних небес  непосредственно от Господа или посредством Слова и проповеди?

                Невинность это сущность, проявляющаяся в ангелах и в человеке или это программа, отвечающая за определённое состояние ангелов и человека? 

«Вследствие таких свойств своих ангелы эти всех ближе к Господу, от коего они получают невинность свою; при этом они до того далеки от соби своей, что почти, можно сказать, живут в Господе; по внешнему виду своему они кажутся простыми и на взгляд ангелов нижних небес – детьми, следовательно, как бы маленькими; по-видимому, они кажутся не очень мудрыми, меж тем как они самые мудрые из ангелов небесных, ибо они знают, что сами по себе они нисколько не мудры и что мудрость состоит в том, чтобы сознавать это; они ведают, что всё их знание есть как бы ничто в сравнении с тем, чего не знают; они говорят, что знать, сознавать и постигать это есть первый шаг к мудрости. Ангелы эти нагие, потому что нагота соответствует невинности».

                Что надо понимать под словом «нагота»? Земные понятия или небесные (отсутствие оболочек?)? Строение ягод - внешняя оболочка, мякоть, твёрдая косточка, внутреннее зерно, покрытое своей оболочкой.

«281. … невинность есть самая суть всякого блага; что благо есть благо, насколько в нём есть невинности, и что, следовательно, мудрость есть мудрость, насколько она заимствует начало своё от невинности; что то же самое следует сказать о любви, благостыне и вере; что посему никто не может войти в небеса, если в нём нет невинности, как это и разумеется в словах Господа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия как дитя (на веру?) тот не войдёт в него» Марк X.14.15, Лука XVIII.16.17; тут под детьми и отроками, как и в других местах Слова, разумеются невинные; состояние невинности ещё описано Господом у Матф. VI. 25. 28 посредством одних соответствий: если, таким образом, благо есть благо только по мере, заключающейся в нём невинности, то это вследствие того, что всякое благо исходит от Господа и что невинность состоит в том, чтобы хотеть быть ведомому Господом. … истина не может соединяться с благом, ни благо с истиной иначе, как посредством невинности; поэтому и ангел не есть ангел небесный, если в нём нет невинности, ибо небеса не могут быть в ком-нибудь до соединения в нём истины с благом; вследствие того и сочетание истины с благом называется небесным браком, а небесный брак есть то,  что называется небесами. … истинно супружеская любовь получает бытие своё от невинности, то есть от сочетания истины и блага: когда это сочетание, в коем участвуют две души (mentes), то есть душа жены и душа мужа, переходит в низшую сферу (в подлиннике одно слово, descendit), тогда оно принимает вид супружеской любви; ибо супруги, как и души (mentes) их, взаимно любят себя. Вот почему в супружеской любви есть игры, подобные играм детства и невинности».

             Получается, что вера – это переход человека (его души?) в особое состояние.

282. Так как невинность самая суть блага небесных ангелов, то очевидно, что Божественное благо, исходящее от Господа, есть самая невинность; ибо это самое благо, наитствуя на ангелов и проникая до самых внутренних начал их, располагает и приспосабливает их к принятию всякого небесного блага. То же самое бывает и с детьми: их внутренние начала не только образуются наитием невинности, исходящей от Господа, но и непрестанно располагаются и приспосабливаются к принятию блага небесной любви; потому что благо невинности, как сама суть всякого блага, действует чрез самое внутреннее в человеке начала. Из этого можно видеть, что   всякая невинность исходит от Господа; поэтому и Господь в Слове назван агнцем, ибо агнец означает невинность. Так как невинность есть самое внутреннее начало всякого блага на небесах, то она с такой силой действует на душу, что тому, кто чувствует её в себе – что случается при приближении ангела самых внутренних небес, - кажется, что он не может более владеть собой и что радость, которой он тогда проникнут и восторгается, так велика, что в сравнении с ней всякая радость земная кажется ничтожной. …

283. Все живущие во благе невинности проникнуты ею, и насколько кто пребывает в этом благе, настолько он и проникнут ею; те же, напротив, которые не живут во благе невинности, нисколько не проникнуты ею. Вот почему все жители ада совершенно противоположны невинности: они не знают, что такое невинность, и даже таковы, что чем более кто невинен, тем более они горят страстью сделать ему зло; именно поэтому они не могут выносить присутствие детей и как только видят их, в них рождается зверское желание вредить им. Из этого ясно, что собь человека, а затем любовь его к себе противны невинности, ибо все жители ада погружены в свою собь и затем в любовь к себе».

                Если человек погружён в состояние невинности, не является ли он доступным для демонических сущностей?

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 133).