Стихи

Валентина Мандрыгина
Что такое счастье?
У каждого оно свое.
Невеста в белом платье,
Сияет улыбкой лицо.
Под свадебный вальс Мендельсона
Невесту жених закружил.
Сегодня они скрепили
Союз до глубоких седин.
Какое оно счастье?
Каждый строит свое.
Порой трудное, непростое
Беречь лишь надо его.

2022-23 г.
Если сердце ваше щемит,
И совесть ваша чиста,
Слезы в глазах, как роса,
Не высохли еще пока.
Если лики святых молчат-
Значит надо так.
Догорает уже свеча,
Осталась лишь гарь одна.
Гарь на душе - беда,
Словно в ночи чернота,
Не верую, верую я,
Обрету еще я себя.


Вспорхнул мой птенчик из гнезда,
Зачирикал, расправил крылья.
Куда ж ты теперь без меня?
Ведь я берегиня твоя!
Я вырос, мать, уже пора,
Благослави на удачу меня.
Конечно, сынок, хороших дорог,
Поменьше в пути невзгод.
Осталась мать одна,
В жизнь отпустила сынка.
Такая ее судьба:
Верить и ждать без конца.


Я пишу иногда стихи
Простые без заморочки.
Наружу рвется из груди
Отчаянный крик души.
Нет теперь друзей у меня,
Говорят виновата сама.
Я прощения не прошу,
Боль, потерю переживу.
Выпал белый, белый снег,
Спрятал осени грустный след.
Щиплет морозец щеки и нос,
Рдеет на солнце рябиновый гроздь.

1994 г.
Падает мелкий крупинками снег
Из серого свода вечернего.
Спрятались кочки под белый плед,
Из мягких снежинок сплетенного.
Снег падает на руку, на пальто,
Греет душу невинностью.
Дышит свежестью мне в лицо
Своей чистотой и нежностью.
Падает робкий, доверчивый снег
На землю такую грешную.
Топчет его человеческий след,
Не щадя красоту небесную.


1994 г.
Как жизнь коротка человеческая!
Сколько пережил и прошел?
На обочину занесла нелегкая,
На секунды отсчет пошел.
Не смог, не успел, не доделал,
Обидел кого -то зря,
Напряженнее мозг заработал.
Виноват. Вы простите меня!
Все мы грешники в этом мире.
Только Божий лик святой.
Свеча горит в изголовье
Суля нам вечный покой.


Спят мальчишки, устали,
Целый день в беготне,
В прятки играли, кричали,
Продолжается день во сне.
"Мама!" и я у кроватки.
Сползло одеяло, укрыла.
Спи мальчуган сероглазый,
На правый бочок повернула.
Спокойной желаю ночи,
Радостных светлых дней,
Пусть стороной обходит
Дурное моих сыновей!


Семнадцать лет так быстро прошли,
Звонок отзвенел последний,
Со школой прощаешься ты,
Шагнув за ее пределы.
Аплодисменты сегодня и тушь,
В твой адрес хвалебные речи,
Только в сердце какая-то грусть-
Выросли наши дети.
Кажется, будто вчера
Ты учился ходить у дивана,
Незаметно стал выше отца,
Жизнь без конца и начала.
За славой пустой не гонись,
Чужим именем не хвались.
Не только лицом и телом
Бывает мужчина красив!
Дубовый листок в петлице
Станет твоим маяком.
Все равно возвращайся почаще,
Сыночек, в родительский дом!



Первоклассники пишут в тетради
Буквы, слоги, слова.
От усердия мокрые пальчики,
Не слушается рука.
Сорок минут за партой
Трудно так усидеть.
Покрылся лоб испариной,
Готов мальчуган зареветь!
Долгожданная перемена,
Можно дать волю уму,
Покричать, поиграть, поноситься.
Энергию выплеснуть всю!


Дороги бывают разные:
Радость одни несут,
Другие слезы печальные,
Третьи тревогой живут.
Извилистые, проселочные
Петляют среди полей,
Асфальтовые, бетонные
Ждут не дождутся ночей.
Дороги бывают разные:
Усеяны розой одни,
С колдобинами, ухабинами
Прозябают жалкие дни.
Как в зеркало отражение,
У каждой своя судьба
Неизвестная, неизбежная,
Остается лишь память одна.
Дороги бывают разные,
Рядом они идут.
Счастливые, несчастливые
Ношу свою несут.


В окно из больничной палаты
Смотрю, как плывут облака,
Трепещутся листья осины-
Ранняя осень пришла.
Золотая, багряная, робкая
Затаилась как будто она,
Красота такая короткая
Растревожила что-то меня.
Сердце мое беспокойное
Не может понять до конца,
Что часто лицо человеческое
Лишь маска одна...


Дождь моросит ненасытный
С утра и целый день.
Стекает по стеклам оконным,
Нагоняя скуку и лень.
Прорвало осеннюю непогоду,
Грязь, хоть тесто меси.
Машины летят по асфальту,
Осторожно прохожий иди.
В камине горит уютно
Связка еловых дров,
В доме тепло и сухо,
А за окошками дождь.


Хотела ль я быть княгиней
Блистать на пышном балу?
Право не знаю,но все же
Единственной быть хочу!
Мчаться с тобою карете,
Вздыбая снежную мглу,
Любимой, неповторимой
Твоей навеки хочу!

1995 г.Май.
На сельском кладбище в тишине
Склонилась мать к сырой земле.
Черный тюльпан из далекой Чечни
Вместо сына ей привезли.
Седые волосы из под платка
Закрыли уставшие веки.
Разве такую встречу ждала,
Превозмогая боль разлуки?
Не верит разум ее еще,
Что война отняла навеки,
Ждет не дождется она его,
Слушая чутко звуки.
Вдруг, как и прежде, сын подойдет,
Обнимет нежно за плечи,
Но из могил никто не встает.
Догорают церковные свечи.
Боль не утешить и не унять,
В сердце сквозная рана.
Рано, солдат, ты ушел отдыхать,
И зачем ей твоя награда!?