4 декабря. Разум и чувства

Константин Клюшкин
Думаю, что всем понятно, что в данном случае речь идёт не о романе британской писательницы Джейн Остин, а об экранизации этого романа, осуществлённой китайским кинорежиссёром Энгом Ли на американской киностудии Columbia Pictures. Премьера фильма Энга Ли "Разум и чувства" состоялась в Беверли Хиллс, Калифорния, США, 4 декабря 1995 года.

Роман Джейн Остин "Разум и чувства" увидел свет ещё в 1811 году и до 1995 года был экранизирован несколько раз. Как минимум, дважды, в 1971-м и 1981-м годах, британская компания создавала на основе этого романа телесериалы. В конце 80-х годов свою экранную версию романа решили создать и американские кинематографисты, а конкретно - некая Линдси  Доран.

Линдси Доран выросла в кинематографической семье: папа - продюсер, мама - руководитель подразделения киностудии Columbia Pictures, и сама она в 1989-м году стала президентом кинокомпании Mirage Enterprises, которую в 1985-м году создал знаменитый кинорежиссёр Сидни Поллак. Ну, и первое, что решила сделать Линдси Доран, используя свое служебное положение, - создать фильм на основе произведения своей самой любимой писательницы - Джейн Остин.

Идея экранизации романа "Разум и чувства" овладела Линдси Доран задолго до того, как она возглавила кинокомпанию, а потому задолго до 1989-го года она искала возможного сценариста. Задача эта, при всей видимой лёгкости, далеко не так проста, поскольку адекватный сценарий по роману начала XIX-го века, признанному в ХХ-м веке классикой, может создать, как считала Доран, только человек, одинаково хорошо владеющий юмором, сатирой, мелодрамой, обладающий душой XIX-го века и литературным слогом века ХХ-го. И такого сценариста Доран нашла в лице актрисы Эммы Томпсон. Которая до того момента ни разу сценариев не писала. Но, правда, пробовала силы в создании комедийных скетчей, которые и попались на глаза Доран. И, надо же было такому случиться, Эмма Томпсон оказалась тоже фанаткой творчества Джейн Остин.

Эмма Томпсон далеко не сразу приняла предложение выступить в роли сценариста фильма по любимому литературному произведению. Она предлагала Линдси начать с чего-нибудь попроще. Но, в конце концов согласилась. Возможно, не сразу осознавая, на что согласилась. Короче, работа над сценарием заняла у Эммы Томпсон четыре с половиной года жизни, в течение которых она написала 13 версий сценария, каждый из которых состоял в среднем из 350 рукописных листов.

После того, как была создана версия сценария, одинаково удовлетворяющая и Линдси Доран, и саму Эмму Томпсон, стало понятно, что в одиночку киностудии Mirage Enterprises этот проект "не поднять". Линдси Доран начала обращаться к различным кинокомпаниям с предложением об участии в софинансировании производства картины. Но большинство кинокомпаний отвергали это предложение, главным образом, из-за полной неизвестности сценариста. Наконец, исполнительный директор  киностудии Columbia Pictures Эми Паскаль проявила интерес к созданию фильма по сценарию Эммы Томпсон.

После этого встал вопрос о режиссёре будущего фильма. И снова Линдси Доран проявила абсолютную нестандартность мышления: она предложила ставить фильм китайскому, а точнее, тайваньскому, режиссёру Энгу Ли. Мотивов для такого решения у Доран было два. Первый - ей понравился фильм Энга Ли "Свадебный банкет", вышедший на экран в 1993-м году. А второй, более важный, заключался в том, что Доран не хотела, чтобы фильм был понят и принят исключительно англоманами, а получил бы признание у самой интернациональной публики.

Как впоследствии признавался Энг Ли, предложение Доран его буквально ошарашило: он понятия не имел об Англии XIX-го века, он никогда не читал романов Джейн Остин. Но когда он прочитал сценарий примерно до половины, он понял, что всю свою жизнь "ставил Остин, не подозревая об этом".- Тем не менее, до начала съемок Энг Ли специально провёл в Англии полгода, для того, чтобы погрузиться в английскую культуру и в английский юмор. А сами съемки заняли гораздо меньше времени - всего 65 дней.

Через несколько недель после премьеры, в начале 1996-го года, фильм получил 6 номинаций на Золотой Глобус, из которых выиграл две: как Лучший драматический фильм и за Лучший сценарий. В номинации Лучший режиссёр Энг Ли уступил Мелу Гибсону, режиссёру фильма "Храброе сердце".

Чуть позже "Разум и чувство" получил 7 номинаций на премию Оскар, но выиграл только одну - опять за Лучший адаптированный сценарий. В номинации Лучший фильм "Разум и чувство" снова оказался обойдённым фильмом Мела Гибсона "Храброе сердце".

В том же 1996 году фильм Энга Ли "Разум и чувство" получил 12 номинаций на британскую премию БАФТА. Из них фильм выиграл три, в том числе как Лучший фильм и за две главные женские роли, исполненные Эммой Томпсон и Кейт Уинслет. То есть, британских киноакадемиков не смутило то обстоятельство, что 36-летняя на тот момент Эмма Томпсон играла роль девушки, которой по сценарию 19 лет. Энг Ли тоже получил номинацию на эту премию как режиссёр, но британские киноакадемики сочли более достойной премии Майкла Рэдфорда, режиссёра итальянского фильма "Почтальон".

И ещё одну победу фильм Энга Ли одержал в том 1996-м году на Берлинском международном кинофестивале, где ему была присуждена главная премия - Золотой Медведь. Кстати, председателем жюри на том кинофестивале был знаменитый советский и российский режиссёр и актёр Никита Михалков.

Кинокритики в большинстве своем с большим восторгом восприняли фильм Энга Ли. А вот гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму всего 2,5 звезды из 4-х возможных, объясняя свою оценку, что чем-то фильм его не удовлетворил. Российский кинокритик Сергей Кудрявцев сказал, что «Разум и чувства» - весёлое, трогающее душу, дающее пищу уму и просто отлично сделанное кино" - https://kinanet.livejournal.com/703577.html и поставил фильму довольно высокую оценку - 8,5.

О высокой оценке фильма Энга Ли кинозрителями говорят следующие цифры: при бюджете в 16 миллионов долларов кассовые сборы по всему миру составили 135 миллионов долларов. 63% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.

С учетом сказанного выше рейтинг фильма Энга Ли "Разум и чувства" (см. Предисловие) составляет 9,170, что позволяет ему занимать 129-е место в Золотой Тысяче.