Из дневника художника Юия Аеоа
Максим Горький о революции окт. 1917г.: Начинается грандиозный
опыт. Одному черту известно во что это выльется. Будем посмотреть. Во
всяком случае будущее всегда интереснее пройденного -- \в природе нич-
то не повторяется".
Александр Блок: ...разрушение так же старо как строительство, и
так же традиционно как оно -- проклятья времени не избыть -- Разрушая,
мы все те же рабы старого мира --".
"Искусство было для нас главным. Но рев-ция социальная, материа-
лист-я хронологич. совпала с рев-цией в искусстве, и это -- способс-
твовало ряду недоразумений (*?) и даже оказалось для некоторых из нас
- художников и поэтов - роковым" (Юрий Анненков, с73).
Юрий Павлович Анненков прожил большую творч-ю жзнь, встречался с
многими известными людьми в сфере искусства. Интересны его наблюдения
и рассуждения. В какой-то мере в нем отразилось время (времена): он
писал о том что видел и что слышал, упражнялся в разных областях --\
"": Под псевдонимом Борис Тимирязев Ю.А. писал современную яркую
прозу. Как мемуарист - Ю.А. достоверен и точен (?о смрти Горького*).
Анненков всюду ищет предельной выразит-сти и глубины постижения при
максимальной экономии художественных средств. В разное время он прибе-
гал к абстрактной живописи -- для наибольшей худож-й убедит-сти. Его
портреты передают не случайное и преходящее а самую суть изображаемо-
го, его затаенное -- (Вальдемар Жорж).
(Ю.Анненков. Дневник моих встреч. /репринт: "Советский композитор"
б.м., с8-9 /трж 100тыс, цена 10рб).
Изд-во надеется что выпускаемая им книга Юрия Павловича Анненкова
станет достоянием -- всех кто интересуется культурой наших дней" (с11)
"": -- народ спит -- если что его разбудит - это будет не то что
мы думаем" (И.Тургенев, 1876 г. /Ю.А., с16).
"": За святое стремленье к добру /нам в тюрьме отведут конуру".
(Н.Некрасов. 1877 г.)
""-- Над Блоком петербургская земля, /Над всеми странами Толстой
и Достоевский". (Н.Оцуп. 1950 /эмигрант).
*Идейные и безыдейные люди. Писатели и мечтатели. Блок и Пушкин:
что общего -- и какие различия? /Особость /экзистенции --
- 2 -
Содержание
Ю.Анненков - 7 /От автора - 15 /М.Горький - 25 /А.Блок - 56 /
Н.Гумилев - 97 /А.Ахматова - 114 /В.Хлебников - 138 /С.Есенин - 154
/В.Маяковский - 178 /А.Ремизов и С.Прокофьев -211 /Е.Замятин - 246 /
Б.Пильняк - 288 /И.Бабель - 299 /М.Зощенко - 310 /И.Репин - 322 /
Г.Иванов - 330 /Перечень портретов - 13
Автопортрет - 6 /Алянский - 64 /Ахматова - 113 /Бабель - 298 /
Блок - 94 /Верхари - 216 /Волынский - 82 /Глебова-Судейкина - 126 /
Горький - 24 /Есенин - 163 /А.Жид - 54 /Замятин - 245 /Зощенко - 309 /
Иванов - 329 /Керенский - 47 /Кузмин - 87 /Лафарь - 230 /Маяковский -
177 /Никитин - 254 /Ж.Одиберти - 140 /Пильняк - 287 /Прокофьев - 218 /
Пяст - 76 /Распутин - 222 /Ремизов - 210 /Сологуб - 106 /Спесивцева -
101 /Г.Уэллс - 38 /Филип, Жерар - 208 /Хлебников - 137 /Ходасевич - 29
Чуковский - 155 /Шкловский - 35
Перед вводным рассказом о Ю.А. - портрет самого автора (лысого),
выполнен крупно: мощная голова и шея, брови - вразлет, над ними - 3
морщины на покатом лбе, правый глаз чуть обозначен, левый - широко
раскрыт, смотрит влево /нос - картошкой, губы гедониста, не слабые
челюсти и подбородок; лицо невеселое -- серьезен или печален, скептик
(*!). -- без указания времени и места, немолод, отек нижн. века.
Портрет Ленина (Ю.А. 1921): светлая голова, мощный лоб, хитрый
прищур глаз, ноздри раздуты как бы в гневе, рот слегка приоткрыт над-
менно насмешливо, лицо и шея выражают волю и решительность (с18).
Троцкий изображен (Ю.А. 1923) каким-то злодеем (карикатурно):
копна лохматых волос на голове, напряженный лоб, чем-то недовольный
нос под к-рым ощетинились усы, хищно чуть открыт рот (зубов не видно),
козлиная бородка (меньше усов), лицо и шея сильно напряжены, глаз
(почти профиль --) смотрит грозно и испуганно (с19).
Далее портреты: А.Толстого (в Париже -- нейтрально или с симпати-
ей); И.Эренбург с трубкой в кафе в Париже, 1934; М.Равель -- в кубич-м
стиле, 1932; Веселый человек - С.Эйзенштейн в Париже.
1. Есенин и Маяковский
Ю.Анненков: ... стремлением -- к званию "первого русского поэта"
-- были одержимы многие поэты того времени: И.Северянин, В.Маяковский
-- В.Хлебников. Пушкин (памятник Пушкину) не давал покоя поэтам.
- 3 -
Есенин на Тверском бульваре мечтает "бронзой прозвенеть": О,
Александр! ты был повесой, /Как я сегодня хулиган". "Не сотрет меня
кличка "поэт", /Я и в песнях - хулиган".
Маяковский тоже сделал заявку " после смрти стоять "почти рядом"
с Пушкиным. А Есенина называл "балалаечником". В свою компанию В.М.
берет Н.Некрасова -- "он и в карты, он и в стих --". В.М. не хотел пи-
сать как Пушкин -- а что-то у него - от Некрасова и Блока.
С.Е: В этой жзни умирать не ново, /Но и жить, конечно, не новей".
В.М.: ... Надо вырвать радость у грядущих дней. /В это жзни поме-
реть не трудно, Сделать жзнь значит-но трудней". Написал -- в 1926г.
а в 1930-м сам расстался с жзнью, написав ступеньками -- "Мой стих
дойдет /через хребты веков /и через головы /поэтов и правительств". В
это время слава Есенина росла, его имя гремело (*!после самоубийства).
Чрезмерно душимый ревностью М-кий не смог стать выше таких поэтов как
Есенин. -- простейшая лирика Есенина поет полным голосом -- "Грандиоз-
ное" мельчает, становится временным а "пустяковое" - пахнет веч-
ностью" (с173 /Ю.А.).
"Есенин -- нежен, лиричен, - рев-ция -- эпична, катастрофична.
Оттого-то жизнь поэта оборвалась катастрофой" (из статьи Троцкого).
В.М. ("Я и Наполеон", 1915г.): Мой крик в граните времени выбит
/и будет греметь и гремит --"; "Все чаще думаю - /не поставить ли луч-
ше /точку пули в своем конце" (Флейта- позвоночник", 1915г.). И еще:
Через -- столько-то лет -- /с голода сдохну ль, /стану ль под писто-
лет..." (1916г.). Ю.А.: "С голода сдох" бездомный Велимир Хлебников.
Ю.А.: 1910-1920 годы были, в искусстве, наиболее динамичными --
возрастающее разложение режима. Наивная юность и ненависть к войне
привели к вере в рев-цию". -- Маяковский в 1917г. кричал: Сегодня /до
последней пуговицы в одежде, /жзнь переделаем снова" ("Революция").
В начале 1930г. В.М. вошел в Ассоциацию Пролетар-х Писат-й. 16/03
-- провал "Бани". 25-го -- выступил с самокритикой и -- обратился за
разрешением на выезд в Париж, к-рый оч. любил -- "жить и умереть в Па-
риже". Выезд за границу в этот раз ему запретили -- опасались что он
скажет правду об СССР. Добавилась "романтическая неудача" -- близость
политич-х преследований. "Поэзия Маяковского умерла -- 14/04 он заст-
релился. -- 37лет. Роковой возраст -- Рафаэль -- Байрон, Пушкин --
Ван-Гог -- Хлебников. Сталин: Маяковский -- остается лучшим -- поэтом
- 4 -
сов-кой эпохи, и равнодушие к его памяти и к его произведениям являет-
ся преступлением". Ю.А.: Счастливая жзнь (и особенно - с ванной) ни-
когда не ведет к самоубийству" (*). (сс158-160, 172-174, 184, 209).
Портрет (лицо /*эскиз) Есенина (Ю.А. 1923): большой купол головы
(*башка), злые глаза, презрит-я усмешка -- папироса -- хулиган -- бан-
дит; мнительный -- подозрит-й (с153).
С.Е. не знал кто такой Гораций но зато виртуозно выругивал "Малый
матерный загиб" Петра Великого (37 слов). Большой загиб (260 слов),
кроме Есенина, знал только друг Ан-кова "советский граф", спец по Пет-
ру -- А.Толстой. Ан-кова по пьянке Есенин дружески звал "сволочью"
(с167-8). Лежа на диване с Дункан, С.Е. вопил -- "Смыться бы куда!" --
укатил в Америку. Ю.А.: К поэтам особенно применимы слова Некрасова
что в судьбах писателей лежит что-то роковое. В.М.: "Слово - полково-
дец человеческой силы". Ю.А.: Эта страшная армия привела к самоубийс-
тву и гибели -- блестящих своих "полководцев". Есенин повесился от от-
чаяния, от беспутства -- беспутья (*вскрыл вены). Свободные -- продол-
жали творить в эмиграции (с169-70).
