039 Живой камень Апуанских Альп Италия

Виорэль Ломов
Раздел 2 Европа

039 «Живой камень» Апуанских Альп (Италия)

Апуанские Альпы, протянувшиеся на 60 км вдоль побережья Тирренского моря, являются частью горной системы Апеннины. Горный хребет шириной 25 км и высотой до 1946 м расположен в провинции Масса-Каррара области Тоскана на севере Италии. В горах находятся знаменитые месторождения белого каррарского мрамора, добываемого в каменоломнях с античных времен. В настоящее время здесь действует несколько сотен карьеров и камнеобрабатывающих предприятий. Из каррарского мрамора создавали свои бессмертные творения выдающиеся скульпторы и архитекторы Н. и Дж. Пизано, Микеланджело, Дж Джамболонья, Ф. Шубин, А. Канова, Б. Торвальдсен, Г. Мур, О. Роден, М. Антокольский и др.

С борта самолета Каррарские каменоломни, разрезающие мраморные скалы ступенями, похожи на гигантскую белую паутину, наброшенную на склоны Апуанских Альп. По отзывам космонавтов, окрестности Каррары своей белизной напоминают Арктику. Даже необработанный белоснежный мрамор притягивает взор. Но, оказавшись в руках мастера-резчика, скульптора, архитектора, он и вовсе превращается в завораживающее произведение искусства: чашу, статую, фонтан… Смотришь на изваяние, а оно как живое. То ли художник оживил камень, то ли в камне и до этого была душа. Об этом знают лишь Апуанские Альпы. Ведь это с их подачи мрамор называют еще и «живым камнем».
Каррарский мрамор, «король всех камней» добывался здесь с незапамятных времен. Археологи обнаружили сколы на мраморных скалах, сделанные неандертальцами. Во времена Древнего Рима здесь обитали племена лигурийцев. В промышленных масштабах добывать мрамор начали с I в. до н.э. при императоре Августе.

Об этом богатом мрамором месте у римлян-язычников были свои легенды, у христиан свои. По преданию, Бог поручил одному из своих архангелов создать Альпы и Апеннины. Дал ему гранит, базальт, глину, кварц. Добавил немного мрамора и предупредил, чтобы расходовал аккуратно. Архангел отложил мрамор в сторонку и приступил к работе. Создал Альпы, Апеннины, а между ними — пустое место. И материала не осталось. Вспомнил — белый сияющий камень еще есть. Аккурат пришелся мрамор на зазор — так и возникли Апуанские Альпы. Бог покачал головой — уж очень белыми выглядели горы, неприлично даже, и покрыл их лесом.

Горная порода, образуемая в результате кристаллизации известковых пород кальцита и доломита под действием высокой температуры и давления помимо изысканной красоты, привлекала строителей своей долговечностью, податливостью, пластичностью. Мрамор хорошо поддавался шлифовке, полировке. К тому же камень был весьма щедр на цвета и фактуру. А когда узнали, что мрамор — еще и термостойкий, влагостойкий и морозостойкий, ему и вовсе цены не стало. Сегодня различают свыше 20 коммерческих видов высокосортного каррарского мрамора. Изначально больше других ценился белый, чистый мрамор — Бьянка каррара. Среди скульпторов особо востребованы были Статуарио венато и Статуарио раваккионе.

Римляне, как и греки, называли минерал мармарос — «сверкающий (сияющий) камень». Каррарский мрамор прозвали «лунным камнем» — по основанному на Тирренском море в 177 г. до н.э. порту Луни (Луна), из которого мрамор (собственность императора) везли на кораблях в Рим, где из него строили храмы, общественные здания, дома патрициев. Из тех построек до сегодняшнего дня сохранился Римский пантеон, колонна Траяна и др. сооружения.

Как добывали мрамор римляне? Найдя линии излома на скале, трещины в породе, мастера в этих местах делали насечки (цезуры), в которые загоняли кувалдами деревянные или металлические клинья. Отколовшиеся блоки обрабатывали и спускали с горы самокатом либо по колеям на катках-бревнах. Спуск считался самым опасным предприятием, т.к. грозил монолиту расколом, а рабочим смертью или увечьем.

