НЕ УБИЙ - христианское слово Л. Н. Толстого, 1900

Роман Алтухов
       [Редакция 2023 г.]

  Статья Льва Николаевича Толстого 1900 г. с характерным библейским заглавием «Не убий» посвящена критике суеверия насилия, суеверия «оправданного» убийства, и не столько в правитель-ственных «верхах», сколько в пресловутых НАРОДНЫХ МАССАХ. Того самого суеверия, которое и по сей день определяет чувства и поступки сторонников казней посредством самосуда, политических, военных переворотов и, конечно же, самых войн, международных и гражданских. Если Александра II приговорили к смерти «народовольцы», то в стихийных протестах против «недостаточно суровых» наказаний, публичных призывах к расправам как с ря-довыми гражданами, так и с членами и прислужниками правительства, к использованию войск ради принуждения к чьей-то грешной воле — выражается убогое, ветхое МАНИХЕЙСТВО церковно-православной, то есть ЛЖЕхристианской, России: желание хоть умозрительно «материализовать» зло, объективно выражаю-щееся в несправедливостях, настоящих и мнимых, со стороны части граждан или представителей власти, в мучающих страхах и пр. — в личностях конкретных людей (изобличённых «преступников»), и, уничтожив их изъятием ли из общественной жизни (тюрьма, сумасшедший дом) или физическим уничтожением по-средством военного убийства либо смертной казни, совершаемой часто по «чрезвычайным» законам военного времени, оккупационного режима — тем избавиться от примитивных животных страхов и продуцируемой ими ненависти и ИЛЛЮЗОРНО разрешить общественные проблемы, истинные, коренные причины которых были и остаются в религиозном БЕЗВЕРИИ, в недоверии людей Богу, в НЕУСТУПАНИИ Ему, Его воле, в НЕСЛИЯНИИ своей воли с волей Бога, известной по евангелиям и по учениям святых людей, народных учителей и пророков, по примеру их жизни в сораспятии Христу.

 Статья «Не убий» была написана Толстым в 1900 г. Она явилась непосредственным откликом Льва Николаевича на совершённое 29 июля 1900 г. анархистом Гаэтаном Бресси (Бреши, 1869 - 1901) убийство итальянского короля Умберто (Гумберта) I (1844 – 1900), на совести которого были, как минимум, вполне «традиционные» для итальянцев проигранные сражения, колониальные авантюры, союзничество с Бисмарком, обнищание народа и вооружённые расправы с бастующими рабочими.

 Для нас в этой давней истории интересно лишь то, кто кровопиец Умберто был похоронен в римском Пантеоне, в его честь названы больница, галерея искусств, ряд улиц… А Бресси, пытавшийся освободить итальянский народ от зла, которое он связывал, в числе прочего, с активно милитаристской политикой короля — погиб через несколько месяцев в каторжной тюрьме при неясных обстоятельствах (документы расследования утрачены).

 Но есть у статьи Льва Николаевича и очень актуальная для нас история: за её распространение добрые, нравственные, христиан-ски-верующие люди с активной общественно-гражданской позицией подвергались репрессиям: обыскам, арестам, судилищам, тюремным заключениям, пыткам и прочим мерзостям, весьма по-хожим на то мракобесие, что творится в современной путинской России. Аресту и заключению в тюрьму издателя статьи Николая Евгеньевича Фельтена (1884 – 1940) Толстой посвятил в 1907 го-ду статью «Не убий никого», в которой повторил общие свои выводы о коренных, религиозных причинах всплеска общественного насилия и религиозных же путях его обуздания.

 И надо отдать должное имперским цензорам. Они, вполне веро-ятно, поняли, что статья Толстого – не «очередная» беззубая про-поведь по поводу ветхозаветной заповеди. Они разглядели истин-ную опасность статьи в отношении неправого, нехристианского устройства общественной жизни в России и всём лжехристиан-ском мире. А вот советские литературоведы – или ослепли, или, что вероятнее, просто боялись, пиша про «Не убий», развивать эту тему... Так наверстаем же их упущение!

 Чутких «духовных» цензоров в имперской России должны были привести в ужас хотя бы уже эпиграфы, выбранные Львом Нико-лаевичем для статьи «Не убий». Библейские:

 1) Не убий (Исход XX, 13).
 2) Ученик не бывает выше своего учителя, но и усовершенство-вавшись, будет всякий, как учитель его (Лк. VI, 40).
 3) ...Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. XXVI, 52).
 4) И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. VII, 12).

