100. Новая школа

Незабудка07
Предыдущая глава : 99.Трудное решение
http://proza.ru/2023/12/04/105

                        Сентябрь на Северном Кавказе обычно ещё достаточно тёплый и солнечный, а, временами, даже и жаркий. Кажется, что стоят ещё славные летние деньки, ан, нет, детворе, в школьной форме, с портфелями или сумками, нагруженными тяжёлыми учебниками и тетрадками, надо уже тащиться в душные, раскалённые палящим солнцем классы.

                         Конец августа порадовал жителей георгиевского микрорайона "Берёзка" знаменательным и долгожданным событием: наконец-то, была сдана в эксплуатацию новая четырёхэтажная средняя школа - большая,  на 1280 мест, современная, светлая, строительство которой было начато ещё в январе 1970 года. В июле 1972 года ей был присвоен номер - N6, а 31 августа 1972 года она распахнула свои двери для учеников и учителей.

                            Первого сентября 1972 года на торжественной линейке во дворе школы, залитом ярким солнцем, собрались руководители города, почётные гости, строители (в том числе и мой отец), коллектив учителей новой школы, возглавляемый директором Сошниковым В.П., и сами школьники - оживлённные, нарядные, с букетами свежесрезанных цветов. Начальник СМУ-22 А.В.Мурашко, руководивший возведением этого объекта, вручил взволнованным и трогательным первоклашкам символический "золотой" ключ в Страну Знаний, а какая-то первоклассница пробежала по периметру школьного двора перед всеми классами и дала первый школьный звонок, громко динь-дилинькая большим колокольчиком с нарядным бантом на нём.

                           Наш девятый класс  укомплектовали полностью, впрочем, как и почти все другие классы (всего набралось около тысячи учеников в первый год обучения), а многие городские школы, значительно разгруженые, теперь вздохнули с облегчением - ведь до этого открытия в некоторых школах  занятия проходили аж в три смены!
                 
        Мне понравился наш классный руководитель Юрий Григорьевич Б.: худощавый мужчина лет сорока, физик, в сером, слегка великоватом ему костюме, с весёлой и добродушной улыбкой, сероглазый, с оттопыренными, как у Чебурашки, ушами. Он всё время шутил, улыбался, поддерживал, как мог, своих подопечных, ну, то есть, нас. Слава Богу, все в этот день были новичками в  школе, поэтому я влилась незаметно в класс, в котором девчонок и мальчишек было примерно поровну. Все парты были заняты, а расселись ученики по своему желанию, кто с кем хотел. В школе функционировала кабинетная система обучения: предполагалось, что такая система способствует более глубокому усвоению знаний.

           И покатились школьные будни по накатанному руслу. Как ни странно, в девятом классе мне было легче учиться, чем в восьмом - здешние учителя оказались добродушнее и щедрее на оценки, чем салаватские, некоторые из которых уж слишком явно занижали ученикам отметки.

           Уроки по экономической географии у нас вёл сам директор, Сошников В.П. Выше среднего роста, худощавый, но с начинающим проявляться животиком и слегка сутулой спиной, с голосом - между тенором и баритоном, скуповатый на эмоции и строгий. У директора был пунктик - он не признавал контурные карты, запрещал их использовать и к каждому параграфу учебника, содержащему сведения об экономике  какой-либо изучаемой страны, мы должны были на белом альбомном листе рисовать административные контуры и границы этой страны, размещать крупные города и специальными секторами обозначать все виды промышленности, которые были развиты в этих пунктах, специальными линиями заштриховывать районы добычи полезных ископаемых и тэдэ, и тэпэ. Каждая такая работа забирала очень много времени, поэтому по таким картам у моих одноклассников накапливались долги, которые постепенно потом гасились. Я тоже частенько ходила в должниках и, если мне не изменяет память, по окончании девятого класса так и осталась должна ему несколько карт. Надо отметить, что ко мне он относился дружески, может, из-за того, что знал, что я племянница дяди Лёши, с которым они когда-то работали вместе и до сих пор оставались друзьями?!

        Неординарной личностью оказалась учитель истории, к сожалению, забыла её имя. Полноватая зрелая дама с рыжими крашеными волосами, весьма уверенная в себе и в своём предмете, со звучным, слегка в нос, голосом, заходила в класс шумно и по-хозяйски. Ребята слегка опасались её острого языка, её язвительных выражений и прозвищ, которые она направляла в сторону тех, кого невзлюбила. А не любила она троечников и двоечников, вечно не готовых к уроку. Особенно страдал от её язвительности Лёва П., который мало того, что плохо успевал по предметам, так ещё и постоянно опаздывал на уроки. "Явилось, солнце наше незакатное!" - иронично приветствовала она его, стоящего на пороге класса, худого и долговязого, неизменно в модных брюках "клёш", смущённого всеобщим вниманием. "Луч света в тёмном царстве! Садись на место!" И добродушный Лёва, улыбаясь, отправлялся на свою "камчатку".

            Из всех учителей более всего мне была близка учитель по домоводству Нина Гавриловна Черепанова - приятная элегантная женщина, очень доброжелательная, спокойная, с золотыми руками, которая делилась с нами многими навыками и секретами по шитью и кулинарии. От кулинарии я была, всё-таки, довольно далека, а вот её советами по шитью и моделированию дорожила. 

             Я очень быстро нахватала пятерок и четверок по всем предметам, хотя позже иногда случались тройки и даже двойки, но все почему-то ошибочно подумали обо мне, что я очень способная ученица, к тому же активистка-общественница (о моей комсомольской активности узнали из характеристики). Я себя чувствовала этаким Хлестаковым, введшим в заблуждение честнУю публику, но никого не разубеждала ни в чём - пусть думают, как хотят, мне всё равно.

           После уроков я часто оставалась и помогала Юрию Григорьевичу в каких-то классных делах, охотно выполняла его поручения. В начале учебного года,  благодаря ему и его другим ученикам-помощникам, в школе был оборудован радиоузел. На моё удивление, мне поручили раз в неделю озвучивать выпуски новостей по школьному радио, поэтому дома я старательно репетировала, вычитывая  новости, отрабатывая произношение слов, правильные ударения и интонации. Но часто листочек с новостями подсовывали мне в последний момент, тут уж надлежало быть особенно внимательной при чтении, чтобы не допустить ошибок, ведь эти новости  звучали в каждом классе и выслушивались пристрастно и школьниками, и учителями.
                   
            Поскольку мы с отцом жили теперь далеко от “Берёзки“, то добираться туда нам приходилось на переполненных автобусах через центр. Я иногда опаздывала на первый урок, робко стучала в дверь, извинялась и торопливо проскальзывала на своё место под любопытными взглядами одноклассников.

              Ко всему прочему, я ещё и записалась в художественную школу, здесь же, в  этом микрорайоне, посему, после уроков, два раза в неделю спешила туда на занятия, где мы отрабатывали технику  рисунка, упражнялись со светотенью, изучали законы перспективы и основы построения композиции.

       Отец платил за художественную школу десять рублей в месяц, вроде и немного, но, учитывая, что жили мы только на его зарплату, да ещё и на съёмной квартире, достаточно дорогой для нас, то, понятно, что были стеснены в расходах. Впрочем, большая часть советских людей жили тогда так: бережно расходуя каждую копейку и с трудом дотягивая от аванса до получки, а то и влезая в долги.

Продолжение: глава 101 Возвращение в общагу
http://proza.ru/2023/12/06/1678