Солнце светит для всех - 14 глава

Елена Светлова 2
Таня поняла, что, наверное, сказала лишнее, но Софья Дмитриевна и Варя в упор смотрели на неё, поэтому она быстро проговорила:
- Я ничего не знаю больше, это так, воспитатели наши говорят.
- Понятно, - кивнула Софья Дмитриевна, пребывая в крайнем замешательстве.
В этот момент к ним подошёл Савва и стал о чём-то шептаться с Таней. Тут же рядом возникла директор воскресной школы Никольского храма:
- Дети и педагоги тоже, - строго посмотрела она на Варвару и Софью Дмитриевну, - давайте оставим все разговоры, сегодня у нас важное мероприятие.
Софья Дмитриевна сказала:
- Варя, ты тут посмотри за ребятами, а я с Саввой и Таней пойду.
- Конечно, не волнуйся, я справлюсь. Вон Анатолий Иванович идёт, - племянница глазами указала на приближающегося к ним мужчину.
 - Как хорошо, Анатолий, что ты пришёл, - обрадовалась ему Софья Дмитриевна.
 - Не мог же я тебя бросить, - усмехнулся Анатолий Иванович.
Они быстро пошли к классам воскресной школы с Саввой, Таней и прихватили по дороге ещё одну девочку, чтобы не вызывать подозрений. Их замысел заключался в том, чтобы причесать ребят тщательно, так как они должны во время праздника угощать зрителей, а значит, они будут в центре внимания, их будут фотографировать, поэтому выглядеть они должны отлично. Пока суть да дело, Софья Дмитриевна должна будет аккуратно состричь у Саввы прядь волос. Временами их план казался ей невероятным, да и вся эта история тоже, но отступать было некуда. Вскоре они удалились в одно из помещений храма, а Варя осталась с остальными ребятами, хотелось бы ещё и на службе постоять.
Игорь приехал почти к началу праздничного богослужения, он старался полностью отрешиться от всех посторонних мыслей и погрузиться в молитву, хотя его церковный опыт был ещё слишком мал, чтобы оценить качество своей духовной жизни. Игорь даже прикрыл глаза на время, перед ним стоял идеально начищенный подсвечник, в золотом сиянии которого даже отражались люди, проходящие мимо. Вдруг внимание Игоря сфокусировалось на девушке, которую он узнал, даже не оборачиваясь – Настя. Не хотелось в праздник портить отношения, но Анастасия первой обратилась к нему:
- С Вербным воскресением, Игорь.
На её лице была дружелюбная улыбка, а весь облик отражал свежесть и лёгкость, в руках она держала те самые веточки вербы, которые вручил ей Игорь тогда в машине.
- С праздником, Настя, - он не мог отказать себе в удовольствии оглядеть её с головы до ног, но понимал, что не сможет просто забыть об увиденных в соцсети фотографиях, такая у него натура – нужно всё выяснить досконально, но в праздник этого делать не хотелось. Игорь подумал, что, может быть, объяснение с Анастасией отложить до беседы с отцом Михаилом.
- А сегодня после службы у меня, скорее всего, репетиция будет, так что не удастся нам пообщаться, - вздохнула девушка.
- Хорошо, - внутренне даже обрадовался Игорь.
- Я пойду свечи поставлю, - почувствовала его настроение Настя и отошла в сторону.
Не прошло и пары минут, как мимо Игоря прошла Варвара, он с улыбкой окликнул её:
- Варя, с праздником Входа Господня в Иерусалим!
Девушка остановилась: ей хотелось пообщаться с Игорем, тем более он сам проявил инициативу, но она обещала тёте быть с детьми, прибывшими на праздник. Сейчас такое послушание для неё было выше устройства личной жизни, она пришла к выводу, что Господь всё равно поможет ей, сделает лучше, чем получится у неё самой.
- Тебя тоже с Вербным воскресеньем, - по-простому ответила Варвара и добавила. – После службы будет праздник для детей, будет интересно. Оставайся, если хочешь.
- Конечно, останусь. Мне всё, что происходит у Вас в храме, интересно, - продолжал улыбаться Игорь.
- Теперь уже у нас, - поправила его девушка и продолжала уверенным тоном, обычно не свойственным для неё. – Надеюсь, что ты теперь ощущаешь себя тоже частью нашей общины.
- Да, конечно, - растерянно пробормотал Игорь.