 Что же привело в негодование великорусских прислужников Ирода, Пилата, Каиафы и сатаны диавола?

 А то, что эти эпиграфы ИМЕННО В ТОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, в какой даны Толстым, считываются как ЕДИНЫЙ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ, как одна идейная «матрица», мотивирующая человека на актуализацию в своей повседневной жизни Христова идеала со-вершенства, на стремление к его посильному осуществлению. «Де-ти Бога, будьте совершенны, как совершен Отец ваш». И – нечего противопоставить попам! Отрицать можно слова Толстого, дока-завшего в «Соединении и переводе четырёх евангелий», что Хри-стос говорит о сыновстве Богу и посланничестве в мире как ра-ботника Отцу – всякого человека. Но что возразить «священным», как они сами признают, текстам, словам Христа – того, кого они считают самим Богом?

 А считывается смысл эпиграфов примерно так:

 «Не убивай, не касайся в земной жизни ни меча, ни иных адапти-рованных специально для убийства орудий. Ибо сам Христос от-нял меч у ученика, запретил кровь. А ты – Христов и Божий. Иде-ал твой – стать как Отец. Посильная в земной жизни степень его достижения – стать таким СОЗНАТЕЛЬНЫМ сыном и работником Отца Бога, как убитый поклонниками меча и «традиций» Иисус. Да и нерасчёт тебе быть поклонником меча, противиться насили-ем, ибо этим поддерживаешь и усиливаешь то зло, которое может погубить и погубит и тебя. Ведь даже греша ты не желаешь себе за грех кары? Значит – предоставь её Богу, а сам не смей карать другого, даже грешника».

 Это революционные слова. В смысле той истинной революции, о которой писал Лев Николаевич в закрытой уже более столетия от массового читателя статье «О значении русской революции». Сме-на жизнепониманий. Смягчение нравов во всех отношениях лю-дей с миром и друг с другом. Уничтожение всех обманов церков-ных и научных, оправдывающих насилие всех уровней – начиная от самого злостного и опасного, правительственного системно ор-ганизованного принуждения к повиновению, военным насилием или угрозою тюрем и казней.

 Первобытные гады атавистической животной агрессивности че-ловека «разумного», жажды власти и доминирования, стяжания, делёжки трофеев и территорий – все лишатся своих ложных, мас-кирующих облачений, все окажутся ослеплёнными, парализован-ными светом христианского жизнепонимания. И невозможны станут ни правительства, ни войска, ни иные правительственные или антиправительственные бандиты, бандыри и бандюки: в том числе и те «анархисты»-террористы, которые совершили убийство в Италии. При этом даже худшие, самые порочные — не погибнут, а только подчинятся общественному мнению, просветлённому све-том Божьего учения о разумной жизни разумного сына Его.

 Но это при христианском жизнепонимании, для которого уже не действителен закон «око за око и зуб за зуб»… Мир церковных об-рядоверов-лжехристиан России, Европы, Америки – знает, но не принимает его, тем думая уйти совершенно из-под действия Бо-жьих законов. Но ведь они ИММАНЕНТНЫ всей природе и самого человека и Божьего мира, и не могут не совершаться на судьбе и отдельных людей, и обществ. Просто работа их проявляется уже не благом, а закономерным злом для таких людей и обществ.

 К примеру, «власть имущие» не могут не погибать и даже не име-ют права – пред Высшей справедливостью – протестовать против своего уничтожения рабами и прислужниками того же низшего, общественно-государственного, а не Божьего, жизнепонимания, оправдывающего убийство, какое исповедуют сами. Это возвра-щаются на их седеющие – лысеющие черепушки их же грехи, не признанные и нераскаянные ими. Ибо, как справедливо отмечает Лев Николаевич, даже «самые добрые из убитых королей, как Александр II или Гумберт, были виновниками, участниками и со-общниками, — не говоря уже о домашних казнях, — убийства де-сятков тысяч людей, погибших на полях сражений» (34, 200).

