Чудо-богатырь Борис Фёдорович Андреев первая часть

Борис Пономарев 3
Чудо-богатырь Борис Фёдорович Андреев (первая часть)

Великий русский полководец  Александр Васильевич Суворов, начавший военную службу в 1748 году с воинского звания мушкетера, благодаря своему потрясающему таланту военачальника и находившимся под его командованием русским солдатам, не проиграл ни одного сражения (а их было более шестидесяти), и дослужился в 1799 году до самого высшего в России воинского звания генералиссимуса. Он называл русских солдат чудо-богатырями, поскольку прекрасно понимал, что именно благодаря их мужеству и стойкости, он сумел вести этих мощных людей от победы к победе.  

Об этом постоянно помнили и в советское время, поэтому руководство кинематографической отрасли нашей страны в весьма непростую предвоенную пору было очень обеспокоено отсутствием актеров, полностью соответствующих представлениям народа об облике настоящего суворовского чудо-богатыря, и надеялось на то, что в ее орбите всенепременно появится артист, полностью соответствующий такой совокупности внешних признаков. И надежды кинематографической администрации сбылись, такой актер на ее небосклоне появился! Это событие произошло во второй половине 1938 года при подготовке к съемкам музыкального художественного фильма «Трактористы», создаваемого на киностудии «Мосфильм» уже известным кинорежиссером Иваном Александровичем Пырьевым по сценарию Евгения Михайловича Помещикова.

В этой кинокартине имелась характерная роль грубоватого здоровяка Назара Думы, на которую никак не могли подобрать подходящего актера. Наконец, совершенно случайно, выбор пал на молодого артиста Бориса Фёдоровича Андреева, приехавшего в Москву на летние гастроли в составе Саратовского драматического театра. И.А.Пырьев обратил свое внимание на рослого здоровенного парня, типичного русского богатыря, во вспомогательном составе Саратовского театра, и смело доверил этому еще совершенно неопытному актеру одну из центральных ролей, которая стала для него дебютом успешной кинокарьеры. Здесь я сделаю некоторое отступление, чтобы сообщить читателям сведения о его биографии.

Б.Ф.Андреев — будущий Народный артист СССР, орденоносец, лауреат двух Сталинских премий первой степени, родился 27 января (9 февраля) в Саратове, в потомственной, стопроцентно пролетарской, семье. Его детские и юношеские годы прошли в приволжском городке Аткарске. После окончания семилетки он уехал в Саратов, где поступил на краткосрочные курсы при местном комбайновом заводе и, после получения специальности слесаря-электромонтера, стал работать на этом заводе. 

Ему очень сильно повезло, так как при заводе был прекрасный драмкружок, возглавляемый режиссером Саратовского драматического театра Иваном Артемьевичем Слоновым. Так случилось, что Борис Фёдорович заинтересовался этим кружком, стал часто в нем бывать и, в конечном результате, обратил на себя внимание И.А.Слонова, который предложил ему поучаствовать в спектаклях. Мало того, что Б.Ф.Андреев стал с удовольствием принимать в них участие, с радостью учиться актерскому мастерству и технике речи, он сумел при этом раскрыть перед режиссером наличие у него незаурядного актерского таланта, и по этой причине в 1933 году И.А.Слонов порекомендовал ему поступить на учебу в Саратовский театральный техникум. Борис Фёдорович поступил в данное учебное заведение, продолжая одновременно свою работу на заводе. Это было чрезвычайно трудно совмещать, но ему все-таки удалось окончить театральный техникум, и в 1936 году Б.Ф.Андреев стал актером Саратовского драматического театра имени Карла Маркса, с которым он и приехал, как я написал выше, в 1938 году в Москву.

Во время съемок фильма «Трактористы», проводившихся в окрестностях села Гурьевка Новоодесского района Николаевской области, все сцены управления сельскохозяйственной техникой актеры выполняли сами, без дублеров. Съемки начались в июле 1938 года, а уже в декабре кинолента была представлена на утверждение начальнику Главного управления кинематографии СССР Семену Семеновичу Дукельскому.

Никто из съемочного коллектива не мог себе даже представить, что с этого момента процесс утверждения фильма фактически превратится в проверку его благонадежности. А причиной такого хода событий явилось то обстоятельство, что назначенный незадолго до этого на высшую кинематографическую должность страны С.С.Дукельский не имел абсолютно никакого опыта в киноотрасли, зато имел огромный опыт в совершенно другой сфере: до этого он был начальником Воронежского областного УНКВД (И.А.Пырьеву просто не повезло: С.С.Дукельский проработал в этой должности очень недолго, с января 1938 года по июнь 1939 года, после чего был назначен Народным комиссаром морского флота СССР). Но столь краткого периода времени этому совершенно некомпетентному в вопросах искусства человеку вполне хватило на то, чтобы весьма существенно испортить великолепное творение талантливого кинорежиссера.

