Шарманка

Светлана Ращинская
Эта История была так давно, что я ее едва вспомнила.                Разве каждую секунду жизни мы задумываемся о том, что говорим. Разве берём на себя ответственность за каждое произнесённое слово… за каждое…Воспоминания начали стучаться в сердце. И история сама собой стала ложиться на бумагу...Хочу рассказать о том разговоре с бабулей ,что был много лет назад и запал мне в душу. Вот и Фая рассказывая о своей шарманке не подозревала , что так сильно тронет мое детское воображение.Когда-то давно, когда я еще была совсем наивной маленькой девочкой, и так случилось, что мы поехали с мамой и бабулей  на юг,дорога была легкой и бабуля еще чувствовала себя относительно сносно ,чтобы преодолеть это путешествие,ведь ,по сути , мы ехали в те места ,где она родилась , тем более думая , что едет туда в последний раз в своей жизни ,Возле Одессы, любое приближение к теплу, фруктам и теплому морю было просто чудом, особенно если  мы еще так малы, что верим  в чудеса.Помню,всю дорогу я смотрела в окно и ждала море!
Всю дорогу неотрывно!Они смеялись надо мной и все хотели меня чем то накормить. Зелень лугов и деревьев мелькала за окном  от чего становилось интересней ехать. Проснувшись утром от яркого солнца из  окна, мама улыбалась и сказала  мне: - Вон, дождалась..   Глянув еще сонными глазами в окно ...ООО! Чудо!! Блестит ! Переливается разными цветами ,как самоцветы Хозяйки медной горы ! Море!  Мне казалось , что я еду в сказку ,ну или в сказочную страну.где совсем нет зимы..-Юг..Прилипнув к окну  я смотрела на мою мечту..Не помню точно сейчас,что чувствовала тогда,но ликование и радость ,точно, переполнили мое сердце.! Мы открыли окно и ветер , теплый ветер с моря залетел  к нам в окно..
Вот пишу сейчас и вспоминаю,как я была счастлива , это незатейливое счастье от вида моря...Синяя вода блестела на солнце.. я видела его первый раз.
Мама осталась в номере распаковывать чемоданы, а мы с бабулей решили прогуляться , тем более что она давно не была у моря , и говорила , что забыла .как оно пахнет. Все это пишу со слов мамы и Фаи и немного из своей памяти.( позволю себе немного пофантазировать тут ,потому что думаю, что так и было)

Пиликала шарманка «про разлуку»,
И попугай в зеленом колпачке
За пятачок совал нам «счастье» в руку,
Чтоб мы держали счастье в кулачке.

«Не купишь счастье даже и за тыщи»,-
Твердила мама, дав мне пятачок.
Но я бежала вновь к шарманке нищей,
Для счастья разжимая кулачок

Давненько нет шарманщика на свете,
Сменились нравы, изменился мир…
Но без его шарманки грустно детям,
Он был для них волшебник и кумир.