 Это не об одних «королях», но на самом деле — обо ВСЕХ грехо-водниках при деньгах и власти: и императорах, и президентах, и патриархах и папах римских и о всех их прислужниках, включая мельчайших «шестёрок», таких, как полицаи или учителя казён-ных школ с патриотическим воспитанием – обо всех, кто когда-либо оправдывал системное, организованное насилие того или иного правительства, государства, участвовал в нём, выгодно пользовался им… На примере последних лет: Украина, а раньше её Грузия и Сирия, коррупция под «крышей», рост нищеты и пен-сионного возраста — более чем достаточный материал для смерт-ного приговора не только режиму Путина, всей его воровской нефтегазовой и чекистской кодле, но и всем их подпевалам из числа рептильных попов и интеллигентов, начиная с журналюг. Среди коих, кстати сказать, гваздаются, как видные члены пар-тии «Единая Россия» и недостойные потомки Льва Николаевича – Пётр и Владимир Толстые.

 Но «необходимость» их именно физического уничтожения пред-ставляется только таким же, как они, носителям антихристова жизнепонимания, находящимся по иную сторону политических баррикад: сволочи либеральной, левацкой, националистической, анархической и под. Всякая неиспорченная мирским влиянием душа человека — христианка по лучшим из своих устремлений, и для такой души, временно обременённой плотью, для сознания такого человека — очевиден и предпочтителен другой путь.

 «Прорваться» к этой очевидности массам, однако, нелегко. Ибо провоцируют на участие в убийствах, бунтах, гражданских и про-чих войнах, в ложной (насильнической) «революции» своих едино-мышленников во антихристе — сами короли, императоры, прези-денты, сами толстосумы эксплуататоры, сами брехливые попы и очкатые, очкастые, очковые интеллигенты, и самоуверенные, чу-ющие поддержку воровского режима «силовики» всех мастёвых мастей… Опять же — это невежественное пускание ими против самих себя тех Божьих законов жизни, которые могли бы служить ихнему и общему благу. Их гордыня, их особость, которую они приписали себе – противостоят учению Христа, определяющему как необходимое СМИРЕНИЕ, отказ от влечения к любому доми-нированию в социуме, к любому стяжанию материальных и ста-тусных «благ» для себя и «своих», от всякой организации насилия. Превознесение своих ничтожнейших пред Богом достоинств ведёт их к соблазну устроительства для себя особой позиции в обществе: позиции авторитетных в глазах безбожников распорядителей жизнями и судьбами других людей. Такая самоуверенная поза обеспечивается всегда ложью и насилием, но почти никогда — ис-тинным ЗНАНИЕМ. И представитель «элиты» поступает не по Бо-жьей истине, а так, как подсказывают ему атавистические жи-вотные поведенческие детерминации в его собственных мозгах, «традиции» следования тем же зоологическим детерминациям «ве-ликих» и ужасных правителей и толстосумов прошлого, а также полуневежественным, суеверным, а иногда заведомо лукавым и лживым советам обладателей лишь немного лучших мозгов: начальников на работе или «службе», дипломированных платных шлюх, разных «консультантов» и «экспертов», учёных и не очень…

 Как результат — колёсики-то и шестерни общественной машины проворачиваются, но… кровь повседневно на них, ибо, прокручи-ваясь, они ранят и губят живые жизни. Льются слёзы и кровь лю-дей, а сама «элита» и её субэлитарные приблуды на господачках — образно выражаясь, собирают на свои седомудые бошки горящие головешки, готовят себе то падение, первым предвестием которо-го явилась их гордость, убеждённость в своей общественной зна-чимости, их внутреннее, для самих себя, согласие, ради денег и карьеры вертеть судьбами других людей, и не то, что лично участ-вовать, а пассивно, подло оправдывать насилия «своих» лидеров.

 В начале 2023 года о таких подлых «маленьких» слугах зверя са-таны, мирового зла появился в интернете злой и грустный, но меткий анекдот:

 «Большинство россиян против войны. Опросы показали, что 15% считают, что украинцы — братский народ, сочувствуют украин-цам и считают, что как только украинцы перестанут воевать, а Запад поставлять оружие, — война сразу закончится. 22% счита-ют, что необходимо немедленно заключить перемирие, главное — это остановить активные боевые действия, а остальные вопросы можно отложить на будущее. 16% твёрдо выступают против вой-ны, потому что война навязана нашим народам Соединёнными Штатами, только США получает выгоду от этой войны, а наши народы страдают. 19% выступают за немедленное прекращение войны, но считают, что оно невозможно пока у власти <в Укра-ине> находится президент Зеленский.
 Таким образом, около 75% россиян — против войны, за немед-ленное прекращение боевых действий и за восстановление мира.
 Только 12% опрошенных выступают за войну. Они считают, что украинцы защищают свой суверенитет и должны это делать до конца, как и любой другой народ.
 Три четверти россиян против войны!..».