Портрет Маяковского (Ю.А-в, 1920-х /сделан лучше чем -- Есенина):
Крупное лицо (голова не вместилась --), один широкораскрытый глаз
(удивленно и строго), пренебреж-но сжаты губы -- папироса, тверд. под-
бородок. Ю.А.: Он был огромн. роста, мускулист и широкоплеч -- брови
лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть
плотоядно выдавалась вперед. Гордился своим видом: Иду - красивый,
22-хлетний ("Облако --", 1915). К своей недружелюбности В.М. добавлял
колкие вспышки глаз -- самодовольный вид -- протест и восторг публики.
В.Мейерхольд: Грубость М-кого была беспредельно хрупкой" (с177-9).
*Беспредельное --? /жизнь везде и всем ставит предел.\
В.М. приходилось (*?энтузиаст) зарабатывать на рекламе Мосельпро-
ма -- резинки и карандаши -- "Прежде чем идти к невесте, побывай в Ре-
зинотресте!". Ю.А. вспомнил забавного стихотворца (знали подростки):
Как вкусна, дешева и мила Абрикосовская пастила!" (с191). Вспоминается
Пушкин: Без тебя, моя душа, пастила нехороша --".
*В 1990-х, когда в Россию завозили много сладостей из Европы,
вспомнили про русские сладости и Пушкина -- в рекламе. Пушкин был
сладкоежка (гурман) и женолюб.
- 5 -
В стих-нии "Ответ на будущие сплетни" В.М. объясняет почему он
привез из Парижа автом-ль -- и пишет о своей готовности при опасности
-- (?*) передать "т-щу комиссару". Ю.А. напоминает об одной "наиболее
страшной поэме В.М. о гниющем кап-ком Париже - городе проституток --
идиотов - русских эмигрантах; ранее В.М. -- о Париже в к-ром хотел бы
жить -- (зигзаги -- сильнее чем у Пушкина). Ю.А. называет Маяковского
"жертвой" не уточняя чего (с204-5 /*политики -- Сталин о самокритике).
Новая поэма В.М. о литейщике и его новой квартире -- "Думаю: - Очень
правильная эта, наша, сов-кая власть". Ю.А. разоблачает лживость такой
пропаганды (с206).
2. Максим Горький
"": Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."
(из сов-кой песни "молодых строителей...").
"": Безумству храбрых поем мы песню".
"": Рожденный ползать летать не может"
(М,Горький. Песнь о соколе).
Черно-белый портрет Горького (1920 /что-то символизирует /участ-
ник -- событий): густые волосы причесаны, неширокий лоб, большой нос,
большие усы, маленький подбородок, правая сторона лица -- в черном,
левый глаз не видит, белая рубашка (?), черный пиджак; темный человек
к чему-то прислушивается. Трудно сказать, где и с какими чувствами ри-
совал Ю.А., Горький, вероятно, отнесся к -- портрету добродушно. Р.Та-
кер, со слов карикатуриста Б.Ефимова, пишет что Ленин и Горький не
возмущались карик-ми на них в "Правде" (*шаржи?), иначе -- Сталин.
В большой статье о М.Горьком Ю.А., выступая пртв сов-го подхода к
личности талант-го писателя, пишет что задолго до Окт-й рев-ции вы-
ходцы из простого народа становились знаменитостями. -- Эзоп, римский
баснописец Федр -- /великий Гораций, создавший за 50лет до Рождества
Христова многое в Державине и Пушкине, был сыном раба" (с26).
Ю.А. считает что ему повезло - близко знать М.Г. в разные периоды
его жизни: в юности - частые встречи на даче в Финляндии; описывается
хрктр и поведение М.Г., о его слезливости при чтениии или просмотре
фильмов -- в частности, когда в 1921г когда М.Г. уезжал из России, и
- 6 -
Ю.А. был среди немногих провожающих (с28). О слез-сти М.Г. писал и Хо-
дасевич, считая что это было "чистейшим движением души".
О творчестве М.Г-го Ю.А. пишет немного. В 1926г. с успехом вышел
фильм Пудовкина по роману М.Г. "Мать". Еще в 1905г в Париже на фрнц-м
-- пьеса "На дне". Юнош-е воспоминания Ю.А. обрываются (?даты) -- М.Г.
был вынужден покинуть Россию -- на Капри (?лечение). В 1911-14гг Ю.А.
учился в Париже (*русская творч-я элита). --
М.Г. резко осудил оборонческую позицию своего друга - писателя
Л.Андреева. Ю.А. встретил М.Г. в Петрограде перед самой рев-ц-ей. --
М.Г. стал оч. похож на русского мастерового -- с такой внешностью
встречались везде среди простых -- скуластые -- ржавые усы, прическа
ежиком. Вокруг М.Г. были самые разные люди. Жестокость -- после "беск-
ровного" переворота потрясла его -- бомбард-ка Кремля -- /М.Г. возг-
лавлял комитет "Союза деятелей искусств" и вел переговоры с властями.
-- "культуру М.Г. любил до самозабвения".
Больной Г-кий говорил А-кову: Начинается грандиоз. опыт. Одному
черту известно во что это выльется -- Во всяком случае будущее всегда
интереснее пройденного -- прошлое необходимо охранять как величайшую
ценность -- в природе ничто не повторяется" (с32).
В период военн. комм-зма М.Г. заботился о пропитании интел-ции. В
этом участ-л и Ю.А.. М.Г. -- расовой вражде. О страшном 1920 годе --
Ю.А. сравнивает -- насколько лучше было в годы немецкой оккупации в
Париже, где он был в 1940г. Ю.А. (с34-37) приводит факты из статьи
"Петербург в блокаде" "формалиста" Шкловского. -- зимой замерзли почти
все уборные - это было почище голода. -- люди мочились -- где угодно.
На город напала вошь -- от тоски. -- трупы хоронили скорченными -- ра-
ны без жиров не заживают.
Для встречи с англ-м писателем Г.Уэллсом доставили -- редкие про-
дукты. На выступление довольного Г.У-са истерично отозвался Амфитеат-
ров. Затем Шкловский, знаток англ-й лит-ры, с ненавистью высказался об
англичанах устроивших блокаду -- /По просьбе М.Г. с умиротвор-м заяв-
лением на англ-м выступил Замятин. Для всех кто присутствовал -- Маркс
был смешон с его анахронич. теориями, давно отброшен. в прошлое разви-
тием человечества (с39).
После посещения голодного Петербурга, где была встреча с деятеля-
- 7 -
ми культуры, Г.Уэллс опубликовал в Лондоне -- "Я не верю в добрую волю
марксистов, для меня Карл Маркс смешон" (с39).
В 1924г (*?) несколько дней Ю.А. провел на белой вилле М.Г. в
Италии. О фашистах М.Г.: -- этих я не могу "полюбить черненькими" (с42
/*ФМД). В Сорренто к Г-кому приезжали многие деятели искусств из Рос-
сии. По словам Ходасевича, Г-кий обожал итал-кие праздники (с43).
В обыденной жизни любивший шутку и балагурство он с чрезвыч. робостью
и опаской прибегал к ним в писаниях.
Характерной чертой Горького-писателя была его скромность и зас-
тенчивость. Ю.А. делал рисунки к крохотной сказке М.Г. для детей --
"пристали черти лиловые:: напиши да напиши --". В 1919г -- успех пос-
тановки "Работяги Словотекова" -- Маяк-кий -- "Клопа" через 9лет. За-
мятин -- невиннейший "Работяга --" снимается с репертуара дабы охра-
нить -- малого несмысленыша - демос российский"(с44). У Горького не
было професс-й ревности -- помогал другим --
М.Г.: Советскому Союзу нужны писатели-ударники -- чтобы вбить в
человеч-й мозг познание, необходимо, кроме таланта, время, терпение,
любовь к труду и мастерство" (с48).
Горький: Искусство - это красота к-рую талант мог создавать даже
под деспотич-м гнетом -- Пушкин был первый кто почувствовал что лите-
ратура гораздо более нужна человеку -- чем любая работа в канцеляриях
или в императ. дворцах. Пушкин был первым кто поднял значение писателя
на такую высоту к-рую до него еще никто не сумел достичь". Ю.А. добав-
ляет (как он видит) -- в образе Икара - парашютиста, в очароват-х ан-
гелах - летчиков (с48 /*Ленин -- хлеб и пайки --).
Ю.А. возмущается тем что Горького называют предтечей и основопо-
ложником "соц-кого реализма". Приводит слова М.Г. на одном собрании
неск. мес-в после окт-кой рев-ции пртв комерч-го реализма -- "реа-
лист-й халтуры". Ю.А. категоричен: Ни в каком случае Горький не мог
быть провозгласителем "офиц-й" формы искусства --" (*время меняет лю-
дей, но Ю.А. -- пртв сов-й власти). Еще одно высказывание -- М.Г. из
далекого 1921г.: ... у нас к писателям подходят не с худож-й а с поли-
тич-й меркой". Ю.А. называет творч-во М.Г. "индивид-м реализмом" --
внимат-но следил за молодыми формалистами. Ю.А. добавляет -- из письма
М.Г. Чехову в ян. 1900г. в к-ром М.Г. -- что он рад тому что Чехов
- 8 -
"убивает реализм" -- настало время нужды в героич-м".
*Это верно - дело шло к рев-ции с помощью русских писателей -- к
романтике брьбы -- за соц-зм.
А ниже Ю.А. опровергает себя: в 1934г. на первом всесоюзном съез-
де сов-ких писателей М.Г., избранный почетным предс-лем этого съезда,
сказал что соц-кий реализм есть правда жзни, насыщаемая позией идеала
по мере того как люди превращают землю в прекрасное жилище --". Ю.А.
не воспринимает эти слова М.Г., сказанные в период кровавых чисток,
как искренние. В 1936г. М.Г. мужест-но -- писал: Наше искусство должно
стать выше дейст-сти и возвысить человека -- Это проповедь романтизма"
(с49-50 /*М.Г. менялся был романтиком и реалистом).