Дорога, что шла вдоль пансионата, была безлюдной ,видимо от жары все попрятались.. Бабуля взяла меня за руку и куда то вела , явно зная дорогу. Пройдя немного  , мы увидели, что вдали показалось море. нас встретил  терпкий, немного соленый, с нотками водорослей и каплями йода аромат моря.   Можжевельник , в жаркие летние дни от этого запаха дуреешь, в нем растворяешься и ощущаешь себя бабочкой в кусочке застывшего янтаря.Надышаться ароматом можжевельника невозможно и уезжая домой ты готов набрать этот воздух во все емкости, что бы потом, в грустном городе вернуть себе немножечко солнечного   Юга.  Спустившись вниз с горы ,тропинкой вышли к морю. Оно показалось мне огромным ,залитым солнцем и невыносимо красивым. Думаю с этого момента я влюбилась в море на всю жизнь. А любить я умею., Про эту любовь рассказала мне Фая...               
(И еще ранее было повествование от меня про шарманщика из Фаиного детства.)
Так вот, спустились мы к морю , решили искупаться .. Вода теплая , так и манила ,волны мягко подкатывали к берегу.. Плавать я не умела и боялась.. Поплескавшись вдоволь около берега , мы стали собираться обратно в дорогу...  Поодаль , на горке , куда мы должны были подняться , раздавались какие то звуки  ,писк, скрежет , не понятно.. Не обращая особо на это внимания , пошли вверх..  Поднявшись предстала такая картина,в этом местечке была площадь, на ней я и остановилась, чтобы осмотреться. Один угол площади уходил в дорогу, ведущую вниз, к морю,по которой поднялись мы ,там, под стройной группой кипарисов, стоял старичок с каким-то ящиком в руках. Ящик в руках старика оказался шарманкой. Эта была очень старая шарманка, расписанная красками, которые уже совсем потускнели и
облупились. На шарманке было что-то написано. (об этом потом ,уже дома , расспрашивала подробно бабулю), потому что в тот момент увидев старичка. она хлопнула в ладоши и только приговаривала несколько раз ,от восхищения ," Да неужто , да не может быть !!!" и так не один раз. Я смотрела  не понимая ее восторга ,думала может знакомый старичок? Но Оказалось нет  .Восторг вызвала шарманка! Шарманка из ее детства , из далекого другого века.
-Добрый день, барышня, - обратился он ко мне. Точно помню назвал барышня , потому что это слово как магнит подействовало на Фаю! Она была в восторге! Такойй молодой я ее давно не видела уже,глаза светились от радости и  в них блестели слезы.
-А она работает? - указала я на шарманку.
-Конечно работает - продолжал улыбаться старик - хотите послушать?                -Несомненно , пожалуйста !,- сказала бабуля и сложила ладошки прося очень. Старик завел свою шарманку, и она долго пела о той любви, что ушла и никогда уже не вернется. Я стояла и смотрела на старика. В его глазах, как и на шарманке картинки, менялись образы. Что он видел, думала я. Мое воображение  не рисовало мне ничего кроме сказок про принцесс, или истории Ассоль, и я представила этого старика этаким Греем, которого почему-то не дождалась Ассоль. Мне стало так жаль его, что я подошла к нему и попросила остановить шарманку. Так жалко стало его..               
-Не понравилось ? _ спросил он .                -Понравилось .._ответила я , просто бабуля плачет. , и очень грустно..  Она стояла поодаль смотрела на море..этого мнимого слияния неба и воды — величайшей и прекраснейшей из иллюзий, явленных на земле    , слезы текли по ее щекам.  (потом ,когда пришли с моря , рассказали все маме).   
Мы ушли и Фая всю дорогу молчала., только очень благодарила шарманщика и желала крепкого здоровья и не бросать шарманку.                Той ночью мне снился старый шарманщик и его обезьянка.
Во сне я танцевала под песню его шарманки. Только песня эта была совсем не грустная, а очень даже веселая. Этот сон так явно запомнился мне , что через столько лет ,помню его ,но уже смутно. На следующий день , бабуля была очень грустной и как будто все о чем то переживала. Собрались на море уже все вместе. Подойдя к тому месту где вчера видели шарманщика, было пусто и его не было , я сразу поняла , что она ждет его..сославшись на головную боль Фая осталась в тени деревьев на том месте, а мы с мамой пошли купаться.Вернувшись , не увидели Фаю и пошли в пансионат.   
Она пришла только вечером..Глаза ее светились..была задумчива и все время улыбалась  и молчала. Мама спросила где она была,но Фая молчала.
На следующий день вновь пошли на море с бабулей .,мама осталась на процедурах. Пройдя той же тропой ,увидели шарманщика и он нам улыбался.скорей бабуле.Он сидела за столиком в уличном кафе на другой стороне площади от дороги ,где мы шли и не сводил глаз с Фаи. Я решила остаться в тени шелковицы и понаблюдать за всеми.,заодно и поесть вкусных черных ягод.. Обьядение, что за эта шелковица. Вкусная и сочная. Фая подошла к нему ,они о чем то беседовали ,как старые друзья.Фая уже не плакала , а была рада и весела. На море мы так и не пошли , а пошли в парк и ели все вместе мороженное. Когда вечером , уже дома, собравшись спать , я не выдержала и спросила Фаю,кто это ? --Ты его знаешь?
-Нет ,-ответила ,она , - просто он из моего детства ..Все же остальное навалившейся массой впечатлений сливается в одну линию какой-то наполненности до краев, и только обращаясь к бедной памяти и основательно ее встряхивая, можно извлекать оттуда сюжет за сюжетом тех событий и впечатлений, которые были совсем недавно, но уже успели раствориться во внутренних лабиринтах души, ибо эти впечатления оказались ей очень созвучными.   Помолчав сказала.. 
-Знаешь , детка,( она меня так называла часто) , такая грусть во мне , такая любовь к жизни !! КОГДА ТО, рассказала ,что знала Сумасшедшего Шарманщик-- Нет ,-ответила ,она , - просто он из моего детства ..Все же остальное навалившейся массой впечатлений сливается в одну линию какой-то наполненности до краев, и только обращаясь к бедной памяти и основательно ее встряхивая, можно извлекать оттуда сюжет за сюжетом тех событий и впечатлений, которые были совсем недавно, но уже успели раствориться во внутренних лабиринтах души, ибо эти впечатления оказались ей очень созвучными. 
Помолчав сказала.. 
-А и его старую обезьянку «с утомленным лицом». Обезьянку звали Бамбино, на ней была фетровая шляпа с павлиньим пером и зеленые штаны. Это было очень давно. .Сквозь сон я слышала, как он начинал играть в самом конце улицы, шарманка играла только Санта Лючию.и еще что то , что я не знала. Я переворачивалась в постели, пытаясь натянуть на голову одеяло, чтобы не слышать мешавшую спать шарманку… Но звуки неумолимо приближались. Сыграв свои две вещи, старик тащил шарманку дальше. Обычно приходилось долго выжидать, пока раздастся звон монеты,брошенной мадам. Была она меценатка и натура артистическая, великая любительница цветов и птиц.
Наконец разговорилась бабуля и мама подсела к нам , потому что не          слушать Фаю ,было невозможно.:                "После того, как трудовые "су " мадам переходили в карманы шарманщика, нельзя было медлить: со скрежетом я вылезала из теплой постели, заворачивала клочек бумаги конфетку  и запускала  вниз, норовя попасть в обезьянку, которая металась на своей тонкой цепочке. Шарманщик заходил к нам во двор пока не было дворника. А то и он пускал его.. Разговорившись по душам. После этого наступала блаженная тишина. Шарманщик знал, больше нечего было ждать. Он прислонял шарманку к стене и мирно беседовал с нашим дворником . Все это я видела из окна .Собрав деньги, старик выпрямлялся, оглядывал наши окна и с достоинством бросал:
-Мерси, месьедам! Мерси бьен! ,-  И уходил."