 Уже тем готовят эти три четверти себе злую погибель (и не одной души, а и тела — от убийц), что развращают своими словами и примером множество простецов (детей и малодумающих взрос-лых). А избранные ими политические лидеры — уже прямо учат патриотическому убийству и готовят к убийству в войске новые поколения, будучи слепо уверены в том, что временно обманутый, подкупленный или принужденный ими к военной службе человек уж навсегда пребудет, со своими навыками казённого убийцы, — именно их доверчивым и преданным военным или полицейским рабом.

 Но идеал ученика Христа — безмерно выше и того патриотиче-ского настроя, которым руководятся в наши дни кчастники «за-щитительных» войн. Опасность — именно в ОПРАВДАНИЯХ нена-висти и системного насилия в отношении агрессора. Слово имеет материальную природу — могущую и необратимо покалечить мо-рально человека и даже целую общность людей. Недаром после крупных войн XX столетия страны-участники (такие, как Брита-ния, Япония, США и др.) захлёстывали внутренние волны насилия и разврата.

 Гибель «элит» и прислужников эксплуататорского, насильническо-го и лживого строя носит не социально-обусловленный, а, скорее, САКРАЛЬНЫЙ характер: оправдана не мирскими толками, а су-дом Божьим. Все же мирские толки в пользу насильственной борьбы с насилием — та же ложь, самообман простецов, выгод-ный рвущейся к власти либероидной или революционаристской сволочи, не менее зловредный, чем ложь единомысленной ей в ан-тихристе сволочи правительственной, церковной, интеллигент-ской, чем «корпоративные» суеверия полицейщины и военщины… Как безумно и бессмысленно казнить обычных преступников, так же, не менее бессмысленны и злобезумны все политические убий-ства, бунты, майданы, революции, вся парламентская и околопар-ламентская демагогия т. н. «оппозиции», прикрывающая одно же-лание её деятелей: примкнуть к рядам народных захребётников и кровопускателей.

 Уже потому глупо убийство королей и императоров, иронически замечает Лев Николаевич, что они «давно уже устроили для себя такой же порядок, как в магазинных ружьях: как только выско-чит одна пуля, другая мгновенно становится на её место. Le roi est mort, vive le roi!» (34, 202).

 А на «освободившиеся» места садятся «достойнейшие» предше-ственников, в смысле безнравственности, наследники — их убий-цы, воспитанные в общественном суеверии оправданного наси-лия. И зло насильнического строя не побеждается, а увеличивает-ся уже их насилием.

 Истина в том, что зло не имеет воплощения в людях, зачастую обманутых или обманывающих себя — не только простых граж-данах другого государства, но даже и президентах или императо-рах. Нет в мире «виноватых», нет достойных расправы, смерти «преступных злодеев»! Есть или порочные, социально слабые, грешные, заблуждающиеся люди, или — те же греховодники, но окрепшие во грехе, получая поддержку и одобрение таких же за-блуждающихся и одержимых фобиями, соблазнами и грехами, христиански безверных людей. Социальный заказ мотивирует их не на раскаяние, а на институционализацию своих, берущих ос-нову в подсознательном, поведенческих программ и их рациона-лизацию как социально приемлемых и даже обязательных, необ-ходимых, истинных. Зло социальное, констатирует Толстой, не от людей таких или этаких, слабых и грешных а — «от такого устройства общества, при котором все люди так связаны между собой, что все находятся во власти нескольких людей, или, чаще, одного человека, который или которые так развращены этим сво-им противоестественным положением над судьбою и жизнью мил-лионов людей, что всегда находятся в болезненном состоянии, всегда в большей или меньшей степени одержимы манией grandiosa [величия], которая незаметна в них только вследствие их исключительного положения» (34, 202).