Вот что позднее об этом рассказывал сам Иван Александрович: «Мне предлагалось вырезать из картины лучшие комедийные куски и целые игровые эпизоды с Андреевым и Алейниковым, которые и мне, и всей группе, и многим моим товарищам очень нравились. Всего надо было вырезать не более, не менее, как метров шестьсот, то есть почти две части… И тогда, и сейчас я уверен в том, что «Трактористы» в своем «незарезанном» варианте наиболее полно отражали предвоенное грозовое время и были намного содержательней и интересней как по актерскому мастерству, так и по режиссерскому решению». И.А.Пырьев категорически отказался выполнить данные требования С.С.Дукельского. Но тот не привык к такому неповиновению подчиненных. Он приказал своим цензорам произвести переделку фильма без участия режиссера, что и было сделано. После этого лента была показана И.В.Сталину, очень ему понравилась, он получил большое удовольствие от игры актеров (особенно от исполнения Борисом Андреевым роли Назара Думы), и отдал распоряжение обеспечить ей быстрый и широкий прокат.  

Данный фильм вышел на экраны страны в этом «зарезанном» варианте в августе 1939 года, но даже в таком виде успех киноленты был совершенно грандиозный, а все актеры, занятые в главных ролях —  Марина Алексеевна Ладынина, Николай Афанасьевич Крючков, Борис Фёдорович Андреев, Пётр Мартынович Алейников — мгновенно прославились на всю страну. Они стали советскими кинозвездами первой величины. И.А.Пырьев, М.А.Ладынина и Н.А.Крючков были удостоены Сталинской премии первой степени. Зрительская аудитория воспринимала данный фильм как предвестник светлого будущего, которое вот-вот наступит. Кинокартина «Трактористы» по праву вошла в «Золотой фонд» отечественного кинематографа.

Фильм «Трактористы» прославился еще и по той причине, что в нем в исполнении Н.А.Крючкова и Б.Ф.Андреева прозвучали две великолепные песни: «Три танкиста» и «Марш советских танкистов», написанные композиторами братьями Покрасс (Дмитрием Яковлевичем и Даниилом Яковлевичем) на стихотворные тексты поэта Бориса Савельевича Ласкина. Песня «Три танкиста» в течение многих лет была строевой в частях нашей армии, а «Марш советских танкистов» стал традиционным маршем советских бронетанковых войск.

На съемках фильма «Трактористы» три актера, игравшие главные мужские роли — Николай Крючков, Борис Андреев и Пётр Алейников — крепко подружились, их настоящая мужская дружба растянулась на десятилетия, и они впоследствии нередко вместе участвовали во многих фильмах. Об этой дружбе я постараюсь рассказать в заключительной части данного повествования.

После успешного дебюта в фильме «Трактористы» Борис Фёдорович Андреев переехал в \Москву, начал работать в Театре-студии киноактера, и известные режиссеры стали активно приглашать его сниматься в их новых кинокартинах.

Следующей кинолентой, в создании которой принял участие Б.Ф.Андреев, явилась кинокартина «Большая жизнь» (первая серия), ставшая чрезвычайно важной вехой на творческом пути этого выдающегося актера, созданная в 1939 году на Киевской киностудии режиссером Леонидом Давидовичем Луковым по сценарию Павла Филипповича Нилина. Фильм был сделан превосходно, и его режиссура, и сценарий, и актерская игра, и музыка, написанная композитором Никитой Владимировичем Богословским (особенно лирическая песня «Спят курганы темные» на стихотворный текст поэта Бориса Савельевича Ласкина), до сих пор не оставляют зрителей равнодушными. В этом фильме снималась и вся «святая троица» закадычных друзей: Борис Фёдорович Андреев исполнил роль ставшего стахановцем шахтера Харитона Егоровича Балуна, Пётр Мартынович Алейников сыграл роль балагура-шахтера Ивана Семеновича Курского, а Николай Афанасьевич Крючков снялся в роли сотрудника НКВД. !5 марта 1941 года лента «Большая жизнь» (первая серия), ставшая лидером проката 1940 года (18,6 миллионов зрителей), была удостоена Сталинской премии второй степени за сценарий и режиссуру.

В том же 1939 году, на той же самой Киевской киностудии, Борис Фёдорович Андреев снялся в художественном фильме «Истребители», поставленном режиссером Эдуардом Адольфовичем Пенцлиным по сценарию Фёдора Фёдоровича Кнорре. В данной киноленте он исполнил роль летчика-истребителя, старшего лейтенанта Птенчика. Об этом фильме очень хорошо отозвался Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель, легенда советской и российской авиации, полковник Георгий Константинович Мосолов: «Если что-нибудь было в моей летной биографии интересного, то это я в значительной степени отношу к «Истребителям», которые воспитывали и героизм, и находчивость, и гражданственность, и любовь к ближнему». В этом фильме в роли лейтенанта снялся и Пётр Мартынович Алейников. Большое удовольствие зрителям доставила музыка, написанная композитором Никитой Владимировичем Богословским, особенно песня «Любимый город» на стихотворный текст поэта Евгения Ароновича Долматовского, великолепно исполненная Марком Наумовичем Бернесом. Фильм в прокате имел громадный успех: 27 миллионов зрителей.

После этого Б.Ф.Андреев снялся во многих фильмах в эпизодических ролях, но затем началась Великая Отечественная война. Сразу после ее начала, кино стало оружием защитников нашей страны, вдохновлявшем воинов Красной армии на подвиги. Но вскоре началась эвакуация на восток страны — в Алма-Ату, Ташкент, Ашхабад — киностудий Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, и им уже на новых местах пришлось заканчивать начатые до войны фильмы, а затем уже и снимать новые ленты.

Конец первой части (продолжение следует).

Борис Пономарев