*Романтика -- молодые -- движ-е вперед к прекрасному будущему --
"соцреализм" -- потом пришло разочарование; а Сталину нужна была вера
масс в будущее и в него как в вождя. Убрать всех кто сеет неверие и
мешает строить новую жзнь. Горький помогал Сталину --\
Горький умело "вытягивал" деньги у капит-в и посылал Ленину --
потом был разочарован. -- сказал Анненкову (*!где? когда -- в Ита-
лии?): Что поделаешь! Это называется "ходом истории". М.Г. прожил
сложную жзнь -- его искусство было неровным (*!от романтизма к соцреа-
лизму), а его почерк был ровным (с51 /"я" и окружение).
Ю.А.: Тайна смрти М.Г. остается неразгаданной". Он верит свид-ву
Троцкого к-рый "прекрасно разбирался в сталинском климате" (*враг ста-
линского режими) к-рый считал что М.Г., "добрый и чувствит-й старик",
не стал бы молчать во время репрессий Сталина пртв старых большевиков.
Арестовать или выслать Горького Сталин не мог из-за большой популяр-
ности М.Г.. Сталину оставался один выход -- при помощи яда. Эта вер-
сия подтверждается "большим медиком" -- Плетневым -- лечили Горького
от болезни срдца но он страдал не столько физич. сколько морально --
терзал себя самоупреками (*критика) -- нечем было дышать -- стремился
в Италию" (П. -- был репрессирован (*после смрти Сталина реабилитация
-- месть?).
Сначала было ясно что М.Г. отравлен - показало вскрытие -- до
этого Пл-в видел красивую коробку конфет на столике -- "как всегда
Сталин придумал наиболее действительное (*?) средство" (*придумка --
- 9 -
/неправильно лечили?) /Потом -- лживую версию, врачи молчали. По Моск-
ве -- слухи что Сосо (*!??) отравил -- (*Пильняк --). Чтб отвлечь вни-
мание народа -- обвинили врачей -- /Рассказ Пл-ва был опубликован в
1954г. после его смрти в "Соц-ком вестнике" его подчиненной фельдшери-
цей в лагере -- " (с51-53).
*Версия в интернете: хроническая болезнь легких -- много курил.
Умер своей смртью.\ Возможное поведение Горького во время репрессий
1937г. остается под впрсом. Вся жизнь М.Горького состоит из больших
зигзагов -- бОльших чем " станинские зигзаги Пушкина" у Анат. Мадорс-
кого: стремление к героике и упоение бытом. Друг Горького - бывший со-
ратник Ленина - Бухарин называл его "пролетарским писателем и вели-
чайшим гуманистом" (*несовместимо!).
Ленин оч. хотел привлечь Горького на свою сторону и в то же время
резко критиковал его -- что он дал окружить себя (в Италии) интелли-
гентами -- назвыал его "теленком", советовал плевать в морду тем кто
его критикует. Позже в письме Сталину Горький -- о своем нежелании
репрессий пртв своих критиков. От яростной критики большевиков в 1-е
годы рев-ции М.Г. перешел к защите сталинизма: Если враг не сдается -
его уничтожают", "Кто не с нами, тот пртв нас", "Лес рубят - щепки
летят". Видел в каторжном труде на строит-ве Беломорканала образец вы-
работки нового человека. Совершил парадную поездку на Соловки. Одобрял
борьбу с теми кто мешал строить социализм (в отсталой аграрной стра-
не). И раньше он не всегда выступал в защиту интел-нтов. Допускал кри-
тич-е высказывания о российской действительности.
О похоронах Горького писал А.Жид к-рый "совершен. очевид. преуве-
личивал" -- "на всех лицах -- даже самых маленьких детей, -- оцепене-
ние полное грусти". Вс. Иванов (несомненно, пртв своего срдца) о Горь-
ком: Россия дала ему всю силу любви как она дает ее сегодня Сталину".
Ю.А. заканчивает -- словами одного из посетителей М.Г-кого в пос-
ледние годы его жзни -- "как бы он определил время, прожитое им в СССР
-- Максим Горький ответил: Максимально горьким" (с55).
В СССР Горького использовали в пропагандистких целях. Его статьи
и доклады с идеолог-й тчки зр. правил Лазарь Моисеевич Каганович, ин-
формируя Сталина. Горький соглашался с поправками...
- 10 -
Известен чекизм М.Г.; он часто встречался с гебистами. Генераль-
ный комиссар госуд-й безопасности Г.Ягода был вхож в семью М.Горького,
говорили что он был любовником его жены. Г.Я. был привлечен как глав-
ный обвиняемый по делу -- правотроцк-го блока, обвинен в организ-и
убийств Менжинского, Горького и его сына, попытке отравить Ежова.
Горький на протяж. 1917г. резко выступал пртв большевиков -- пртв
тезиса Ленина о своевременн. соц-й рев-ции. Пытался организовать вос-
питание рабочих и крестьян. По мнению некоторых историков, Ленин нас-
тойчиво выталкивал М.Г. из России, советовал лечиться заграницей;
русские врачи, особенно ком-сты, лечат плохо.
В окт. 1921г. М.Г. выехал лечиться -- жил в Германии, Чехослова-
кии а с апр. 1924г. - в Сорренто. С 1928г. в своих очерках о поездках
в СССР старался убедить мировую общест-сть в привлекат-сти соц-го
строя. В 1933г переехал в Москву. -- писал об инженерах-вредителях --
о созидат-х силах пролетариата, о гибели буржуазии. Восхвалял коллек-
тивизацию, Сталина, гебистов (К.А.Залесский. Империя Сталина. 2000).
Горький, по словам нац-л-большевиков, называл росс-кую историю
бездарной, -- предрекал расцвет росс-кого крестьянства.
А.Чехов: В человеке всё должно быть прекрасно..."
(*русский перфекционизм? /ср.: пофигизм).
М.Горький: Человек - это звучит гордо".
"": Гордость - сестра глупости".
*Нам оч. дорог "нас возвышающий обман" (читайте А.Пушкина).
*Лесть приятна а потому неискоренима.
*Горький писал Ленину что в России мало по-настоящему умных...
Ленин: Если в России найдется умник то обязат-но будет еврей или
человек с примесью евр-й крови".
3. Александр Блок
Гимназистом Ю.А., как многие его сверстники, увлекался А.Блоком.
После театра студенты гурьбой шли в кабачок -- /Питерские студенты
знали блоковскую "Незнакомку" наизусть (с57). Ю.А.: Мы пили и хмелели,
читая стихи Блока, как Блок пил и хмелел создавая их. -- Б.Пастернак в
"Докторе Живаго": Блоком бредила вся молодежь обеих столиц" -- поэзия
Блока запоминалась мелодически. Читали многих -- "Но избранником был
Блок". -- О Блоковской "Прекрасной Даме" -- упрощенно писал Гумилев --
- 11 -
/Ю.А.: По счастью, теории приходят с опозданием (*"": Хорошая мысля
приходит опосля"). -- теории охлаждают вдохновение". Блок считал что
"Прямая обязанность художника - показывать а не доказывать".
Визит Ю.А. к Блоку -- описание: высокого роста, стройный -- в ху-
дожнической блузе -- белая рубаха -- спокойное лицо, чуть высокомерный
взгляд, светлые курчавые волосы, высокий лоб -- о высокомерном взгляде
Блока говорилось часто. -- Глаза А.Ахматовой, как и А.Белого, многие
считали надменными, ледяными. С 1905 и до 1914г. -- на вечерах (с бу-
фетом и водкой) блуждали поэты и писатели -- любимцы публики. -- /От
поэмы Блока "Двенадцать" Ю.А. был в "радостном недоумении". "-- Пом-
нишь, Катя, офицера - /Не ушел он от ножа...". Ю.А.: Здесь был новый
поэт -- новая хулиганская поэзия". Поэма приобрела мировую известность.
Все позитивное Блок определял как музыкальные ценности. "-- дух
музыки творит высшую природу нашего сознания и чувствования" (Лурье).
Ю.А.: в первые бешеные годы рев-ции -- годы массового убийства --
безнаказанного кровопролития -- Блоку чудилась музыка -- /для многих
из нас рев-ция была зрелищем -- для нас жзнь попрежнему была заполнена
искусством -- это было главным. -- преображение мира стало превращать-
ся в разрушение к-рое воспевал Маяковский.
Ему возражал Блок: -- проклятья времени не избыть. Разрушая, мы
все те же рабы старого мира --". В апр. 1920-го Блок: В ян. 1918г я
последний раз слепо отдался стихии как -- в ян. 1907 и в марте 1914г.
-- не отрекаюсь от написан. тогда -- написано в согласии со стихией...
Те кто видит в "Двенадцати" политику -- слепы к искусству -- одержимы
злобой" (с74).
29/01/1921 Блок в речи -- 84-й годовщ. -- Пушкина: Покой и воля
необходимы поэту для освобождения гармонии. Но творч-й покой и творч-ю
волю (тайную свободу) отнимают -- поэту нечем дышать; жзнь потеряла
смысл" (с72-74 /*"": каждый пишет как дышит).
"Поэму "Двенадцать" широкая толпа к-рая никогда не читала Блока,
опознала по слуху, как родственную -- по фонетике -- к-рая приближа-
лась к частушечной форме -- Блоку выпала удача: по-другому передать
улицу не представляется возможным" -- Популярность Блока росла (с75).
- 12 -
На вечеринке -- в окт. 1919г. -- присутствовали Блок, Белый ...
пили аптечный спирт -- читали стихи -- после запретного спирта --
крепкий сон (с77). Во время блуждания по П-ргу по просьбе Блока Ю.А.
прочитал из Блока: -- Актеры, Правьте ремесло, /Чтобы от истины ходя-
чей /Всем стало больно и светло!" -- /Блок: Прошлое начинает нравиться
когда настоящее отвращает". В голодные годы говорили о -- рябчиках --
лягушачьих лапках (с79). -- /Автор стих-х афишек Изюмин получал паек
кормящей матери -- почему-то повесился (с83). Голодание подорвало здо-
ровье Блока -- выходили журналы -- беспредметный анахронизм -- Блок
был в центре -- : И идут без имени святого (*К.М.) /Все двенадцать -
вдаль /Ко всему готовы, /Ничего (*никого) не жаль..." (с84).