 Российский политический режим сам провоцирует сынов против-ления на грех переворота и гражданской войны: глупо дразнит их самим своим скрепообразующим и традиционным имперским «стилем» взаимоотношения власти и граждан, неотделимым от не-доверия и неуважения к ним. Но что делать людям, не поддаю-щимся такой провокации и не желающих опустить дубину народ-ного протестного движения на головы даже таких существ, как Иоанн Грозный, Бонапарт, Николай II Кровавый, не менее крова-вый упырь "товарищ" Сталин или бывый "товарищ" Чекистская Моль Обыкновенная, он же Вовочка Путин? Как ИМ исполнять во-лю Отца?

 А опять же, в начале всего — покаяние и смирение: надо осознать СВОЮ долю вины в торжествующей неправде. Толстой ведь под-сказывает в статье: «поддерживает теперешнее устройство об-ществ эгоизм людей, продающих свою свободу и честь за свои ма-ленькие материальные выгоды» (34, 204). Надо «перестать под-держивать то устройство обществ», которое выводит наверх са-мых порочных людей. Не поддерживать ни словами, ни поступка-ми — включая добровольное, например, по «контракту», участие в военной агрессии.

 Достаточно вычистить из своих мозгов (и помочь в этом ближ-ним!) все своекорыстные мотивации поддержания строя эксплуа-тации и насилия, прикрываемые ложью казённо-патриотической, научной и религиозной, — и обрушится весь этот мерзкий «конус», о котором пишет Толстой в статье, т. е. вся иерархия государ-ственного строя, всё это разбойное гнездо, сцепление лжей и зла. Не следует бояться разрушения «родного» гнезда разбойников – если сам ты сын Отца, а не разбойник и не раб ихнего гнезда, тё-ти «родины», государства! Новый мир уже готов, ЦАРСТВО БОГА ВНУТРИ НАС ЕСТЬ, взбудить его в мир — дело освобождённых от правительств, от насилия работников Божьего дела в мире.

 «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Цар-ство» (Лк. 12: 32).

 А работников дела Божия в мире будет только прибывать: очнут-ся от развращения легитимностью, от околдования самолюбием, богатством и властью те люди, которые ведут сейчас себя к поги-бели от рук единоверцев в сатане. И не нужно будет убивать их!

 «Народы, сами жертвуя своим человеческим достоинством для своих выгод, производят этих людей, которые не могут делать ни-чего другого, как то, что они делают, а потом сердятся на них за их глупые и злые поступки. Убивать этих людей, всё равно, что избаловать детей, а потом сечь их» (34, 205). Чингис-Хан, Гитлер, Сталин, Путин – только невежественные и испорченные дети пред Божьей правдой! Как же не пожалеть их, не полюбить даже?

 Что же нужно делать повседневно — вчера, сегодня, завтра? Удерживать и развивать в себе открытое нам Богом, Иисусом и отче Львом жизнепонимание сынов Отца. Крушить орудием слова фундамент мирских неправд: символы, ценности и смыслы со-временного нам строя. Очунать губящих себя грехом гордости, собственности, власти людей: разъяснять им, что они душегубы своей души и человекоубийцы, и, «главное, не позволять им уби-вать людей, ОТКАЗЫВАТЬСЯ УБИВАТЬ ПО ИХ ПРИКАЗАНИЮ» (Там же. Курсив наш. - Р.А.). Это приблизит необходимое уже в наши дни, святое дело разрушения сперва архаических, бредя-щих имперством, не способных уже к преображению разбойничь-их гнёзд, какова, по своему политическому режиму, теперешняя Россия, а в перспективе, век за веком, по мере движения человечества к идеалу учения Христа — и ликвидации, как государств, демократических Англии, Америки, Китая, Израиля, будущей обновлённой, свободной России, теперешней юной, многообещающей веку XXI-му, но тоже не вечной Украины, и любых других.

 Не позволять убивать людей и отказываться убивать по приказа-ниям! Толстой завершает статью так:

 «Если люди ещё не поступают так, то происходит это только от того гипноза, в котором правительства из чувства самосохранения старательно держат их. А потому содействовать тому, чтобы люди перестали убивать и королей, и друг друга, можно не убийствами — убийства, напротив, усиливают гипноз, а пробуждением от не-го» (Там же).

