8. Вануату. Вечная земля

Владимир Игнатьевич Черданцев
                Капитан Сергей Юрьевич Антонов рассказывает:

                Покинув Соломоновы острова и Соломоново море, мы снова вошли в Коралловое море и направились в Порт-Вила, столицу Новых Гебрид, а ныне страны Вануату. Порт расположен на острове Эфате. Первым европейцем ,увидевшим берега Эфате, был знаменитый капитан Кук, которого по словам Владимира Высоцкого съели аборигены. Первые европейские поселенцы появились на острове через 50 лет после визита Кука. В 1882 году на острове обосновались китобои и торговцы сандаловым деревом. Страна управлялась совместно Британской и Французской администрацией, а в 1980 году получила независимость. Довольно быстро, молодая республика с населением 207 тысяч человек заслужила репутацию одного из самых лучших курортов Меланезии, привлекающих гостей чистой природой, самобытным населением, невероятными традициями и роскошным подводным миром.

          Столица острова и всей страны, Порт-Вила изгибается вокруг залива Вила и поднимается своими кварталами на склоны окрестных гор. Это очаровательный городок, несущий в себе множество культур и считается самым колоритным городом страны. Впрочем, город на островах единственный, поэтому, сравнивать особо не с чем.

          Компактный центральный коммерческий район образует небольшой, всего километр на километр, центр города, ограниченный с одной стороны заливом Вила и крутыми склонами холмов с другой. Сам порт небольшой, имеет один причал в глубине залива Вила и находится достаточно далеко от центра города.
Готовясь к рейсу, я вычитал такие сведения о стране:

        Британские аналитики из компании New Economic Foundation составили рейтинг Happy Planet Index - "Самая счастливая страна на планете". Каждую страну мира оценивали по трем параметрам: удовлетворенность граждан своим уровнем жизни, продолжительность жизни и "экологическая нагрузка" - количество земли, необходимой для обеспечения населения продуктами питания и нейтрализации отходов промышленного производства.

        Первую десятку рейтинга заняли страны Океании, население которых имеет все шансы прожить долгую и счастливую жизнь, не опасаясь загрязнения окружающей среды промышленным производством. При этом наиболее счастливым признано островное тихоокеанское государство Вануату с населением в 200 000 человек. Хорошие показатели и у стран Центральной Америки, где средняя продолжительность жизни достигает 70 лет, а степень антропогенной нагрузки на окружающую среду ниже среднемировой.

           Однако жители лидера рейтинга - республики Вануату - не во всем согласны с аналитиками New Economic Foundation, объявившими их самыми счастливыми людьми на планете. Как заявил главный редактор Vanuatu Online: "Дело в том, что наши люди готовы довольствоваться малым и чувствовать себя при этом счастливыми. У нас просто иная система ценностей, отличная от западного мира".

           Вануату иногда называют "страной улыбок". Действительно, большинство местных народов общительны, открыты и доброжелательны по отношению к иностранцам. При этом что удивительно, в прошлом местные племена считались одними из лучших воинов в Меланезии, а сомнительная слава каннибалов до сих пор идет за некоторыми горскими народами.         Многие отмечают у местных племен вечный оптимизм при полном спокойствии в любой жизненной ситуации, хотя некоторые утверждают, что это все проявления присущей островитянам лени.

       Так это или не так - вопрос спорный. Имеет ли к этому отношение знаменитая "кава" - напиток, успокаивающе действующий на нервную систему, но при этом не являющийся алкогольным, также никто не скажет. Однако известное пристрастие к "каве" играет немаловажную роль в жизни жителей Вануату, а праздность некоторых островитян хорошо заметна невооруженным глазом.

         Нормы одежды довольно свободные. Жители в сельских районах ходят чаще всего в простой одежде из растительных волокон, но приберегают для праздников характерные праздничные наряды из листьев, перьев и раковин. Женщины носят юбки из листьев и коры, либо так называемые "мазер-хуберт-дресс" ("одежда мамы Хуберт"). Простые полотняные накидки, чаще всего без рукавов и с закрытым горлом). В городах обычной одеждой мужчин являются легкие светлые брюки и рубашка с короткими рукавами, а женщины носят легкую тропическую одежду.

        Несмотря на известную страсть местных жителей к хождению "в чем мать родила", нудистских пляжей на Вануату нет, и даже "топлес" нигде не увидишь. Дело в том, что по местным обычаям тело есть вместилище духа, поэтому демонстрировать его можно только "своим", а вот посторонним - ни в коем случае, ибо это является причиной всех сглазов и наговоров. Этим же можно объяснить распространение в горских племенах ношения характерного мужского "намбас" (фаллокрипт) и окрашивание кожи (примитивная маскировка).