Варя не нашлась, что ещё добавить, она отошла в сторону (богослужение продолжалось, разговаривать во время него было не очень хорошо). Она оказалась рядом с Павлом, он повернулся к ней:
- Варенька, с праздником! Взгляните на икону, она уже почти …готова.
- Что? – в свете последних событий Варвара совсем забыла про эту икону, которая должна проявиться, но сейчас обратила внимание на слова Павла.
- Я хотел сказать, что уже почти понятно, что за образ здесь будет, - пояснил Павел.
- Хорошо, я потом взгляну, после службы, даже после концерта, день у нас сегодня такой насыщенный, - проговорила девушка.
- Найдите минутку, - с просительной интонацией в голосе улыбнулся собеседник.
Варя кивнула, она думала о том, как там тётя справляется с проблемой, которую им нужно решить. А в это время Софью Дмитриевну посетили мысли, что проблему, они сами себе создали: со стороны вся ситуация теперь представлялась ей комичной – она режет волосы чужому ребёнку, чтобы узнать (с надеждой или страхом?), что он окажется её племянником. А ведь можно было поступить проще и честнее – откровенно поговорить с братом, но она почему-то пренебрегла этим путём. Но Господь впоследствии устроил всё так, как было лучше для всех.
- Ну что? – шепнул Анатолий Иванович, глазами указывая на Савву, который как раз повернулся к ним спиной, очень удачный момент, чтобы срезать у него прядь.
Софья Дмитриевна была очень благодарна, что он взялся ей помогать, она вздохнула и быстро щёлкнула ножницами. Миг – волосы оказались в пакетике. Никто этого не видел, кроме Анатолия Ивановича: Таня повторяла слова выступления, Савва мечтательно глядел в окно, а третья девочка разглядывала подарки, которые они должны будут вручать гостям и участникам праздника.
- Я, пожалуй, пойду, - сказал Анатолий Иванович, принимая от Софьи Дмитриевны драгоценный пакетик. – Я в аптеку, буду на связи.
- Хорошо. Ребята, давайте-ка идите на службу, мы с вами хорошо подготовились, поэтому надеюсь, что с Божьей помощью всё у нас получится, - проговорила Софья Дмитриевна, наконец, справившись с волнением.

Богослужение на Вербное воскресенье и последующий за ним праздник прошли великолепно. Все постарались на славу: и ребята, и педагоги воскресной школы, и гости -  все остались довольны. Игорь раньше никогда не участвовал в подобных мероприятиях, поэтому всё для него было впервые, но оставило самое приятное впечатление и позволило не думать об Анастасии, которая молча стояла рядом с ним, девушка тоже была напряжена, но на лице её сияла неизменная царственная улыбка. Она была уверена, что после окончания всего они побудут вдвоём с Игорем – Софья Дмитриевна успела шепнуть ей, что сегодня репетиции по пению не будет (и ей нужно будет позаниматься дома), а на следующей неделе придётся очень хорошо потрудиться.
Когда праздник по случаю Вербного воскресенья уже подходил к концу, Софья Дмитриевна и Варя уже хотели расслабиться, вдруг произошло то, чего они обе меньше всего ожидали – в храме появился Владимир Дмитриевич. Если бы Софья Дмитриевна прислушалась бы к словам Тани, то она не была бы так шокирована и сумела бы подготовиться к визиту брата, а он вёл себя как ни в чём ни бывало, хотя раньше очень редко бывал в церкви. Владимир Дмитриевич, по всей видимости, был всем доволен, он больше внимания уделял Савве, чем дочери и сестре.
- Софья, - обратился после завершения праздника Владимир Дмитриевич к сестре, - я отвезу Савву и Таню в детский дом, я уже договорился с руководством.
- Вот как, - Софью Дмитриевну неприятно удивил этот факт, да и все её планы поговорить сегодня с Таней о них разрушились, но она поняла, что так Господь ей дал то, чего она больше всего на свете хотела – откровенно поговорить с братом.
- Я понимаю, что всё это выглядит странно, да так и есть на самом деле, поэтому, думаю, нам надо объясниться, - заявил Владимир Дмитриевич.
- Папа, ты что на праздник к нам решил приехать? – поинтересовалась подошедшая Варвара, прекрасно понимая, в чём суть дела и радуясь, что заблаговременно успела избавиться от пакетика с волосами Саввы.
