Чары чтения

Сергей Владимирович Жуков
                Чары  чтения.

   Некоторые, зайдя в библиотеку чуть ли не на бегу, спрашивают: не поступил ли очередной роман Донцовой или Незнанского? Не обнаружив новинки, покидают очаг культуры недовольные: «Ничего у вас нет свежего!».
  А все ли «старое» вы прочитали? Вкусили вы умом и сердцем хотя бы часть славного наследия, скажем, Лескова? Конечно, так или иначе с творчеством поистине на¬родного писателя встречался каждый русский человек. Многим помнятся замечательный трогательный мультфильм «Левша», созданный в 70-е годы, экранизации «Очарованного странника», «На ножах». Сегодня по радио порой звучат инсценировки повестей Лескова.

  Однако мало смотреть и слушать, надо еще читать. В одиннадцатитомном собрании сочинений великого мастера слова, невольно оттесненного Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским и  И. С. Тургеневым в некий «второй ряд или средний разряд» русских классиков, сокрыто бесценное богатство языка и чувства. Собрания сочинений Лескова в СССР издавали не один раз. В издании 50-х годов, кроме антинигилистического романа «Некуда» и задушевной эпопеи «Соборяне», развернута целая галерея жертвенных типов русского народа. Повести «Павлин», «Однодум», «Несмертельный Голован» и другие способ¬ны очистить душу не меньше покаяния.
   Православные описания и легенды «Скоморох Памфалон», «Невинный Пруденций» исполнены не только глубоких раздумий, но и чистого юмора.
Ныне россиянам важно и нужно ощутить себя не только за станком и, к сожалению, за стаканом, но и за книгой. Народ силен не только пресловутой экономикой, армией и наукой, но и культурой. Ведь многим обрыдла слащавая однообразная муть зарубежных и отечественных сериалов, опротивели потоки крови в «боевиках», не единого мучает душевная оскомина от навязчивых юмористов и сатириков.
  ...Идите в библиотеки, берите русскую книгу, читайте сами, приучайте детей к книгам и почтению перед великими россиянами. Конечно, у кого-то не хватает времени, а кому-то вообще, лень да не хочется, но все же надо сделать усилие.
  Только самопринуждением мы и победим себя прежнего, не помнящего родства. Родства не только ближнего, его-то мы порой вспоминаем «во дни торжеств и бед народных», но родства отдаленного всех со всеми.
Мое «открытие» Лескова состоялось в 42 года. Конечно, что-то из его богатства обретал и раньше, но полное собрание «прошел» только сейчас. Лесков - словно сказочный русский лес, который не только манит, но и дарит своими щедротами...
               
                Сергей Жуков. 2007