         Роль женщин в местной жизни переоценить трудно - они и обрабатывают землю, и занимаются домашним хозяйством, и воспитывают детей. Отношение мужчин к ним своеобразное - с одной стороны, "слабый пол" всячески холится и лелеется, с другой же, основную оценку женщины ведут в деньгах и товарах. За невест принято платить выкуп, причем немалый - он обычно равен цене японского автомобиля. Причем в городах этот своеобразный "калым" берут деньгами, в сельских же районах платой служат особым образом выращенные клыки кабанов (этакая местная валюта) или прямые товарные поставки. При этом официально в стране декларируется равноправие полов и совершенно незаметно, чтобы такая ситуация кого-либо не устраивала.

       Ну что же, продолжим. Подойдя к причалу Порта Вила, мы в первую очередь отправились на машине агента представляться президенту страны. Поразительно. В стране, население которой меньше Бийска, есть президент, парламент из 57 депутатов, премьер-министр, и кабинет министров.

        Представление длилось около часа. Одежда самая демократичная, светлая рубашка с коротким рукавом, светлые брюки и лёгкие туфли, и на нас, и на президенте. На весь дворец всего 2 охранника. Президент владеет английским и французским языками. Волосы тёмные, волнистые, на вид чуть больше 40 лет. Понимает юмор. Спокоен и немного флегматичен. Узнав, что я родом из Русской Сибири, пришёл в неописуемое волнение и стал смотреть на меня с жалостью.

        Сибирь – Айс кантри (Ледяная страна). Неоднократно произносил он. Наверное, жить у вас на Родине очень тяжело? Я ответил, что сибиряк, это не тот, кто мороза не боится, а тот, кто тепло одевается! Он пришёл в неописуемый восторг от ответа. Много спрашивал о зимах, о том, что мы зимой едим. Где и как добываем воду. Как дети зимой ходят в школу. Не знаю кому как, но президент мне понравился.

         После представления, Слава с агентом отправились в порт, а я решил снова использовать свой статус для ознакомления со страной и городом. Проходя по бульварам и многочисленным скверам, обратил внимание, что все встречающиеся мне люди радостно улыбаются. Кстати, и другим встречным тоже. Наверное, это самая улыбчивая страна в мире. Ни у кого не было на лице даже тени какой то озабоченности или неприятности. Это бросилось в глаза сразу.

            Прошёл мимо офиса компании, которая занимается продажей недвижимости (риэлтеры). Участок земли 10 соток, домик на берегу лагуны 8Х8 метров продаётся за 10 тысяч долларов США. Бред! Такого не может быть, решил я! Это всего 2 моих месячных оклада и жизнь в раю, среди улыбок, при среднегодовой температуре +22- + 28. Интернет принимает и российское телевидение, цены на продукты никакие. Офшорная зона позволяет почти полностью избегать налогов. Ну, совсем не удивительно, что здесь действительно живут самые счастливые люди на земле.

           Прошёл дальше, к павильону с сувенирами. Глаза «разбежались». Особенно много всего для женщин. И юбки из кокоса, и из перьев попугая, и лифчики, с чашечками из шлифованного кокоса. Коврики, сплетённые из пальмовых листьев. Трубки, статуэтки разных божков. Решил для первого раза не нагружаться, а пройтись налегке. Контракт только начинается. Ещё успею. Взял только горсть монет. Есть у меня такая привычка, на память брать горсть монет разного достоинства, что бы потом, в старости подсчитать, а сколько стран прошли мои ноги.

         Чудеса на этом не закончились. Посетив продовольственный рынок, всё там оказалось на вид таким сочным и вкусным, что я не удержался, и набрал всего. И фруктов, и овощей, и крабов, и рыбы и решил разгрузиться на судне. А уж потом, пообедав, или поужинав продолжить ознакомление со страной. Не тут то было. На острове нет ни одного такси. Но есть маршрутки. Но в порт маршрута нет. Звонить агенту постеснялся. Решил сесть в маршрутку, которая пойдёт в направлении порта, а дальше пройду пешком. Это всего то, километров пять, судя по карте.

          На остановке вхожу со всеми в салон, усаживаюсь со своим багажом, и прошу водителя высадить меня как можно ближе к порту. И тут происходит то, что я буду помнить всю жизнь. Водитель встаёт и обращается к пассажирам:

        – Друзья, у нас гость, который попал к нам впервые. Если вы спешите, пожалуйста, подождите следующего автобуса, а я отвезу капитана в порт!