- Да, я сейчас хотел бы поговорить с тётей Соней. Варя, а с тобой мы пообщаемся дома, - посмотрел на неё отец.
- Хорошо, - спокойно согласилась девушка.
- Варя, посмотри, пожалуйста, за Саввой и Таней, пока мы говорим, - попросила её Софья Дмитриевна.
В этот момент к ним подошли Таня с Саввой, они решили держаться вместе.
- Мы сегодня не сможем погулять, тётя Софья? – внезапно обратилась к ней Таня.
Софья Дмитриевна удивилась и обрадовалась такому обращению:
- Нет, к сожалению, сегодня Вас отвезёт обратно Владимир Дмитриевич, но на следующей неделе я постараюсь к вам приехать.
- Мы сейчас пойдём в трапезную, - проговорила Варя. – Там все детки, которых ещё не забрали, будут находиться.
В это время к ним подошёл Павел, он просительно взглянул на девушку:
- Варя, давайте подойдём к иконе…
- А давайте, - Варвара была рада его предложению – слишком сильно давила на неё неизбежность узнать правду об отце и Савве.
Они подошли к иконе, которая неотступно завладела вниманием Павла, а теперь и Варя была заинтригована, она зачем-то потрогала её пальцем:
- Странно, я мало разбираюсь в иконописи, но мне кажется, что здесь как будто краски свежие.
Сам образ уже явственно демонстрировал, что это икона великомученицы, Варя без труда прочитала:
- Святая Варвара.
Она бросила недоумённый взгляд на Павла.
Он опустил глаза и со вздохом проговорил:
- Конечно, я понимал, что всё тайное рано или поздно становится явным, об этом ещё сам Христос говорил.
Варя наблюдала за Павлом, она раньше не видела его таким смущённым, она тихо сказала:
- Но Христос говорил и другое: «И зажёгши свечу, не ставят её под сосуд».
Павел поднял на неё глаза, в которых как будто опять зажглась искра жизни, потухшая в момент его разоблачения, он пробормотал:
- Я хотел Вам показать чудо, я сам сначала верил в чудо с этой старой иконой, а оказался обманщиком.
Он был подавлен, хотел уйти, но Варя его задержала:
- Это и есть чудо, чудо таланта, дарованного Богом.
Павел стряхнул оцепенение, прислушался к словам девушки, она указала на икону:
- Я думаю, это довольно талантливо написанная икона.
Павел улыбнулся:
- Это мой дар Вам.
Варя скромно улыбнулась в ответ.

В это время между Игорем и Настей происходил диалог совершенно в иной тональности. Они вышли на улицу после праздника. Игорь остановился, чтобы задать Анастасии вопрос, который его мучил:
- Я видел фотографии у тебя на странице В контакте, где ты танцевала в…не очень приличном виде. Что это такое?
Настю поразил не столько его вопрос, сколько интонация, с какой он был задан: как будто он её обвинитель или муж, уличающий в измене. Девушка не успела ничего ответить, как Игорь для наглядности показал ей те самые злополучные снимки.
- Это было так давно, что я уже даже не помню, по какому поводу вся эта тусовка была, - каким-то новым, не знакомым для Игоря голосом, проговорила Настя. – Я думаю, что это не так важно сейчас, мало ли что было раньше у нас.
На последних словах она выразительно посмотрела на Игоря, он на мгновение растерялся:
- Важно, мне важно. У меня не было ничего такого, можешь посмотреть мою страницу, да и завёл её не так давно, не люблю всё выставлять напоказ.
- А я люблю, да люблю внимание, но больше люблю петь. Это был концерт, нашей любительской группы. И с тем парнем, блондин, который рядом со мной стоит, если хочешь знать, я недавно общалась. Это просто дружба. Была. Сейчас у всех нас другая жизнь. Я хотела бы, чтобы эта жизнь у меня была связана с тобой.
- Я тоже…надеялся…- пробормотал Игорь, внезапно поняв, что все дальнейшие разговоры ни к чему не приведут, сейчас им лучше разойтись, а ему обязательно нужно побеседовать с отцом Михаилом.
Анастасия даже не стала его останавливать, видимо, решив, что все её доводы уже исчерпаны, она быстро пошла в сторону остановки, а Игорь направился к машине.