Из-за набегов варваров и взаимных стычек городов-государств (Пизы, Генуи, Милана) с V по XIII в. добыча мрамора практически не велась. В 1235 г. был основан город Каррара, который и дал царственное имя мрамору, несмотря на то, что на кельтском оно означает «каменоломня». В эпоху Ренессанса Каррара стал центром добычи и обработки мраморных блоков, которых всё больше требовалось для религиозных сооружений и отделки их интерьеров. К XIX в. здесь сложилась мраморная индустрия, процветающая и сегодня.

В XVIII в. камень начали рвать черным порохом, что существенно ускорило добычу, а еще через век изобрели хитроумную геликоидную пилу, которой выпиливали несколько каменных блоков разом. В конце XX в. для резки мраморных глыб стали использовать канатные камнерезы, дисковые пилы и специальные камнерезные машины с алмазной проволокой и алмазной цепной пилой, а для спуска блоков — карьерные грузовики на резиновых шинах. Ежегодная добыча только облицовочного мрамора на месторождениях Каррары превышает 100 тыс, куб. м ежегодно. За всё время здесь из 650 карьеров было добыто мрамора больше, чем в любом другом месте. Половина из них ныне отработана и заброшена.

По всему свету разошелся каррарский мрамор. Разве не чудо: едва ли не все первостатейные изваяния и сооружения мира — из каррарского мрамора! Не иначе, мрамор сам ищет архитекторов и зодчих, которые способны сделать из него шедевр. Один лишь перечень мраморных объектов сам по себе уже перл. Творения Микеланджело — Давид, Пьеиа, Моисей. Площадь чудес — Пьяцца деи Мираколи в Пизе. Соборы — Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Баптистерий в Пизе, Дуомо ди Сиена в Сиене, Кафедральный в Маниле, Акшардхам в Нью-Дели. Мечеть шейха Зайда в Абу-Даби, Мемориалы — королевы Виктории в Лондоне, короля Эдуарда VII в Бирмингеме, генерала Гранта в Нью-Йорке. Гробница императора Педру II Бразильского в Петрополисе, саркофаг королевы Ядвиги в Кракове. Статуи — Джузеппе Мадзини в Риме, Роберта Бернса в Дамфрисе, Джорджа Вашингтона в Вашингтоне. Оперный театр в Осло, Художественный музей в Милуоки. Лестница из каррарского мрамора в городских палатах Глазго, Иорданская лестница в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Вестибюли станции Московского метрополитена «Охотный ряд» (бывшая «Проспект Маркса»)…

У всякого зеркала есть изнанка, у всего прекрасного — уродливая сторона. Чем больше появлялось прекрасных творений из мрамора, чем больше богатели владельцы карьеров и морских судов, тем больше жизней шахтеров и резчиков забирал каторжный труд. Не от сытой и беспечной жизни рабочих в конце XIX в. Каррара стала колыбелью анархизма в Италии. В 1885 г. здесь была основана первая анархистская группа. «Даже камни — анархисты» — был ее девиз. Рабочие каменоломен стали главными участниками восстания в Луниджане в 1894 г. Восстание было жестоко подавлено войсками, Сотни повстанцев, в т.ч. «подстрекатель» анархист Л. Молинари были арестованы и осуждены военными трибуналами на разные сроки. В дальнейшем анархистам помешала отстоять свои убеждения и права череда войн первой половины прошлого века. В 1945 г. в Карраре анархо-синдикализм возродился, добился ряда льгот и действует поныне.

P.S. «Старая Пиза до сих пор способна внушать благоговейное удивление, потому что до сих пор цела площадь на окраине города, где стоят созданные ее гением собор, Баптистерий, наклонная башня и Кампо-Санто. Другой такой площади нет в Италии, и даже венецианская Пьяцца не производит первого впечатления настолько же сильного, полного и чистого. Во всем мире трудно встретить теперь место, где могла бы так чувствоваться, как здесь, прелесть мрамора… Глаз… бывает положительно ослеплен светлыми мраморными зданиями, возвышающимися над поросшей зеленой травой Пизанской площади. Чередование черных и белых полос, характерное для всей тосканской архитектуры, здесь счастливо сглажено временем. О нем легко можно забыть перед тонко желтеющим от древности и от осенних дождей благородным старым мрамором Баптистерия. Здесь можно забыть на время даже о самой архитектуре всех этих зданий, помня только о священной белизне их стен и о свежей зелени окружающего их луга» (П.П. Муратов, «Образы Италии»).