эпилог
в черновике было - "ОнеКин", описка?
*)
Почти до самого конца романа (до завершающей Восьмой главы, в которой Пушкин-Онегин и мы, ничего по его мнению в его творении не расчухавшие, находим провинциальную любящую беззаветно Евгения Татьяну Ларину замужем за князем и генералом N) Пушкин довольно отрицательно, пародийно и даже саркастически относится к браку, семье и их путам:
выписываем тупо стихи со с словом «брак»^
Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Итак, Пушкин не допускает никакого брака Ленского и Ольги Лариной в такой степени, что отмечает это частью фразы "не имев конечно" (типа да какой там еще брак, смеетесь что-ли)
А ее мать Прасковья чуть не удавилась и не свела счеты с жизнью, когда ее оторвали от гвардии сержанта Грандисона и выдали замуж силой за Дмитрия Ларина
Житие пары Лариных в браке Пушкин описывает с предельно пародийно как и положено в поэме – сатире нравов:
Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу; —
Но не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла, и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.15
Привычка усладила горе
Неотразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И всё тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по суботам,
Служанок била осердясь;
Всё это мужа не спросясь
Покойно жизнь его катилась;
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья,
И потужить и позлословить
И посмеяться кой о чем.
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить,
Там ужин, там и спать пора,
И гости едут со двора.
И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба,
И новый он приял венец.
Он умер в час перед обедом,
Оплаканный своим соседом,
Детьми и верною женой
Чистосердечней чем иной.
Пушкин, сведя Прасковью с Дмитрием в одну семью, не дал им умереть в один день в одной постели … Символично.
И какая теперь уже легендарная формула такого брака или жизни в браке не по любви, без счастья любви и любовников:
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она
:
В проповеди Евгения по поводу Письма Татьяны, в котором они с автором узрели иронию плагиата с подставой наивной Тани, брак вообще уничтожен и стал основной причиной отказа Жени использовать обещанное истомленной в «Я твоя!». Проповедь с темой брака начата символично со строфы №13 (!) :
„Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
То верно б кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!
XIV.
„Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.
XV.
„Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу однако ж проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
В этой части проповедь Евгения имеет исповедальный характер пояснительной записки благородного человека:
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Супружество станет мукой даже для любящих! Ибо, как потом установили химики, идя по следу нашего гения любви и антибрака, любовь реальная даже сильная до "Я, ух, твоя! На!" живет всего три года
Потом Ленской вроде соглашается взять в жены глупую как луна Олю, чтобы лишь быть рядом с любимой уже "до не могу" Таней, но всесильный Рок волюнтаристским пером Пушкина вмешивается и за пару недель до бракосочетания удаляет Вову на тот свет пулей Жени, спасая в итоге от страшной жизненной ошибки - брака
Затем Таню по итогам московской ярмарки невест отдают замуж за генерала, хотя она лукавит, что пред ней все жребии были равны … И Татьяна – княгиня N и генеральша N – принимает обет супружеской верности, получая от автора титул - милый и верный Идеал.
Женя остается с носом?
Обворожительно сомнительно, ибо Пушкин наделил героиню русской душой и делает при этом три существенные отметки:
- Таня дружит с … Клеопатрой Невы – Ниной Воронской = символом свободной женщины столицы и Империи
- Обет верности принят на век = а бабий век короток и о венерином поясе – ни гу-гу…
- Таня признается в любви Жене.
Эти таинственная душа женщины (девы) и отметки Пушкина являются скрытым текстом издевательства над институтом брака и позволяют надеяться, что Онегин останется в гоне, снова отнесет Таню на шаткую заветную скамью, наставит мужу его Тани ветвистые рога, подвесив на его шпоры подвязки жены, и подкуёт ему копыта уже не скакуна
*) И потому то Пушкин фамилию Онекин и поменял на Онегин. Онекин был бы как нельзя кстати: Женя хандрит и без конца отНекивается = и то ему «не» и это ему «не» и сам он себе на уме. И даже Тане отказал - отнекался, страшась брака.
НО Пушкин, поэт и гений, все ж остановился на Он е-е-е-е- Негин -е. Изнежены до неги… оба.