Сборища на квартире Ю.А. -- Зима разъярилась. -- спали в тулупах,
В валенках -- под коврами -- самогонная химия уже не помогала. --
Уборная не действовала (с89).
Ю.А. считал что поэзия глубоко национальна -- непереводима (*Пуш-
кин, талант и русский язык). Блок: Непереводимые Пушкин, Байрон, Гей-
не, Мицкевич -- взятые вместе, представляют собой эпоху". Блок любил
многих художников -- особенно Врубеля у к-рого есть иное как у всех
гениев, ибо они не только художники но уже пророки.
Прощальное стих-ние больного Блока -- 29/01/1921: Пушкин! Тайную
свободу /Пели мы вослед тебе. /Дай нам руку в непогоду, /Помоги в не-
мой борьбе!". Отнимали творч-ю волю а не ребяческую. И поэт умирает --
жзнь потеряла смысл. Весной 1921г. Блок -- "Устал". В конце июля --
Блок "Теряет рассудок. В авг. -- скончался (с91-93).
Портрет Ал-дра Блока на смртном одре (Ю.А. без даты): большой
лоб, редкие волосы, горбатый нос, оскал зубов -- хищное свирепое выра-
жение /напряжен (с94). Е.Замятин (друг Ю.А.) об этом портрете: --
портрет смрти вообще -- пахнущего смртью лица" (с95).
А.Ахматова (смрть Блока, расстрел Гумилева): Принесли Пресвятой
Богородице -- во гробе серебряном, /Наше солнце в муке погасшее -
Александра, лебедя чистого". Н.Берберова: -- В передней - плач, /на
лестнице смятенье, /И надо всем - нездешней жзни тень, /Как смртный
след, исполненный значенья" (с95, с96).
- 13 -
4. Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова
О Н.С.Гумилеве (с97-112 /без портрета): -- ошибки и страсти вла-
ча, /Был он рыцарем света и слова -- вера его горяча" (Н.Оцуп).
Н.Г. кроме путешествий по Европе: Италия (многие города), Франция
(учился в Сорбонне), Англия, Швеция, Норвегия, - много путешест-л по
Африке. А.Блок любил путешест-ть по Европе -- Германия, Италия, Фран-
ция, Бельгия -- /Писал стих-я о Венеции (1909г.). В письме матери --
что чувствует себя как в своем городе -- все обычаи -- природа - все
свои. Все он знал из книг но здесь -- новизна успокоит-я и освежающая.
О Венеции (1912) -- "Лев --- держит Евангелье -- как серафимы крылат".
/Ю.А.: Здесь Г-в коснулся Пушкина -- "И внемлет арфе серафима --"
(*это в памяти и мыслях Ю.А. /как и другим -- чудится П-кин) (с97-99).
А.Ахматова (жена Г-ва, 1912г.) о Венеции: -- Но не тесно в этой
тесноте, /И не душно в сырости и зное" (с99 /*личное, чувства).
*Русская литература и Европа /истоки -- значение и течение.
Герой и искатель приключений Г. предвидел свой трагич-й конец --
стих-я: В красной рубашке -- голову срезал палач и мне, она лежала
вместе с другими -- " /"Рабочий": пуля им отлитая, отыщет грудь мою --"
Большевики прозвали Г-ва "цепной собакой кровавой монархии" (с100).
Г-в и др. пробовали вдыхать эфир -- подышали снами --
/Поэт оч. нравился жнщнам -- элегантен -- слегка надменен -- надмен-
ность художника (*выше толпы): В творчестве поэт должен обладать нео-
сознанным чувством катастрофичности, ему кажется что он говорит свое
последнее и самое главное, без познания чего не стоило рождаться --
это чувство мешало бы говорить, если не сопутствующее ему чувство по-
бедности, сознания того что творишь совершенные сочетания слов, подоб-
ные тем к-рые некогда (*??) воскрешали мертвых, разрушали стены" --
"Прекрасное стих-е входит в сознание читателя как непреложный факт --
определяет его чувства и поступки -- мировое значение - облагораживать
людскаю породу (с105 /*Ленин --).
Учился в Царскосельской гимназии -- сильное влияние И-тия Анненс-
кого -- окончив гимназию -- в Париж, там в 1908г -- цикл стихов посвя-
щен. Анне Горенко (с105). Г.Иванов о Г-ве: он твердо верил что право
называться поэтом принадлежит только тому кто в любом деле будет всег-
да стремиться быть впереди других, кто глубже других зная человеч-е
слабости - эгоизм ничтожество страх - должен будет преодолевать в себе
ветхого Адама -- желал вернуть поэзии ее прежнее величие и влияние на
души -- быть звенящим кинжалом, жечь сердца людей". Акмеист, по мнению
- 14 -
Г., напрягает все свои усилия для миропознания. Из стих-я "Телефон":
-- Звонче лютни серафима /ты и в трубке телефонной" (с111 /Ю.А.: здесь
что-то от Пушкина" /*два слова -- тексты древних).
"Разговор": Как хорошо -- сидеть в кафе счастливым /где над людс-
кой толпой потрескивает газ /и слушать, светлое потягивая пиво /как
жнщна поет --". В числе последних стих-й в СССР -- Ах, бежать бы,
скрыться в Африку -- ". -- Не желая верить в несущест-е после смрти --
к заумн. языку Хлебникова: -- ах, на Венере нету слов обидных и власт-
ных /говорят ангелы языком из одних только гласных -- еа и аи /Это ра-
достное обещанье /Уо ао - о древнем рае золотое воспоминанье" (с112).
*Чувственное -- воображаемое /желаемое как реальное.
Ю.А. много пишет об А.А.Ахматовой с к-рой долгое время был дру-
жен (петербургжцы). Ее поэзия напоена петер-ким воздухом. "-- Ведь под
аркой на Галерной наши тени навсегда" (с115 /*1913). -- о Царском Се-
ле и о Пушкине: Смуглый отрок бродил по аллеям -- здесь лежала его
треуголка (с117). В дек. 1913г. Блок -- Ахматовой: "красота страшна"
-- "красота проста" -- /Ее ответ: Не страшна и не проста я; я не так
страшна чтб просто убивать; не так проста я чтб не знать что жзнь
страшна". Далее -- о переписке между этими крупнейшими поэтами эпохи.
В 1922г, М.Шагинян высоко оценивала поэзию Ахм-вой.
А.А. много лет спустя писала о Блоке: -- И помнит Р-кое шоссе
разбойный посвист молодого Блока". -- "А там, между строк, -- тебе
улыбнется презрит-но Блок - трагич-й тенор эпохи". -- "Как памятник
началу века, там этот человек стоит" (с121 /* закрепить себя и друзей
-- на века /поэты -- слова и слава). В искусстве человек рассказывает
про себя (*Пушкин) -- страшно открытие человека -- Нет стыда у ис-
кусства; у поэтов исповеди превращены в стихи -- смелость и мудрость
(*?) поэтов -- оторванность от жзни. Свобода поэзии, отличность поня-
тий -- /Стих-е Ах-вой о Мурке вызвало восторг -- "Каждая строчка поэта
Ах-вой есть драгоценность". Печальная красавица в модном платье пре-
лестницы (*!ее чтение стихов -- музыкальная тонкость, напевность тихо-
го голоса /с117). Сборники стихов Ах-вой печатают за границей. Ю.А.
пишет что А.А. несмотря на свою громкую славу и в революцию и в войну
сохраняла имтимность и аристократизм стихов (с124).
- 15 -
После войны в авг. 1946г. А.А. с большим успехом выступала в Ко-
лонном зале Дома Союзов, а через несколько дней Постановл-м ЦК ее поэ-
зию признали вредной, ее исключили из Союза писателей и включили в
число представителей реакц-го мракобесия и ренегатства в политике и
искусстве... безыдейного литературного болота. -- поэзия взбесившейся
барыньки, мечущейся между будуаром и молельней" (А.Жданов). -- "Не то
монахиня, не то блудница --". Из ее стих-ния: Но клянусь тебе ангель-
ским садом, чудотворной иконой клянусь и ночей наших пламенным чадом"
(с129 /*"сатан-е зигзаги). В ее творчестве нашли "эротич-е мотивы", но
о любви писал и Пушкин. Ю.Мандельштам: Любовь - не только тема поэзии
но и ее источник". Ю.А. -- в защиту поэтессы: Ахматовские строчки:
Придумал какой-то бездельник что бывает любовь на земле" - раздражен-
ная реакция -- утомленного человека" (с132).
Ю.Анненков присутствовал в Оксфорде при присуждении Ахматовой
звания доктора honoris causa в 1965г. Потом она была у него в Париже
(с134-36 /*Мекка для русских --).
*А.Жданов был прав в свое время -- "": Нам песня строить и жить
помогает" -- ведет по жзни. Оптимистич-я советская литература -- ср
русская дорев-ц-я --
5. В.Хлебников и Б.Пильняк
Статье о Велимире Хлебникове предшествует его эскизный портрет
созданный Анненковым в 1916г. в Финляндии: лохматая голова слегка опу-
щена, глаза прикрыты, большой горбатый нос (чувст-й?*), тонкогубый ма-
ленький рот над слабым подбородком (с137). Б.Пастернак: Язык, родина и
вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за челове-
ка и весь становится музыкой". Ю.А.: Хлебников был -- чистым артистом
слова -- отказ-ся придавать слову документ-й, объяснительный практич-й
смысл -- его правда творч-ва отрицала всякую зависимость от реальности
"-- рассмейтесь, смехачи -- смеются смехами -- усмеяльно -- смеюнчики,
-- смейно -- смешики --". 11 строк "Заклятия смехом" сделали в 1908г.
В.Х-ва знаменитым в лит-х кругах. Он увидел что корни слов лишь приз-
раки -- пытался найти путь к мировому заумному языку -- вне быта и
жзненных польз" (с139 /*Хлебнутиков, нахлебавшись -- /нахлебник --).