       Ни тени раздражения. Люди встают, и покидают салон, попутно пожав мне руку или хлопнув рукой по плечу. Тронулись! Справившись с шоком, я наглею от благожелательности местного населения и прошу водителя показать мне Вилу. Безропотно он начинает ездить змейкой с одной улицы на другую, забираясь на холмы, или спускаясь к морю. Периодически останавливаюсь, что бы я мог выйти и осмотреть одно или другое здание, либо земельный участок.

Впечатления от увиденного:
        Все дома светлого цвета, стены расписаны цветами очень ярких расцветок. Ни одного огорода, в нашем понимании, я не видел. Все дома стоят на сваях, высотой примерно 1 метр, как мне объяснили, на случай шторма, если волны пойдут на берег. В каждом участке десяток кокосовых пальм, и 5-6 банановых деревьев. Груши и цитрусовые. Участки очень ухоженные, видно, что работает газонокосилка. Участки огорожены кустами самшита высотой не более метра, и служат не для защиты, а для обозначения границ участка. Кругом звучат песни, как национальные, так и английские и французские. Я попросил водителя включить что-нибудь национальное. Ну что же, песни довольно мелодичные и приятные на слух.

       Авто-экскурсия продлилась более полутора часов. Я, насытившись впечатлениями и проголодавшись, распрощался с водителем, подарил ему ящик пива, денег брать он категорически отказался, поднялся на борт.

       На другой день оказалось, что у нас потекли 2 контейнера рефрижератора, гружёные мороженой рыбой. Поэтому были вынуждены остаться в Порт-Вилле ещё на сутки для их ремонта. Решили со Славой и с обоими механиками посидеть на бережку с пивком. Вышли из территории порта и пошли через джунгли. На нас сразу набросилась стая собак.  С  собаками я общаюсь нормально, поэтому, подойдя к самой крупной, почесал ей переносицу. Видимо, пёс обалдел и поднявшись на лапы,  лизнул меня в нос. Остальные замолкли и улеглись рядом с нами. Наверное, это был их вожак. Больше собаки не тревожились и нам не мешали.

       Мы уселись на берегу у воды, натаскали плавника и зажгли небольшой костёр. Рядом за деревьями три коттеджа, несколько кокосовых и финиковых пальм. На воде несколько лодок. Мы, приезжие, кинулись в воду, а «старики» остались на берегу. Когда мы вернулись на берег, они начали запугивать нас, что в лагуне полно барракуд и могут откусить у нас очень важные части тела. Купаться нам как то сразу расхотелось.

        Но появилось желание поесть кокосов. Я уже был инструктирован, что любое дерево, это чья то, собственность, поэтому, нужно сначала спросить разрешение у владельца. Подошёл и попросил. Хозяин разрешил и мы, подсаживая друг друга, стали пытаться лезть вверх на пальму. Да уж, ребята, это вам не на Масленницу по столбам лазить, тут и руки и ноги нужны крепкие, и голова в придачу. Как мы не пытались, выше пяти метров подняться не смогли. Хозяин пальмы смотрел, смотрел на наши мучения, подошёл и спрашивает:

         - Что очень нужны кокосы? Сколько?

          Мы сказали, пять штук. Четыре нам, один, хозяину. Абориген, далеко не атлет. Подходит к пальме, берётся за ствол ладонями, упирается ступнями и быстро поднимается до самого верха. Несколько секунд, и он кидает нам под ноги пять орехов. Садится рядом с нами и показывает, как нужно кокосы употреблять. Очень даже наглядно. Посидел с нами немного, с пивом, поднялся, сказал – дела, и ушёл. Через час вернулся и спросил, ели ли мы когда-нибудь суп из ракушек. Мы такое блюдо не пробовали, хотя голод уже начал давать о себе знать.

          И вот товарищ, забредает по щиколотку в воду и начинает грести ногами песок. Говорит, - выбирайте ракушки. Нагребли полную кастрюлю. Принесли воды, поставили на огонь. Через полчаса пошёл запах, и потекли слюни. Когда съели кокосы, мы вырезали сердцевину. Наполнили такие миски супом. Скажу я вам, ну очень вкусно. Жалко только, что хлеба не захватили. Моллюски сварились и ракушки раскрылись. Пальмовой веткой мы выгребли ракушки, а мясо съели.

         Потом, наш новый друг повёл нас к лагуне, где на глубине двадцать сантиметров всё дно покрыто морскими ежами. Печёные на костре, они очень даже съедобны. В общем, пикник наш очень удался. Появились и новые друзья. К вечеру, приехавшие рефмеханики, починили наши контейнеры - морозильники и мы попрощались с этим добрым и тёплым островом. Теперь путь наш лежал на юг в Новую Зеландию в порт Тауранга, переход до него должен был занять 4 суток.