Человек приятный во всех отношениях-3

Максим Странник Петров
Предыдущая часть: http://proza.ru/2023/11/04/1372

Эту часть я начну с анекдота. Просто прочитайте его без пояснений. Суть его станет понятнее чуть позже.

Когда родился в семье малыш, а детских колясок было не купить, потому что в стране дефицит, жена попросила мужа, работающего на заводе:

- Вась, ты такой честный, никогда ничего с завода не тащил, но тут совсем ведь беда: коляски никак не достать. Принеси с завода деталей, собери сыну коляску, один только раз.

Муж долго боролся со своей честностью, но ребенка и жену стало невыносимо жалко, и наворовал он деталей на заводе, принес домой, стал конструировать, но через некоторое время с раздражением говорит жене:

- Маш, ничего не выходит: сколько детскую коляску не собираю, всё автомат Калашникова получается.

Мы не можем жить в этом мире, действовать в нём, ставить себе какие-то задачи, цели, создавать планы, если у нас нет системы ценностей, мировоззренческой концепции. Чтобы сделать выбор, надо иметь перед собой представление о том, что такое "хорошо", а что такое "плохо". Тогда мы сможем выбирать делать то, что "хорошо", и не выбирать делать то, что считаем "плохим". Другими словами, мы наделяем мир и всё, что в нём воспринимаем через наши органы чувств, какими-то смыслами. Но откуда мы берём все эти смыслы? Существуют ли они как данность? Нарабатываем ли мы эти смыслы через наш жизненный опыт? Получаем ли мы концепцию жизни от других людей: родителей, учителей, авторитетов нашего общества, черпаем информацию из других источников знаний? И если получаем в готовом виде, то как узнаём, что эти представления о мире, о добре и зле, о нашем месте в этом мире истинны?

Ответы содержатся в самих вопросах. Общество играет в жизни современного человека основополагающую роль. Не случайно, человека, игнорирующего социальные нормы, не желающего и не способного выстраивать свои взаимоотношения с другими людьми, формировать привязанности, следовать общепринятым нормам поведения, называют социопатами. То есть, такое поведение людей рассматривается как патология, расстройство личности. Поэтому общество делает всё для того, чтобы человек с момента своего рождения учился встраиваться в то общество, в котором он родился. И это значит, что с самого детства человеку внушается та система ценностей, которая считается в этом обществе нормальной, правильной, традиционной. Это естественный процесс для выживания, но не человека как личности, а общества в целом. Я не называю сейчас какие-то конкретные общества, существующие в современном мире. Это могут быть общества, сформированные в границах государств. Это могут быть общества, сформированные по единству языка, вероисповедания, народности, видящие себя как исторически сложившиеся общества. И так далее. Воспитание новых членов общества в традициях этих обществ -- это залог их сохранения и выживания.

В наших обществах принято считать, что человек не рождается человеком, а формируется через систему общественного воспитания. Так удобно обществу. Есть возможность внедрять в неокрепшие головы нужные ценностные установки, игнорируя то, что ребёнок, подросток, юноша, девушка высказывают собственные суждения о мире, собственные идеи для собственного опыта. Особенно, если эти суждения вступают в противоречие с принятыми в обществе традициями и укладом.

Именно поэтому мы приходим к этапу своей сознательной жизни, наполненные принципами "как надо" и "как не надо", что "полезно", а что "вредно" не на основе собственного опыта, а на основе того "как принято". Мы не можем судить о том, сделает ли эта концепция жизни нас успешными, счастливыми, самореализованными. У нас нет ещё соответствующего опыта. А всё, что нами не проверено на опыте, можно принять только на веру. "Вера" здесь ключевое слово. Вера не требует доказательств. Утверждения, принимаемые на веру и не требующие доказательств, -- это то, что в математике называется "аксиомами". И только когда мы проверяем то, во что верим, используя свой собственный жизненный опыт, мы можем превратить в убеждения. А можем и отвергнуть, как неработающее.

Человек вступает во взрослую жизнь с набором жизненных принципов, которые условно можно назвать "по заветам предков". Он всё старается делать "правильно", чтобы общество могло оценить его как достойного своего члена, "человека приятного во всех отношениях". На самом деле, часто человек даже не задумывается о том, как он должен жить. Шаблоны достойного человека уже вбиты на уровне подсознания. Многие идут делать карьеру, создают семью, рожают детей. Почему именно так? Ну так принято среди "серьёзных людей", которые хотят быть активными ответственными гражданами, влияющими на жизнь своего общества, на будущее своих детей. И это прекрасно. Но есть одно "но". Если каждый член общества двигается по накатанной обществом колее, которую проложили для своих потомков ещё предки, то не ведёт ли этот путь к одному и тому же финишу? Не пытаемся ли мы воспроизводить прошлое с единственной поправкой на технический прогресс? Но что даёт нам технический прогресс, если мы доросли до искусственного интеллекта, до широкого и всестороннего доступа к информации, но психология человека осталась на том же уровне, что и у людей, участвующих в крестовых походах 2000 лет назад. Чтобы мы ни делали, какие бы технологии ни использовали, но опять и опять наша цивилизация порождает конфликты, которые приводят к тому, что надо снова и снова производить оружие и цинковые гробы.

Вот теперь можно вернуться к тому анекдоту, с которого я начал эту часть своей работы. Но думаю, что уже не нужно ничего пояснять и просто добавить: "Без комментариев".