В.Х., близкий т-щ Ю.А., был патологич. молчалив -- его гипнотич.
молчание -- выразит-е глаза -- похож на цаплю -- курил. Сыпал транс-
- 16 -
цендентальн. словами (с142 /* что такое есть слово? /что -- за ним?).
-- комбинации букв и звуков. -- леттризм. Пикассо, создавший кубизм,
не мог объяснить его. Ю.А. приводит литер-е корни Х-ва -- народн. --
"Песни ведьм --", поэзия Н.Языкова. Ю.А. -- о легенд-м Икаре и аэроп-
лане -- хронология, глаз Истории (с144-46). Война алгебры с геометри-
ей, но обе равноценны.
Пушкин в 1814г. написал по-французски -- шуточную пьеску герои
которой произносят большие буквы -- в строгом алф-м порядке (с147).
Экстравагантное поведение В.Х. в доме Ю.А. -- неожиданн. эффект
-- всеобщий хохот(*выпендрёжь). Ю.А.: Застенчивый, нуждающийся анахо-
рет, Х-в скромно именовал себя "Председателем Земного Шара". Его заве-
щание худож-м будущего: вести точные дневники своего духа -- духовная
нищета знаний о небе внутреннем --". В.Х.: Вдохновение поэта, это -
путь и семена будущего" (с149). Умер в какой-то деревушке от голода в
1922г. 37-милетним (с150 /*не заработал на хлеб). В 1963г. в Париже
А.Вознесенский в числе своих учителей назвал и Хлебникова, без к-рого
"в наше время нельзя писать стихи" (с151 /*стишата -- стихи-хи-хи).
*См. А.Вознесенский и Н.Хрущев --
С Б.Пильняком Ю.А. часто встречался с 1918г. (нередко в пивных)
до осени 1924г., когда убыл из СССР. Портрет Б.П. в 1924г. (*?перед
расставанием): вихраст, лобаст, разлетистые брови, колеса-очки, глаз
не видно, свирепый нос, умные губы, мужественный подбородок, голова
(на крепкой шее) и лицо выражают ум и волю; галстук-бабочка -- чуть
видна интересная сорочка.
Ю.А. должен был сделать рисунки к "Дневнику Jean'а Сухова" (рисо-
вала жена Ю.А-ва). Из "Дн-ка" (Коломна 1913) девиз: Прощай мое вчера -
скорее к неизведанному завтра" (с289). Ю.А. с большим интересом читал
этот "Дн-к". П. был русейшим писателем -- вплотную подходил к жзни,
рев-ции, к голоду -- из всего увиденного делал худож-е выжимки. --
сжимал -- на бумагу каплями слов (с291). -- поезд -- теплушки -- чело-
веч-й навоз - люди обсыпанные вшами. Для сравнения Ю.А. приводит отры-
вок из романа А,Жида "Возвращение из СССР" (1936г), к-рый путешест-л в
спецвагоне -- и познакомился с комсом-цами в другом вагоне где было
тесно, жарко но очароват-но. В 1946г А.Ж. признался Ан-кову что в дру-
гие вагоны их не пустили (с293).
- 17 -
В 1933г Б.П. провел неск. дней в Париже, где уже были опубликова-
ны его наиболее сильные вещи. Замятин высоко оценил творчество Б.П.
-- его метод -- оригинальный композиц-й прием - ставить в фокусе тол-
пу, массу (с295). Ю.А. приводит краткую хрктристику Б.П-ка из "Малой
Совет-й Энцикл-и" -- особенности его творч-ва -- влияние А.Белого --
беспорядочное изложение -- обывательски -- искажение происходящего в
СССР ("Красное дерево"). -- уже в 1924г Б.П. в короткое время завоевал
громкую известность. О нем писали что он обращен к прошлому скорее чем
к будущему -- писатель нервный.
Из Парижа Б.П. уезжал в Америку на новом -- пароходе. Ю.А. долго
рассматривал роскошь кают -- и едва успел поцеловаться с Б.П.. Зная
что П-к непременно вернется в СССР -- "не мог подумать что мой друг,
честейший Пильняк, будет расстрелян как японский шпион" (с297).
О Пильняке -- у Е.Громова ("Сталин: искусство и власть". 2003).
РАПП был неформальным придатком ЦК партии. От рапповцев требовалось
несовместимое: абс-ю повиновение и инициатива. В 1924г. Сталин поло-
жит-но отзывался о Б.Пильняке. Позже "неистовые ревнители" яро травили
его. Несмотря на "грехопадение" Б.П-ка в "Повести непогашенной луны"
-- его продолжают печатать и свободно выпускают за рубеж. С согласия
Сталина он ездит много. В конце 1930г., когда травля -- достигла апо-
гея, Б.П. пишет Сталину -- кается в своих "ошибках", заверяет в своей
преданности, просит помочь выехать за рубеж -- "я сторицей отработаю
Ваше доверие -- напишу нужную вещь". Ответное письмо Сталина было изъ-
ято при аресте в 1937г.
В ж. "Новый мир" #4/1933 -- путевые заметки Б.П. по Японии где он
сравнивает писат-й с геологами: Геологи, как и писатели, должны быть
честны, соц-но чисты -- и словом не должны блудить". В "Ответе писате-
лям-комм-стам из РАПП" (28/02/29) Сталин -- о Пильняке: этот попутчик
умеет созерцать и изображать лишь заднюю нашей рев-ции" -- отсюда --
травля П-ка, создателя "Голодного года" (с92 /*порождение подозрений у
вождя -- сколько писателей ни корми, они хотят своего --).
1937г. прошел под неявным лозунгом (Сталина): "Когда лес рубят,
щепки летят". -- массовый террор обращал в щепу соц-кую идею. Репрес-
сировали и тех кто безудержно славил вождя. Свыше 40проц. делегатов
первого съезда писателей отправили в ГУЛАГ.
- 18 -
6. А.Ремизов и С.Прокофьев
В книге днев-е записки расположены по степени близости персонажей
к автору, с кем он ел и пил --. Среди хороших знакомых Ан-кова - А.Ре-
мизов: вместе покупали пирожки с яблоками у Филлипова (с211). Беседо-
вали о поэтах, писателях -- Рерихе. А.Р. -- о Блоке что тому нужна бы-
ла большая квартира чтб из кухни ничего не слышно. Поэзия Блока "уно-
сила нас оч. далеко". О войне А.Р.: как только человек соединяется с
другими -- он теряет власть над собой (*суверенность), управляет об-
щество а не человек --". И.Эренбург в 1920г. писал о "лике войны": ни-
чего в этом нет жуткого, великого -- а только забавно вскинутые руки
да труп мешающий ходить -- ".
А.Р. всегда был шутником (*см. его портет -- необычен). Как пи-
сатель он был широко известен. -- филологич-я сложность и вычернусть
его произведений -- "Скелет жизни беден -- я рассказываю -- по-своему,
украшая этот скелет".
В 1915г. иностранного гостя из Франции -- встречали сначала в Те-
ниш-м училище а потом - в кабачке "Бродячая собака" -- много выпито
водки (была уже под запретом), -- целовались -- \
В тяжелом 1916г. А.Р. задумал поставить сказочно-мистич-й балет
-- Русалия - русское плясовое действие -- балет и обратился к С.Про-
кофьеву -- началась дружба Ю.А. с С.П. -- дается описание "изобрет-го
остряка и шутника" С.Прокофьева. Портрет С.Прокофьева. 1933г (Ю.А.).
-- серьезен, упорен, добродушен.
В годы военн. коммунизма -- аптечн. сахарин, "кофий из голубиного
помета". А.Р. стал походить на бродягу -- все у него отняли -- "сорва-
ли одежду". -- болтали -- о смутном времени -- политика нас не занима-
ла -- уличные самосуды, расстрелы, плесневый хлеб. О своем портрете
А.Р.: лучший портрет тот где карикатурно а значит не безразлично".
Ю.А. в своих портретах перелагал "видимое в графич-е" -- не
воспроизведение с натуры а ее квинт-эссенция -- форма завладевает со-
держанием. Далее -- о своих друзьях известных режиссерах -- не пишет о
своей первой жене -- упоминает о свадьбе.
Много -- о Г.Распутине, его непутевом поведении. Молоденькая и
весьма красивая графиня, придворная девица, с к-рой Ю.А. был "дружески
- 19 -
знаком", на одном из вечеров дала пощечину Распутину, после этого она
должна была покинуть дворец -- "мы смеялись с ней в те дни!..". Набро-
сок портрета "старца" -- дикий взгляд -- волосы (1915г.). Со своей
свитой Г.Р. -- в ночное кабаре.
"Ремизовы покинули убитую Россию в 1921г -- в Берлин, 1923г. - в
Париж -- кто мог, тот смывался". А.Р.: Странствовать не легкое дело но
лучше домашнего гнета". -- "Жгучую память сохраняю о Достоевском --
Д-кий - это Россия -- нет России без Д-кого" (с226 /*Пушкин - наше
все). Он переводил на фрнц-й -- "Скверный анекдот" - ранее неизвестное
-- /Роскошное издание в 1946г. имело большой успех.
В Париже заботу о русских -- проявляло Русское похоронное Бюро --
(разговоры о смерти) -- исполнение заказов так как это было в России.
Под конец жзни А.Р. ослеп -- нестерпимо мучался бессонными ночами.
Прокофьев выехал из России в самом начале рев-ции, к 1924г. его
международная слава оч. выросла, он стал надменен но сохранял друж-е
отнош-я -- симпатизируя комм-стам, он предпочитал жить в удобном ка-
пит-м мире (с229).
В 1921г. Ю.А. опубликовал манифест абстракт. искусства выдержки
из к-рого были опубликованы на многих языках. В сов-кой прессе его об-
винили в насаждении формализма (*!правильно). Ю.А. утверждал: театр в
основе своей - динамичен -- там все в ритмич-м движении -- единое дви-
жение (*для чего нужен?); театральное зрелище - прежде всего беспред-
метно -- на сцене нет покоя --буйство скованное ритмом -- в огромном
зале гигант-й калейдоскоп -- динамич-е декорации -- электрич-е искры.
