Читатель и автор

Владимир Шилин
Посмотрите внимательно на заголовок. Я не зря поставил читателя впереди автора.
Если серьёзно задуматься над этим, то невольно рождается вопрос: для чего пи- шет автор стихи? Только ли для себя? Конечно, некоторые авторы пишут для себя. Я уже говорил об американской поэтессе Эмили Дикинсон. Возможно, есть и другие похожие авторы. Но всё же большинство из них хотят показать их другим, услышать мнение о написанном. Можно ли назвать такое желание самомнением, желанием похвастать перед друзьями?  Нет, это желание оставить на земле будущим поколениям память о себе. И не какую-нибудь, а наилучшую! Именно с тем, чтоб услышать оценку своего труда людьми не заинтересованными, не способными льстить ему, автор и выставляет свой труд для прочтения всем нам.
У каждого произведения есть два хозяина: Автор, создавший его, и читатель, давший ему оценку. Промолчавший читатель в расчёт не принимается. Даже тот читатель, что готов всё безраздельно хвалить, тоже в расчёт не принимается.

А какой критик нужен автору? Тот, кто может сказать: мне это нравится. Для нетребовательного автора такой отзыв вполне достаточен. А если их много, то он может заявить, что народ оценил его поэзию.

Да, мнение народа важный аргумент. Но невольно встаёт вопрос: а какой народ дал
такую хвалебную оценку? Ведь все читатели делятся на две группы: опытные,
которые много читали хороших книг и знают, как эти книги оценивают критики, а есть читатели, которые мало или совсем ничего о книгах не знают. Так что не всякая положительная оценка может быть автору приятна.

При оценке читатель должен не только сказать, что ему понравились стихи, но и доказать свою точку зрения, как и в том случае, если стихи ему не понравились. Конечно, читатель не критик. Он не обязан вникать во все тонкости поэтического мастерства. Но кое что из этого он всё же должен знать. И прежде всего он обязан хорошо понимать содержание. Ведь чаще всего начинающий автор плохо умеет передать именно содержание стихов. 

А уж потом, если читатель захочет, можно поговорить и о художественной стороне
написанного. Иногда читатель хочет себя показать некоторым знатоком литературной теории. Тогда он начинает говорить об образах, о метафорах. А иногда заявляет, что нет новых рифм, что автор своими стихами не сказал ни чего нового. В таком случае он даже не понимает, что говорит чепуху.

Каждому читателю необходимо знать, что стихи делятся на жанры. А каждый жанр требует своей манеры описания. Тут я имею в виду не твёрдые формы стиха: оду,
сонет, октаву и т.д. В таких стихах действительно надо твёрдо знать правила их создания. Это хорошо показал Пушкин в поэме "Домик в Коломне", говоря об октаве.
Каждый жанр -- лирика или гражданские стихи -- по разному воспринимаются читателем по мимо его желания.

Лирика требует большой художественности, ибо она воспринимается душой. А гражданские и философские стихи совсем или почти не требуют красочности, ибо они воспринимаются умом.

Каждый жанр так же требует и своего поэтического языка. Недаром же Ломоносов создал деление поэзии на высокий, средний и низкий виды, зависящий от содержания. Там он также указал, какими словами должен пользоваться автор того
или иного вида стиха. 

Именно литературно грамотно написанное мнение читателя о стихе важно настоящему автору.

Читатель должен чувствовать поэтический уровень того или иного автора. Не каждый из них может писать стихи лирические и патриотические. Многообразие литературных жанров -- стихи, поэмы, лирика, гражданская поэзия пейзаж, проза, драматургия --
под силу только гениям. Есть не мало поэтов, которые поэм или драматургии  не создали. Такое положение вещей должны чувствовать в первую очередь сами авторы и не браться за подобные жанры. Критика со стороны читателей должна касаться только литературы, но не личности авторов.

Если читатель хочет, чтобы с ним вели серьёзный разговор, а не пустую перебранку, он обязан соблюдать этические нормы поведения. Но и автор должен соблюдать уважительный тон в беседе с читателем. Мы пишем отзывы по просьбе дирекции и по своему желанию,
 не спрашивая разрешения ни у кого, хочет того автор или не хочет. Он должен это хорошенько усвоить и не ругаться.
03. 12. 23.