 Это качественно иная деятельность, нежели приговаривание по-литиков к узилищу или к смерти и попытки привести эти приго-воры в исполнение. Несознательные исполняют суд Божий над всеми ими, казня политических «врагов», но и сами попутно поги-бая нравственно и физически от своего зла в погоне за химерами социального переустройства насилием. Сознательные дети Бога – отменяют «око за око, зуб за зуб», примат в повседневности атави-стической животности человека, рационализируемой кощунством на Бога церковных лжеучений и враньём казённо-дипломированных интеллигентов. Те, кто пребудут до конца с Бо-гом, Иисусом и Львом – приведут мир к победе над неправдою и смертью.
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ
   ----------------
     По изданию:
Л. H. Толстой. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ.
- Том 34. – ГИХЛ, - М., 1952. – С. 200 – 205.


                Лев Николаевич Толстой
 
                НЕ УБИЙ



      Не убий (Исход XX, 13).

      Ученик не бывает выше своего учителя,
но и усовершенствовавшись, будет всякий,
как учитель его (Лк. VI, 40).

    ...Ибо все, взявшие меч, мечом погиб-
нут (Мф. XXVI, 52).

       И так во всём, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними (Мф. VII, 12).


      Когда по суду казнят королей, как Карла I, Людовика XVI, Максимилиана Мексиканского, или в дворцовых революциях убивают их, как Петра III, Павла и разных султанов, шахов и богдыханов, то об этом обыкновенно молчат; но когда убивают их без суда и без дворцовых революций, как Генриха IV, Александра II, императрицу австрийскую, шаха персидского и теперь Гумберта, то такие убийства возбуждают среди коро -лей и императоров и их приближённых величайшее удивлённое негодование, точно как будто эти люди никогда не принимали участия в убийствах, не пользовались ими, не предписывали их. А между тем самые добрые из убитых королей, как Александр II или Гумберт, были виновниками, участниками и сообщниками, — не говоря уже о домашних казнях, — убийства десятков тысяч людей, погибших на полях сражений; недобрые же короли и императоры были виновниками сотен тысяч, миллионов убийств.
     Учение Христа отменяет закон: «око за око и зуб за зуб», но те люди, которые не только всегда держались, но и теперь держатся этого закона и в ужасающих размерах, в наказаниях и на войнах, применяют его и, кроме того, не только око за око, но без всякого вызова предписывают убивать тысячи, как они

200


это делают, объявляя войны, — не имеют права возмущаться на применение к ним этого закона в такой малой и ничтожной степени, что едва ли придётся один убитый король или император на сто тысяч, а может быть, и миллион убитых и убиваемых по распоряжениям и с согласия королей и императоров. Королям и императорам не только нельзя возмущаться на такие убийства, как Александра II или Гумберта, но д;лжно удивляться, как так редки такие убийства после того постоянного и всенародного примера убийства, который они подают людям.
      Люди толпы так загипнотизированы, что видят и не понимают значения того, что постоянно совершается перед ними. Они видят постоянную заботу всех королей, императоров, президентов о дисциплинированном войске, видят те смотры, парады, манёвры, которые они делают, которыми хвастаются друг перед другом, и с увлечением бегают смотреть на то, как их братья, наряженные в дурацкие, пёстрые, блестящие одежды, под звуки барабанов и труб превращаются в машины и, по крику одного человека, делают все в раз одно и то же движение и не понимают того, что это значит. Но ведь значение этого очень просто и ясно: это не что иное, как приготовление к убийству.
    Это — одурение людей для того, чтобы сделать их орудиями убийства. И делают это, и заведуют этим, и гордятся этим только короли, императоры и президенты. И они-то, специально занятые убийством, сделавшие себе профессию из убийства, всегда носящие военные мундиры и орудия убийства — шпаги на боку, ужасаются и возмущаются, когда убивают одного из них.
     Убийства королей, как последнее убийство Гумберта, ужасны не по своей жестокости. Дела, совершаемые по распоряжениям королей и императоров, — не только прошедшего, как Варфоломеевская ночь, избиения за веру, ужасные усмирения крестьянских бунтов, версальские бойни, — но и теперешние правительственные казни, замаривания в одиночных тюрьмах, дисциплинарных батальонах, вешания, отрубания голов, побоища на войнах, — без сравнения более жестоки, чем убийства, совершаемые анархистами. Ужасны эти убийства и не по своей незаслуженности. Если Александр II и Гумберт не заслуживали убийства, то ещё менее заслуживали его тысячи русских, погибших под Плевной, и итальянцев, гибших в Абиссинии. Ужасны такие убийства не по жестокости и незаслуженности, а по неразумию тех, которые их совершают.