Ю.А. в 1922г участ-л в постановке немец. пьесы "Газ" -- декорации
- схема завода, он даже изобрел ряд механизмов -- /Спектакль наделал
много шума. Извест. театр-й критик и режиссер А.П-кий (позже расстр-й
Сталиным) писал: Русским художн-м удалось превратить соц-но-филос-кую
драму в настоящую эксцентр-ю трагедию производства -- оживление вещей"
(с231-33). Ю.А. был также на первом опто-фонич-м концерте -- /По сле-
дам Ю.А. были поставлены декорации к балету Прокофьева-Якулова в
1927г. -- огромный успех (с234 /*забавы взрослых).
В 1932г. С.Прокофьев оконч. вернулся в Москву. Ю.А. вспоминал о
своих частых беседах с С.П. -- о кризисе оперы -- об освобождении те-
атра драмы от "пережеванного академизма". Появление новаторов - Ста-
- 20 -
ниславского, Мейерхольда и др. к-рые напомнили что театр явл-ся зрели-
щем -- зритель не только слушает -- /актер теряет самостоят-сть и ста-
новится "умной марионеткой". Рассуждения о театре -- опере занимают
много страниц (с234-41). С.П. обещал осуществить реформу -- уйти от
наивных и примитивных демонстраций -- но в Стране Советов рев-ц-р Про-
кофьев отступил --/
В 1926г. Ю.А. встречался с С.П. в сов-ком полпредстве в Париже,
где С.П. исполнял отрывки из своих произв-й. По дороге из полпредства
С.П. сказал: Забавно: на приемах в посольстве страны рабочих и кресть-
ян -- только графы и маркизочки". Позже он объяснил Ан-кову что вер-
нулся в СССР так как боялся потерять сов-кий рынок, где стали считать
его эмигрантом. В Европе и Америке его стали исполнять даже чаще. Для
Ю.А. стало понятно что оппортунизм "свободных" европ-х приведет их к
гибели (с242 /*пророк?).
Триумф-но вернувшись в СССР, С.П. должен был выступать с самокри-
тикой, как это делал Шостакович и др.. Сталин говорил: Самокритика нам
нужна как воздух как вода" (*самокритика Маяковского -- /метод правле-
ния -- подчинение общему --). Ему обыват-ки возражает Ю.А.: воздух и
вода стоют недорого. Если бы Сталин сравнил самокритику с икрой и ин-
дюшкой -- в Кремле и полпредствах --".
*Метод самокритики -- все и везде, особенно - партработники /до-
вольно успешно -- долго время держать в узде.
В 1939г. во время "победоносных успехов" сов-кой армии С.П. по
радио обещал написать произведение в к-ром отразятся все лучшие народ.
мелодии освобожд-х областей. Ю.А. -- критически: почему С.П. не вспо-
минал об этих народах раньше? Артистич-я спртвляемость С.П. упала. Это
обещание не было исполнено и, по мнению Ю.А., послужило "зонтиком во
время ливня" (с244 /*прикрытие -- политика -- массы).
7. Евгений Замятин
Интересны воспоминания Ю.А. (с246-86) о своем "большом друге" (с
1917г.) Евг. Замятине значение к-рого в формировании молодой советской
лит-ры огромно. Е.З.: Научить писать рассказы или повести - нельзя" --
Он предложил осваивать худож-е ремесло -- изучить технику худ-й прозы
-- пример - построение мелодии в музык-й фразе. -- "Всякий звук чело-
веч. голоса, всякая буква -- вызывают в человеке -- звукообразы -- "Р"
- 21 -
говорит о громком рычащем красном ругательном -- /Ю.А.: Гумилев и За-
мятин алгеброй проверяли гармонию -- твердо знали что мастерство дос-
тигается упорной работой" (Н.Оцуп).
Инструментовка фраз на определенные звуки -- для изобразит-х целей
с247 -- Звук Н - о нежном, небе, ночи -- с А связывается широта
-- даль, размах; О - глубокое, высокое -- ; И - близкое, низкое, стис-
кивающее --".
*Ю - юркий; Юрий - рукодел узкой новой ориентации -- /Анненков -
широк, размашист (А), нежности в нем немного (Н), естествененн (Е),
новатор (Н), красоту (К) обожает, обильно (О) ест, везде (В) ловко
адаптируется (А).
с248: летом 1921г. -- на теплом песчаном берегу красавицы-Шексны
-- исподтишка ловили самую вкусную стерлядь -- обилие ягод.
В романе З-тина "Мы" А-кову не понравилось слово "нумер" к-рым в
России произносили люди мелкого сословия -- не по-русски; по А-кову --
д.б. слово "номер". Е.З. показал ему что это слово заимст-но -- ла-
тинское, итал-е, франц-е -- по-немецки -- /С помощью русско-англ-го
словаря он показал как много слов в русском языке имеют иностран. кор-
ни: перечисление слов -- на букву "А" целую страницу. Затем -- "Б" -
от "багажа" -- до "бюста". И так далее (с249-51).
В рассказах и повестях Е.З. использует -- мужиц-й говор -- язык
бакалейщика -- словарь науки -- разговор осовеченной деревни.
с252: Замятинский язык всегда разный. Для него язык есть форма
выражения к-рая определяет и уточняет содержание.
В 1926г. -- рассказ "Слово предоставляется т-щу Чурыгину" -- гер-
рой войны -- у себя в избе: мы вскорости прикончим -- обман под видом
войны. -- на Григория Ефимыча очень возлагаем как он есть при власти
наш мужик --". -- филологич. рассказ великолепен (с253 /Ю.А. - филолог)
с255: Е.З. как бы использует язык инженера -- но оборачивает эту
форму пртвматематичности, пртв организ-сти, пртв "железной логики".
Е.З. по образованию инженер, привыкший работать со схемами -- не обо-
жествлял "схематики" -- ему было все труднее в условиях сов-го режима.
*За Сталиным шли миллионы простых --
Он утверждал: Уравнение движения искусства - уравнение спирали. В
человеке -- имеется еще иррацион-е начало -- невозможное учесть -- все
- 22 -
проекты, рано или поздно, как показала история много раз, оказываются
"взорванными" (с256 /*СССР 1991).
с256 Ю.А. "не имевший никаких (*?) отнош-й к точным наукам": нау-
ка и техника упрощают жзнь -- хаос, анархия -- распад и развал - разд-
ражают человека". Е.З.: непременно придет время когда человеч-во осво-
бодится от труда -- все невозможное станет возможным -- все вернется к
труду-наслаждению (*каждый -- на свой аршин) -- Настоящее искусство
придет в эру великого отдыха когда природа будет побеждена (*Желудок).
Ю.А.: этого не будет тк кк нет предела стремл-м к познанию. Прог-
ресс не знает предела -- когда природа превратится в -- клавиатуру,
человек займется собственным мозжечком -- извилинами, изобретением
мыслит-х рубильников, выключ-й хрктра и склонностей. Остановиться он
не сможет -- изобретать бессмертие" (*Бог и религия, ком-я идеология
-- память в потомках) -- "смеясь: наслаждаться прекрасным можно и те-
перь -- прекрасно оборудованную уборную -- зрительное удовлет-е -- бе-
лые стены, формы приборов". Взрыв смеха. У Е.З. сказанные слова часто
забываются (*многоговорение) -- запись. (*!см с258)
Будущее представляется З-тину в таком виде: Детей изгот-ют на
фабриках -- через тысячелетие - и от соответствующих органов останутся
только -- прыщики -- как сейчас у мужчин на груди.
Ю.А. "в пику Е.З., готовый всегда присоединиться к красавице
Мэри (с258). -- с тоски выдумал индустриализацию искусства. Е.З.: в
организ-й вселенной Ю.А. не выдержал бы и полчаса. -- человек к-рый
хорошо изображает любовь и учит -- тех кто плохо это знает - полезный
человек". Е.З. -- в защиту блуда -- пртв законного брака. Всякая рели-
гия и машинобожие - стенка -- из трусости, отгородиться от бесконеч-
ности -- по эту сторону - все уютно, монистично. -- В конце концов
люди от скуки побегут из благоустроенных уборных -- под кусты" (с259
/*судит по себе -- /бесъпокойный).
Е.З, дает шутливую хрктристику А-кову в годы их молодости когда
оба ухаживали за одной из красавиц П-рга: озорной, лентяй, беспутник,
постоянно опаздывающий, не дурак выпить" (с258).
В журнале "Мосты" (Мюнхен. 1959): именно Е.З. провозгласил неоре-
ализм как литер-е направление наших дней -- Именно в Замятине ощуща-
- 23 -
лось какие безграничные горизонты (*?) открывались перед русской лите-
ратурой, к какому великому полету она готовилась" (с260 /*1957г - СССР
запустил первый в мире спутник, -- благоустройство в ФРГ --).
Е.З.: Реализм видел мир простым глазом -- синтез подошел к миру
со сложным набором стекол (ложновидение*) и ему открываются странные
множества миров (*видятся в воображении /пртв сущест-щей реальнос-
ти)... Завтра - мы -- спокойно купим место в -- вагоне на Марс -- се-
годня в искусстве - синтез фантастики с бытом --". Ю.А.: Замятин забыл
о голоде, нехватке всего и вся -- реальность сильно меняет фантазм и
сон". Е.З.: Сегодняшний читатель и зритель сумеет договорить картину
(*?), дорисовать слова -- это врастет (*?) в него органически. Так
синтетизм открывает путь к совместному творч. художника - и читателя
или зрителя. Е.З. и Ю.А. -- родственное творч-во (мыслит-я деят-сть) и
бытовая дружба (с261 /*зацикленность --).