Каждый день под окном
Он заводит шарманку.
Монотонно и сонно
Он поет об одном…
Плачет серое небо,
Мочит дождь обезьянку.

Кто был для Фаи Этот шарманщик ,которого мы нечаянно встретили у моря , стоит только догадываться.. Это был последний привет из ее юности и детства ,с которым связано много воспоминаний . Под конец жизни ,которую она так любила, нечаянно встретить чудо....Чудо сказки под названием "Детство" из прошлого века.., когда были мадам и барышня, ваше благородие и поручик, были монпасье и белые шелковые перчатки, фижмы,  горничные и баранки , гимназисты и честь и долг  и  слово и Ваше   Величество..          
"Как вы счастливы, любезные дети! У вас есть маменьки, которые о вас заботятся: чего бы вы ни захотели, что бы вы ни задумали, – всё готово для вас. " _говорил шарманщик. Вспоминала Фая.. и так мне было его жалко...что он один и что никто не подаст ему чай..Я всегда думала что творилось у него в душе..о чем он думает ,где бывал , и какая его жизнь.. Наверное он много знает , потому что истории его не заканчивались и все были разные ., беседуя с нашим дворником.а мы бывало пристраивались рядом и открыв рот слушали про пиратов , и  сундуки с золотом , про благородных разбойников и про счастье ,которое каждому открывается свои чудом жизни ,про суровые ветра ,и звездопады.. и про людей и про маленькую девочку циркачку которую он любил...  ярким серпантином каждый раз ,новым цветом сверкали его рассказы ..
Прошло много лет . И Фаи давно нет  и я уже не девчонка с русыми косичками.  .Как то в Питере  ,встретила  сама шарманщика  примерно в 2008 году, На канале Грибоедова есть мост , так там ,  всегда играет кто то  из музыкантов. саксофон, скрипка и барабаны. Так вот именно там довелось увидеть молодого шарманщика. с причудливой шарманкой , и скажу я тебе , больше всего народа было вокруг него.   Этому явлению была так рада и удивлена очень ! Неожиданно ,как Фая на юге тогда....               
.Я слушала его заунывные мелодии  . смотрела на расписную шарманку и вспомнила  Фаю, юг , и  детство.  Это она передала мне  свой привет. из далекого прошлого века, это она мой Ангел Хранитель.  Ком подошел  к горлу. ,Я вздохнула свежий Питерский воздух , была осень .. и тихо прогулочным шагом пошла в сторону Летнего сада .. а за спиной все играла шарманка провожая меня,как оберег ,  своими  заунывными сказками..               
 
Больше шарманщика я не встречала.