201


     Если убийцы королей делают это под влиянием личного чувства негодования, вызванного страданиями порабощённого народа, виновниками которых им представляются Александр, Карно, Гумберт, или личного чувства оскорбления и мести, — то, как ни безнравственны такие поступки, они понятны; но каким образом организация людей, — анархистов, как говорят теперь, — выславшая Бресси и угрожающая другим императорам, ничего лучшего не может придумать для улучшения положения людей, как убийство тех, уничтожение которых настолько же может быть полезно, насколько отрезание головы у того сказочного чудовища, у которого на место отрезанной головы тот -час же вырастает новая? Короли и императоры давно уже устроили для себя такой же порядок, как в магазинных ружьях: как только выскочит одна пуля, другая мгновенно становится на её место. Le roi est mort, vive le roi! (1) Так зачем же убивать их?
     Только при самом поверхностном взгляде убийство этих людей может представляться средством спасения от угнетения народа и войн, губящих жизни человеческие.
     Стоит только вспомнить о том, что такие же угнетения и такие же войны происходили всегда, независимо от того, кто стоял во главе правительства: Николай или Александр, Фридрих или Вильгельм, Наполеон или Людовик, Пальмерстон или Гладстон, Карно или Фор, Мак Кинлей или другой кто, — для того, чтобы понять, что не какие-либо определённые люди причиняют эти угнетения и войны, от которых страдают народы. Бедствия людей происходят не от отдельных лиц, а от такого устройства общества, при котором все люди так связаны между собою, что все находятся во власти нескольких людей, или, чаще, одного человека, который или которые так развра- щены этим своим противоестественным положением над судьбою и жизнью миллионов людей, что всегда находятся в болезненном состоянии, всегда в большей или меньшей степени одержимы манией grandiosa, (2) которая незаметна в них только вследствие их исключительного положения.
     Не говоря уже о том, что люди эти с первого детства и до могилы окружены самой безумной роскошью и всегда сопутствующей им атмосферой лжи и подобострастия, всё воспитание их, все занятия, всё сосредоточено на одном: на изучении

______________
 (1) [Король умер, — да здравствует король!]
 (2) [величия,]

202

 
прежних убийств, наилучших способов убийств в наше время, наилучших приготовлений к убийствам. С детских лет они учатся убийству во всех возможных формах, всегда носят при себе орудия убийства: сабли, шпаги, наряжаются в разные мундиры, делают парады, смотры, маневры, ездят друг к другу, даря друг другу ордена, полки, и не только ни один человек не назовёт им того, что они делают, настоящим именем, не ска -жет им, что заниматься приготовлениями к убийству отвратительно и преступно, но со всех сторон они слышат только одобрения, только восторги перед этой их деятельностью. За всяким их выездом, парадом, смотром бежит толпа людей и восторженно приветствует их, и им кажется, что это весь народ выражает одобрение их деятельности. Та часть прессы, которую одну они видят и которая им кажется выражением чувств всего народа или лучших представителей его, самым раболепным образом не переставая возвеличивает все их слова и поступки, как бы глупы и злы они ни были. Приближённые же мужчины, женщины, духовные, светские, — все люди, не дорожащие человеческим достоинством, стараясь перещеголять друг друга утончённой лестью, во всём потворствуют им и во всём обманывают их, не давая им возможности видеть настоящую жизнь. Люди эти могут прожить сто лет и никогда не увидать настоящего свободного человека и никогда не услыхать правды. Ужасаешься иногда, слушая слова и видя поступки этих людей; но стоит только вдуматься в их положение, чтобы понять, что всякий человек на их месте поступал бы так же. Разумный человек, очутившийся на их месте, может сделать только один разумный поступок: уйти из этого положения; оставаясь же в их положении, всякий будет делать то же самое.
      В самом деле, что должно сделаться в голове какого-нибудь Вильгельма германского, ограниченного, мало образованного, тщеславного человека с идеалом немецкого юнкера, когда нет той глупости и гадости, которую бы он сказал, которая бы не встречена была восторженным hoch (1) и, как нечто в высшей степени важное, не комментировалось бы прессой всего мира.
      Он скажет, что солдаты должны убивать по его воле даже своих отцов — кричат ура! Он скажет, что евангелие надо вводить железным кулаком — ура! Он скажет, что в Китае войска