*В.Розанов -- о вредной роли русской лит-ры в российской истории
/*литературные блистания, мечтания -- споры и страдания. Эгоцентризм,
фанатизм, пофигизм --
Постанов-е о высылке из СССР обрадовало Е.З. но друзья, не зная
этого, добились отмены приговора (*см. -- у Пушкина). Ю.А. покинул
СССР в 1924г, Е.З. "героически остался там". -- литерат-й успех его
возрастал -- постановка "Блохи" -- сатирич-й клуб - "Физио-Геоцентр-я
Ассоциация - "Фига" устроила ночь посвящ-ю спектаклю -- шутл-е песенки
-- много смеха. В конце был исполнен "Интернационал" -- еще больший
хохот (с267-70).
/*Е.З. - перманент. рев-ц-р: в 1914г -- арест его повести -- /в
1922г арестовали его самого. Ю.А. приводит -- докум-е свидет-ва, а
также выдержки из его статей 1919-20гг., показывающие героич-ю ус-
тойч-ть его убеждений: Мир жив только еретиками -- человек превратился
в материал для войны -- упрямый враг больше достоин уважения чем вне-
запный коммунист -- настоящую лит-ру делают безумцы, отшельники --
бунтари, скептики -- Я боюсь что у русской лит-ры одно только будущее:
ее прошлое" (с265 /*Е.З. /лицо писателя).
В 1924г роман "Мы" вышел в США на англ-м а в СССР на русском был
запрещен. В 1927г отрывки из романа -- на русском в изд-ве русских
- 24 -
эмигрантов в Праге. Ю.А. приводит оправдат-е письмо Е.З. в "Лит-ную
газету" сент. 1929г (с270-73). Письмо почти полностью было составлено
женой Замятина. -- В Париже он говорил Ан-кову: Как писатель, я, может
быть, что-то из себя представляю но в жзнен. трудностях я - соверш-й
ребенок" (с273 /*инфантилизм -- детские фантазии).
Замятина исключили из состава правления Союза Писателей -- приш-
лось заниматься переводами.
В 1952г., спустя 32года после написания, -- "Мы" вышел на русском
в США -- в 1958г. на немецком --\.
Кратчайший шуточный конспект к роману "Мы": Техника - всемогуща
всесведуща всеблаженна. Будет время когда во всем -- организ-сть и це-
лесообразность, когда человек и природа - обратятся в формулу, в кла-
виатуру". -- "В человеке есть два драгоценных начала: мозг и секс. От
первого - вся наука, от второго -- искусство". Нельзя отрезать от себя
искусство или вогнать его в мозг.
Летом 1931г Е.З. в письме Сталину просил разрешение на выезд из
СССР, обосновывая -- тем что невозможность публиковаться (*!имя -- ли-
цо, величие) равносильна для него высшей мере наказания. Просьба была
поддержана М.Горьким и Е.З. с женой в ноя. 1931г. выехал в Берлин.
В 1936г. -- после смрти Горького на вечере его памяти выступали
Ю.А. и Е.З. - оба на франц-м -- /Е.З. слишком высоко оценил роль М.Г.
в "смягчении" сталин-го режима. Ю.А.: именно 1936г. ознамен-ся крова-
выми процессами -- массовым истребл-м населения, достигшими кульмина-
ции в 1937г." (с275 /*а численность рабоч. класса и учащихся росла).
*В 1936г. на Западе усилились слухи о тяжелой болезни и даже -- о
смрти Сталина.
За месяц до смрти М.Г. ему направили сценарий (Е.З.) фильма по
пьесе Г-кого "На дне". М.Г. послал З-тину -- согласие со сценарием
(с277 /*связь Горького с заграницей /*загадка его смрти). 30-е годы
были временем частых наездов сов-ких русских писателей в Париж -- мно-
го фамилий -- с разрешения Сталина. У Анненкова бывал и Пастернак.
Е.З. скончался 10/03/1937 после тяж. болезни в Париже -- было
много провожающих. Далее -- о судьбе архива Е.З. и его книг. О нем в
1935г. в Советской Энциклопедии: -- рисует картину совершенно искажаю-
щую сов-кую дейст-сть -- злобно клевещет --(с285).
- 25 -
С особым чувством нарисован портрет Замятина (Ю.А. 1921): приче-
сан, при галстуке; губы, растянутые в презрит-ю улыбку, держат длин.
трубку; глаза зло прищурены; лохматые брови; крупный нос; твердый под-
бородок. За спиной у Е.З. - уголок иностр-й газеты и комич-й рисунок.
*высокомерен (знает себе цену /немецк.?), сатиричен -- архетип?
*Дополнение
О Замятине коротко упоминал спец. по эстетике Ю.Борев (Эстетика.
1981,170) в разделе "Оппозиция худож-го мышления ХХв.: реализм - мо-
дернизм". Сложный пртвореч-й феномен включает в себя фашист-е и анти-
фаш-е направления, религиозные и атеистич-е. Попытку самоанализа и са-
моопределения модернизма предпринял Е.Замятин в 1923г в статье "О ли-
тературе, революции и энтропии" -- наука и искусство в проектир-и мира
используют разные координаты; реалистич-е формы - проектир-е на --
евклидовы кординаты - плоские и неподвижные -- это условность, в при-
роде этого нет, поэтому реализм нереален -- привычное понятней и уют-
ней. Оч. труден эйнштейнов мир -- уже нельзя вернуться к Евклиду" (*?).
Ю.Б. подчеркивает нетрадиц-сть модернизма (*оригинальничие, упор
на непохожесть творцов) принцип "наоборот", разрыв с преемст-стью в
мировой культуре. Обращает внимание на то что Е.З.игнорирует соц-ные
причины мод-зма, делая акцент на науч. и худож-е мышление, тогда как
современ. модернизм нередко переносит формы мышл-я физики и математики
в искусство. Е.З. не видит что у реализма богатое -- настоящее и буду-
щее. Модернизм явился в конце 19в. как реакция на неосущест-сть в жзни
эстетич-х идеалов, выдвигавш-ся искусством" (*идеалы, идеи и революции
а также и войны).
В конце своей кн. Ю.Б. -- о философии эстет-й и худож-й деят-сти:
эстет-е св-ва дейст-сти возникают в процессе деят-сти -- формируется
ценност-е отнош-е -- Высш. форма эстет-го освоения - искусство -- соз-
дается неповторимо оригин-й худож-й мир (*правда и истина --) -- воп-
лощающий и личность автора. -- искусство стремится через гедонистич-ю
функцию утвердить личность --" (с370-71 /*! /Ю.А. - гедонист и др. -).
8. И.Бабель и М.Зощенко
С И.Бабелем Ю.А.познакомился в Париже за винопитием у И.Эренбурга
в 1925г. Тогда же нарисовал его портрет: лобаст, губаст, очкаст, улыб-
- 26 -
чивое лицо и хитрые глаза. Похоже что из сорочки выглядывает волосатая
грудь. Вместе -- шлялись по Парижу и развлекались -- стреляли почти
без промаха (с299). Ю.А. приводит сведения о И.Б. из "Сов-кой Энцикло-
педии" начала 30-х -- 1894г.р. -- в семье торговца -- евреи были при-
давлены царизмом. -- "Одесские рассказы", киносценарий "Беня Крик" --
"Конармия". -- "Эстет с повышенным интересом к -- человеч-й личности,
склонный к абстракт. - гуманизму и романтизму, мучимый интеллиг-ю сла-
бостью -- видит в рев-ции стихию -- восхищение и ужас в его изображе-
нии смешаны со скептич-й иронией --" (с300).
Буденный в ж. "Октябрь" опубликовал гневную статью -- что в книге
"Конармия" -- ложь, вонюче-бабье- бабелевские пикантности". Ю.А. читал
эту кн. как и "Голый (*?) год" Б.Пильняка не меньше 2-х раз. Далее
Ю.А. помещает свою переписку с И.Б. в 1928г. во Франции. И.Б. -- побы-
вал в Бельгии (там у него мама). В письме общему другу -- И.Б. поведал
что у Ю.А. -- оч. большая туберкулез. опухоль -- лечили в знаменитой
клинике в Париже. В окт. И.Б. поехал в Россию и хорошо устроился в Ки-
еве. В нач. 1931г. И.Б. снова во Франции. -- в мае 1933г - в Италии --
от Рима у него "головокружение". Путешествуя по Италии растратил все
деньги -- весь в долгах. В июле он получает вызов из Москвы. В мае
1939г. арестован --. При Хрущеве реабилитирован -- его стали печатать.
Спустя много лет после распада СССР "Конармия" - главная книга
Бабеля - видится как просоветской направленности (*Громов). Она вызва-
ла гнев Буденного. Б-ль пишет о жестокости -- антисемитизме "этих
храбрых, убежденных людей, не щадивших жэни ради победы над врагом. В
30-е гг. она выглядела инакомыслием к-рое Сталин "выжигал огнем" (с315)
Приятные воспоминания остались у Ю.А. от встреч с юным талант-м
-- мужест-м писателем М.Зощенко в 1919-24гг. Портрет М.З. (1921г.):
причесан, при галстуке, самолюбив, хитер. Полуприкрыты глаза, в угол-
ках губ - самоуверенная ухмылка. Встречи проходили в Доме Искусств --
смех, ругань -- /М.З. всегда чисто выбрит -- походил на молодого чино-
вника. -- Он был полон внутрен. пртворечий -- за словесным юмором
скрывалась трагич-я сущность -- жзни. В его рассказах не было выдумки
-- письма рабочих, офиц-е док-нты, газетные заметки. Разраставшаяся
слава Зощенки выдвигала вперед элементы сатиры и юмора. Ю.А. находит
родство Зощенко с Чехонте (с313).
Он не лезет в высокую лит-ру. В повестях он пишет об интелл-нтах,
- 27 -
в мелких рассказах - о человеке простом. -- фраза короткая, доступная
бедным. -- поэтому у него много чит-лей. Ю.А.: Зощенко был подлинно
пролетарским писателем, а не чиновником анти-пролет-кой компартии, на-
родившей новое богатое мещанство".