Софья Дмитриевна и Владимир Дмитриевич прошли в класс воскресной школы, где никто не мог им помешать откровенно поговорить. Они сели друг напротив друга.
- Я понимаю, что ты ждёшь от меня объяснений, - начал Владимир Дмитриевич.
- Не только я, - проговорила сестра.
- С Варей я тоже обязательно поговорю. Но с тобой прежде, ведь ты была свидетельницей, в каком аду я жил после смерти Наташи, Варенька была маленькой тогда, она мало что понимала.
Софья Дмитриевна кивнула.
- В общем, сначала я не мог и думать о других женщинах, но потом меня…заела тоска. Но всё было не то: кого я встречал, не нравились мне, или я не нравился им, всё как-то не совпадало. Я уже отчаялся, но около десяти лет назад, тогда Варя была подростком, я понял, что совсем больше не смогу быть один, тогда Бог сжалился надо мной – я встретил Наташу. Тоже Наташа, но она совсем не похожа была на мою Наташу, молодая, яркая, заводная. Несмотря на разницу в возрасте более двадцати лет, мы нашли общий язык…
В этот миг у Софьи Дмитриевны зазвонил телефон – Анатолий Иванович.
- Я сейчас занята, Толя. Да, и не надо ничего делать, узнавать…ты понял о чём я?
- Да, - быстро сообразил Анатолий Иванович. – Позвони мне потом.
- Хорошо, - пообещала Софья Дмитриевна.
- Это твой знакомый? – поинтересовался брат.
-Да, Анатолий Иванович. Его многие знают в храме, и он многим помогает.
- Хорошо, - задумчиво пробормотал Владимир Дмитриевич. – Ты, значит, тоже устраиваешь свою жизнь?
- А почему нет, Володя? Я столько лет была одна.
- Я, наоборот, рад за тебя. Если бы больше с тобой и с Варей общались, может быть, не произошло бы всего этого, - сокрушённо вздохнул Владимир Дмитриевич.
- Продолжай.
- В общем, мы пообщались около года с этой Наташей, я думал, что всё у нас хорошо, но она вдруг охладела ко мне, а потом, вообще, порвала все связи. Сначала мне было очень больно, но потом отпустило, хотя с женщинами всё равно ничего не получается.
- А Савва? - в упор посмотрела на него сестра.
- Я думаю, что ты и сама уже поняла, что Савва – мой сын. Глаза на это мне открыла её двоюродная сестра. Когда мы общались с Наташей, она не знакомила меня с родными, но спустя много лет её двоюродная сестра вдруг нашла меня. Она рассказала, что Наташа забеременела от меня, но скрыла это от меня, её родители были против наших отношений, но сына она родила, оставила в роддоме. Ей только двадцать тогда было, и у неё началась другая, весёлая жизнь, без обязательств.
- Ну, а тогда, когда вы расстались, ты не пытался её найти? Если такие были чувства, - спросила Софья Дмитриевна.
- Нет, я, наверное, смирился, что ей нужен более молодой мужчина. В общем, с её двоюродной сестрой – Леной мы нашли Савву, там ещё один человек нам помогал. ДНК я делал: он – мой сын. Наташе, как я понимаю, он не нужен. Мы даже встретились с ней один раз недавно, но, что удивительно – былых чувств не проснулось.
Они замолчали, Софья Дмитриевна нарушила молчание:
- Что теперь?
- Я усыновлю Савву, ведь по документам сейчас я ему никто. А Лена, она тоже хочет общаться с двоюродным племянником, в отличие от его родной матери.
- Я рада, что теперь у тебя будет сын, - искренне произнесла Софья Дмитриевна.
- А ты? Девочка Таня, которая ездит с Саввой из детского дома, сказала, что ты с ней общаешься.
- Да, - ответила Софья Дмитриевна и вкратце поведала брату свою историю.
- Вот как здорово всё получается! – воскликнул Владимир Дмитриевич.
- Да, Господь устраивает, - подтвердила сестра.
- Как думаешь, Варя поймёт меня? – посмотрел на неё Владимир Дмитриевич.
- Уверена, что да.
И Софья Дмитриевна не ошиблась: в тот же вечер Владимир Дмитриевич поговорил с дочерью. Спросил:
- Ты простишь, что я скрыл от тебя наличие сына?
- Ну, же ты сам недавно узнал. На прощении держится мир, - улыбнулась Варвара. – Всё получилось, как нельзя лучше.