Внучачья приливка - 24 - домашние хитрости

Марина Кривоносова
- Привет, бабушка! – раздался в трубке звонкий голосок Елисея.

- Привет, солнышко! – обрадовалась я.

- У меня для тебя сюрприз!

- Правда?! Сюрпризы люблю. А какой?

- Не-е-е, не скажу. Я покажу, когда приду, - загадочно пообещал Еля.

- Теперь уже и не дождусь, любопытство замучает, - посетовала я

Внук рассмеялся счастливым смехом.
Наконец, обнимаю, раздеваю, целую макушку и спрашиваю:

- И где твой сюрприз?

- Погоди, бабушка. Сядь в кресло.

Я послушно села. Но Ельке этого было мало и он потребовал ещё:

- А теперь глаза закрой. И не открывай, пока не скажу. Ладно?

- Ладно, - согласилась снова я и закрыла глаза. Вокруг меня задвигался воздух, выдавая Елькину суету.

Наконец, внук торжественно разрешил:

- Открывай!

На столе лежал дневник, открытый на страничке с четвертными оценками. Еля неотрывно следил за выражением моего лица.

- У-у-х, ты-ы-ы! – восхитилась я, изучая пятёрки и четверки своего третьеклассника.

– Молодец! Как приятно получать такие сюрпризы!

Мои слова были тёплым весенним солнцем, под лучами которого расцветал цветочком Еля. Я продолжила:

- Нет, ну разве можно такой итог четверти не отпраздновать?

- А как?

- Чай с вкусным тортом годится? – предложила я.

- Годится!

За чаем говорили о разном. Потом спросила:

- А ты посуду умеешь мыть?

На минуту Еля замер, потом проговорил:

- Ну, чашку с блюдцем после чая или молока я могу помыть. А остальную посуду машина моет.

- Тебе хорошо. А у меня машины нет, сами с дедом моем, - сказала я, тихонечко подглядывая за внуком.

- Ну, вы с дедом вдвоём, а нас-то много. Мама тогда будет целый день что ли стоять и только посуду мыть?

- А вы помогали б маме. Чего это она одна должна мыть.

Еля на мои слова сразу взбодрился:

- Ага! Как? У нас школа, секции, занятия всякие. Нас дома нет, а вечером уроки делаем.

- Понятно. Принимается. Тогда, конечно, без посудомойки никак. А вдруг я не смогу посуду помыть? Заболею, например. Ты мне и помочь не сможешь. Или вот, возьмём поход. На природе посудомоечной машины нет, да и вода холодная, а посуду мыть надо обязательно, - снова подкинула я внуку проблемку.

- И что тогда? – посмотрел на меня Еля.

- Я не просто так спрашиваю. Хочу тебя маленьким домашним хитростям научить. Можно чисто, быстро и легко помыть посуду даже в походе. Этот способ почти забыт и сейчас так мало кто моет посуду.

- Ты у нас ведьма? Да? – неожиданно выдал внук. Потом, почувствовав, что вопрос получился как-то не очень, добавил:

- Нет, не та, которая колдует. Помнишь, ты рассказывала про древних славян. У них были тётеньки, которые всё знали.

Ну, надо же, подумала я, приятно удивившись, что-то в его головушке застревает. А потом произнесла:

- Ты правильно вспомнил. Ведьма от слова «ведать», то есть знать. Наверное, я, вправду, немножко ведьма.

За разговорами чай был выпит, вкус торта оценён. И настал момент для моих домашних хитростей. Взяв блюдце из под жирненького торта, попросила:

- Проведи-ка пальцем по блюдцу.

- Зачем? – поднял на меня глаза внук.

- Проведи, проведи. Узнаешь. А то эксперимента не увидишь.

Еля провёл пальчиком, потом, повертев им перед носом, сказал:

- Теперь палец жирный.

- А нам такой и нужен, - обрадовалась я. – Теперь бери вот эту вехоточку её намыливай, а на блюдце посыпем немного горчичного порошка, размазывай его по блюдцу. Потом под воду и жира нет. Блюдечко скрипеть должно от чистоты.
Елька, проделав всё это, пришёл в полный восторг. Вот не думала, что простой трюк с горчицей станет для него удивительным открытием. Внук перемыл всю посуду, выбирая особенно жирную. Я продолжила свой рассказ:

- Горчица очень полезное растение, которое живёт по соседству с человеком с древности. Из неё делаем соус для мяса и холодца, когда болеем, ставим горчичники, а если надо, то и посуду моем. Есть ещё один огромный плюс у горчицы: если мыть химическим средством для мытья посуды, которое в магазине покупаем, то оно никуда не исчезает и наносит воде вред, отравляет её. Вода после не восстанавливается, не очищается полностью. А горчичка никакого вреда воде не наносит. Как говорят сейчас – экологичная.

- А разве люди не знают про это?

- Раньше знали, а теперь есть магазинное средство, привыкли им пользоваться и не думают об этом. Скоро и знать перестанут про горчицу. Знания, если ими не пользоваться, забываются.

- А я буду всем рассказывать, чтоб не забыли, - пообещал Еля. Потом, будто вспомнив что-то, спросил:

- А у тебя в туалете спички лежат, это тоже хитрости?

- В некотором роде. Понимаешь, не могу я пользоваться магазинными освежителями воздуха, как пшикну, так дышать не могу. Вот и вспомнила свою бабушку. В моём детстве и близко не было никаких освежителей воздуха. Так моя бабуля легко убирала неприятные запахи: зажжёт спичку и запаха нет.

- А я люблю на огонь смотреть. И как пахнет, тоже люблю. Можно я зажгу?

- Можно. Только если кто-то из взрослых рядом. Одному лучше этого не делать, опасно, беды не оберешься.

- Знаю, знаю,- нетерпеливо ответил Еля и кинулся в туалет за коробком спичек, которые как-то быстро закончились. Но руки его с каждой спичкой становились всё ловчее.
- Заниматься-то пойдём? – попыталась я вытащить его из домашних хитростей.
- Угу, - кивнул Еля, выбрасывая пустой спичечный коробок.