Миниатюра о миниатюрах

Сергей Кокорин
В наше время клипов, кликов и лайков литературная миниатюра получила большое распространение в творчестве пишущих людей. Оно и не удивительно, ведь школьников вместо сочинений учат писать миниатюры.

Собственно миниатюра имеет древнюю историю. Самая короткая юмористическая миниатюра – это анекдот, насчитывающий тысячи лет существования и изложения в письменном виде cо времён цивилизации Междуречья. Существует также всеми уважаемый жанр басни, представляющий собой облагороженный анекдот. Правда, здесь уже наблюдается увеличение в размерах, но басню всё ещё можно назвать миниатюрой.
 
Но анекдот ограничений в размерах не имеет, ведь существует даже роман-анекдот («Приключения солдата Ивана Чонкина»). Всё зависит от запаса иронии, сарказма, злости автора, а также его обиды на предмет высмеивания. Если запасов юмора автор не имеет, а только злобу, то появляется сборник несмешных баек («Архипелаг Гулаг»).

Но достаточно о юморе, ведь тематика миниатюр неисчерпаема, как Вселенная и может содержать глубочайшие смыслы и посылы. Вопрос – кому нужно писать миниатюры, не стоит. Это нужно и начинающему автору, и состоявшемуся писателю.

Для молодого автора она хороша возможностью избежать повторений и быстро закончить работу, ведь нетерпение – признак формирующегося ума, обладающего способностями к саморазвитию, самообразованию и накоплению опыта.

 Для заматеревшего автора с состоятельным и зрелым мировоззрением миниатюра привлекательна соотношением небольших энергетических затрат с ёмкостью образов, глубоким смыслом, огромным посылом и значением для литературы.

Краткость миниатюрного эссе содержит в себе возможность и универсальность ответа на те вызовы , которые мы сегодня во множественном числе получаем из вне. В нём проявляется способность автора не утомляя читателя доводить свою идею до его сознания, что даёт преимущество этой лаконичной, чёткой и отточенной форме изложения мысли, как в изложении частного вопроса, так и глобальной проблемы.

 Некоторые высокохудожественные миниатюры, вобрав в себя афористичность и красочность, напоминают мини-роман или картину умудрённого жизнью художника, что несёт в себе элемент неразгаданности. Литературная миниатюра едина и неделима в своём естестве, вместе с тем она позволяет автору экспериментировать. Основное её отличие от других жанров – отсутствие жёстких рамок, что позволяет нам говорить о том, что жанр миниатюры находится в процессе формирования.