Далее Ю.А. приводит выдержки из Постановления ЦК -- от 14-8-1946.
-- "Приключение обезьяны" -- пасквилль на -- советских людей /в журна-
ле -- дух низкопоклонства перед бурж-й культурой Запада. Стали публи-
ковать произведения проникнутые тоской -- разочарованием в жзни. Ю.А.
выделяет много места (с315-21) опубликованным обвинениям в адрес М.Зо-
щенки. ЦК постановил закрыть ж-л "Ленинград" и обязать ж. "Звезда"
исправить -- ошибки. В ж. "Культура и жизнь" был опубликован доклад
"насадителя соц-кого реализма" А.Жданова -- о героизме и высоких мо-
ральных качествах сов-ких людей. А.Ж. напомнил как Горький клеймил ли-
тераторов к-рые дальше копоти на кухне и бани ничего не видят. У Зо-
щенки обезьяна как высшее -- дает оценки сов-ким людям. -- глумление
прикрывается -- развлекат-тью и юмористикой. В повести "Перед восходом
солнца" -- людей и самого себя как гнусных похотливых людей (с319).
В 1922г. - цитирует Жданов - Зощенко писал: Вообще писателем быть
очень трудновато -- требуется нынче от писателя идеология... Этакая
-- мне неприятность -- С точки зрения партийных -- я беспринципный че-
ловек.Пусть. -- я не коммунист, не эс-эр, не монархист а просто русс-
кий -- политич. безнравственный". Далее А.Ж. -- "за 25лет З-ко ничему
не научился, продолжает оставаться -- бессовестным литературным хули-
ганом -- при всем этом З-ко в Ленинграде стал чуть ли не корифеем ли-
тературы -- до какой степени -- неразборчивости могли дойти люди --
поющие ему славословие!.. -- Не нам же перестраивать наш быт и наш
строй под З-ко. Пусть он перестраивается а не хочет -- пусть убирает-
ся из сов-кой лит-ры (ко всем чертям).
М.Зощенко умер в 1958г. (*доклад Жданова -- в 1947г. при Сталине).
*Ю.А. слишком увлекся идеологией вместо того чтб показать литера-
турные шедевры Зощенки.
В 1937г. М.З. входил в редколлегию "Литер-ного современника". В
1939г. в числе многих награжден орденом Трудового Красного Знамени. А
в дек. 1943г. Жданов предлагает "расклевать М.З. чтб от него мокрового
места не осталось". -- Сталин: Мы не для того сов-кий строй строили
- 28 -
чтб людей обучали пустяковине" (Е.Громов. Сталин: искусство и власть.
2003, с405 /о Зощенко - много интересного и злободневного).
Д.Волкогонов нашел в фонде Жданова большое письмо сестры М.З. Ве-
ры З-ко Сталину -- после крайне высоких слов в адрес вождя -- о брате:
... он тяжелый психопат-неврастеник -- оч. боялся сойти с ума -- Его
болезнь одарила его талантом сатирика -- он не может действовать по
чьей-то указке" (Сталин. кн.2. 1997, с463).
9. И.Репин и Г.Иванов
Илья Репин был соседом Ю.А. по даче в финской деревушке. Там же
недалеко жил Горький. По средам к И.Р. приезжало множ-во гостей. Он
был передовым человеком и -- отказался примириться с сов-ким строем.
Он был в восторге от Парижа -- "работается здесь как нигде". Ю.А. ве-
дет свой рассказ об И.Р. как большой художник -- профессионал. Спорит
с академиками -- художеств из СССР. Вспоминает злобных коммунист-х те-
оретиков -- /Возмущается: коммунисты узурпировали имя Репина".
Пишет Ю.А. об обедах у И.Р., о его жене -- в 1915г. И.Р. сделал
прекрасный набросок в натур-ю величину с первой жены Ю.Анненкова --
танцовщицы, ученицы Айседоры Дункан. Далее Ю.А. -- об альбоме"Чукокка-
ла" -- шарж Ю.А. -- Н.Евреинов -- подбрасывает опустошен. рюмку. --
много из воспоминаний К.Чуковского, касательно художника Ю.Анненкова.
70-летие Репина - день объявления войны (с328).
*У Ю.А. были зарисовки И.Репина но в этой кн. нет портрета Репина.
Последним в дн-ке Ан-кова - поэт Георгий Иванов (с330-44).
Г.Иванов начал публиковаться будучи учеником кадет-го корпуса в
15лет в 1910г. Эмигрант Г.И.: Ласково кружимся в вальсе загробном на
эмигрантском балу" (с330). Ю.А.: Подлинный поэт проявляет себя в очень
юные годы -- Пушкин в 1814г. -- А.Блок - в 14лет -- Есенин -- в 15лет.
Друзья Пушкина -- "кружок поэтов". Гимназист Блок с родными и т-щами
издавал рукописный журнал. Ю.А.: Ранняя юность всегда -- чувствит-на к
красоте окружающего мира". 17-тилетний Г.И. воспел Санкт-Петербург -
"источник красоты" -- снежные вихри и рестораны. О Блоке: "Я снова ви-
жу ваш взор величавый, ленивый голос и волос курчавый -- Ваш лик в си-
яньи как лик Леонарда -- и воздух полон золотыми словами". В "Цехе по-
этов" Г.И. стоял рядом с Гумилевым, Ахматовой, Мандельштамом -- /
- 29 -
"Тихая и застенчивая Ахматова вспоминала о кабачке "Бродячая со-
бака": Да, я любила те сборища ночные -- веселость едкую литературной
шутки". -- Редко кто из поэтов не прошел через ряд "измов" -- Г.Иванов
- русский экзистенциалист -- искал наилегчайших путей -- неизбежные
столкновения с другими -- "этим всегда отличается молодость". Тематич.
молодой Г.И. перекликается то с Блоком то с Гумилевым. (с331-6).
Г.И.: "Невы державное теченье -- Петр -- Невский -- пушкинские
ямбы" - внешность Петербурга. Туман же - душа..." -- Лондонский туман
в Северной Венеции". Уехав из России, Г.И. оч. вырос как поэт -- взял
у Верлена умение превращать слово в музыку. -- сочетание музык-сти и
чекан-сти классич-го стиля придает обаяние его поэзии.
Послерев-ц-я поэзия Ахматовой и Иванова преображена (*пронизана)
сочувствием к минувшему -- Для Г.И. остается поэзия и больше ничего:
-- То о чем искусство лжет, ничего не открывая, то что срдце бережет -
вечный свет, вода живая -- Остальное пустяки -- суетятся человечки,
умники и дураки" -- И он же: ...поэтов выспренная болтовня -- рабское
старанье -- насколько лучше - блеянье баранье --". Вот в его стихах --
вопль: Истории зловещий трюм -- Довольно! Больше не могу! - Поставьте
к стенке и ухлопайте!" Потом -- покой -- "Времени утечка явственно
слышна -- речка обещает мне теплое местечко на холодном дне".
Наступает агония -- "Бессильно лежит восковая рука -- Вот так же
как я, умирающий Пруст писал задыхаясь -- Надоело! Я знать не хочу ни-
чего никого!". Он расстается с своей надеждой прожить еще какое-то
время: -- о чем мечтать? Я даже не могу с кровати встать" (ср.: Пуш-
кин, Есенин, Маяковский, -- "токсичность" больного --). По мнению
Ю.А., только свободное творчество истинно (*где взять свободу? -- че-
ловек всегда зависим, поэт - тем более).
Ю.А.: Георгий Иванов умер поэтом" -- за неск. лет до смрти он пи-
сал: -- поэтом долго ли родиться... Вот сумей поэтом умереть!" (*?ка-
ким поэтом). Ирина Одоевцева: -- О чем бы ни молился человек, он неп-
ременно молится о чуде: -- чтоб из-под холмика -- ты вышел вдруг весе-
лый и живой" (с341-4).
*Христианство -- Православие -- чудеса -- воскрешение.
*РПЦ за рубежом служила делу объединения русских -- Русское Похо-
ронное Бюро - тоже. Творческая художнич-я интел-ция будто бы верила в
- 30 -
Бога -- зависимость от случайностей, восторжен-е отнош-е к дейс-
твит-сти, стремление к возвышенному. Простые люди рассуждали просто и
часто не верили в Бога -- русский купец (торгаш) - малограмотный но
практич. хваткий мужик.
В своем Дневнике Юр Палыч предстает как жзнелюб женолюб гурман;
любитель выпить и -- отдохнуть на природе. Он коммуникабелен, умеет
дружить, легко адаптируется -- никому не завидует -- талантлив. Он
враг коммунистич. идеологии: в книге немало его жестких высказываний в
адрес коммунистов, особенно занимающих высокие посты.
В книге Ю.А. видна (разумеется неполностью) элита российской
(русской) литературы "серебряного века" -- с художнич. восприятием ми-
ра, эмоциональная -- некоторые готовы работать ради искусства а ис-
кусство требует жертв (-- меценатов). В конечном счете деньги "коман-
дуют" не только "парадом".
Из дн-ка Ю.П.Анненкова -- многие выдающиеся -- родились в конце
19-го века.
Бабель И.Э. 1894-1940; Замятин Е.И. 1884-1937; Зощенко М.М.
1894-1958; Пильняк (Boray) Б.А. 1894-1938 -- /Беда России: в ней много
умных -- одни уезжали из неё, других - высылали, третьих - ссылали.
Русская творческая элита обожала Европу, стремилась во Францию,
особенно в Париж, -- в Италию -- там другой воздух. Искусство не знает
границ -- космополитизм русских -- не победить?
Оглавление
1. Есенин и Маяковский 2
2. Максим Горький 5
3. Александр Блок 10
4. Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова 13
5. В.Хлебников и Б.Пильняк 15
6. А.Ремизов и С.Прокофьев 18
7. Евгений Замятин 20
8. И.Бабель и М.Зощенко 25
9. И.Репин и Г.Иванов 28
Август-Ноябрь 2023 Москва-Коптево Л.С. (лёва zher-kin)