__________________
    (1) [ура]

203


должны не брать в плен, а всех убивать, и его не сажают в смирительный дом, а кричат ура и плывут в Китай исполнять его предписание. Или скромный по природе Николай II начинает своё царствование тем, что объявляет почтенным старикам на их желание обсуждать свои дела, что самоуправление есть бес -смысленные мечтания, и те органы печати, те люди, которых он видит, восхваляют его за это. Он предлагает детский, глупый и лживый проект всеобщего мира, в то же время делает распоряжения об увеличении войск, и нет пределов восхвалению его мудрости и добродетели. Без всякой надобности, бессмысленно и безжалостно он оскорбляет и мучает целый народ — финляндцев, и опять слышит только одобрения. Устраивает, наконец, ужасную по своей несправедливости, жестокости и несообразности с проектом мира, китайскую бойню, и все, со всех сторон, восхваляют его в одно и то же время и за победы, и за продолжение мирной политики своего отца.
     В самом деле, что должно делаться в головах и сердцах этих людей?
     Так что виноваты в угнетениях народов и в убийствах на войнах не Александры, и Гумберты, и Вильгельмы, и Николаи, и Чемберлены, руководящие этими угнетениями и войнами, а те, кто поставили и поддерживают их в положении властителей над жизнью людей. И потому не убивать надо Александров, Николаев, Вильгельмов, Гумбертов, а перестать поддерживать то устройство обществ, которое их производит. А поддерживает теперешнее устройство обществ — эгоизм людей, продающих свою свободу и честь за свои маленькие материальные выгоды.
     Люди, стоящие на низшей ступени лестницы, частью вследствие одурения патриотическим и ложно-религиозным воспитанием, частью вследствие личной выгоды, поступаются своей свободой и чувством человеческого достоинства в пользу людей, стоящих выше их и предлагающих им материальные выгоды. В таком же положении находятся и люди, стоящие на несколько высшей ступени лестницы, и также вследствие одурения и преимущественно выгоды поступаются своей свободой и человеческим достоинством; то же и с стоящими ещё выше, и так это идёт до самых высших ступеней — до тех лиц, или до того одного лица, которое стоит на вершине конуса и которому уже нечего приобретать, для которого единственный мотив деятельности есть властолюбие и тщеславие и которое обыкновенно

204


так развращено и одурено властью над жизнью и смертью людей и связанней с нею лестью и подобострастием окружающих его людей, что, не переставая делая зло, вполне уверено, что оно благодетельствует человечество.
      Народы, сами жертвуя своим человеческим достоинством для своих выгод, производят этих людей, которые не могут делать ничего другого, как то, что они делают, а потом сердятся на них за их глупые и злые поступки. Убивать этих людей, — всё равно, что избаловать детей, а потом сечь их.
      Для того, чтобы не было угнетения народа и ненужных войн и чтобы никто не возмущался на тех, кто кажутся виновниками их, и не убивал их, надо, казалось бы, очень мало, а именно только то, чтобы люди понимали вещи, как они есть, и называли их настоящими именами; знали бы, что войско есть орудие убийства и собирание и управление войском, — то самое, чем с такой самоуверенностью занимаются короли, императоры, президенты, — есть приготовление к убийству.
     Только бы каждый король, император, президент понимал, что его должность заведывания войсками не есть почетная и важная обязанность, как внушают ему его льстецы, а скверное и постыдное дело приготовления к убийствам, — и каждый частный человек понимал бы, что уплата податей, на которые нанимают и вооружают солдат, и тем более поступление в военную службу не есть безразличный поступок, а дурной, постыдный поступок не только попущения, но участия в убийстве, —и сама собой уничтожилась бы та возмущающая нас власть императоров, президентов и королей, за которую теперь убивают их.
     Так что не убивать надо Александров, Карно, Гумбертов и других, а надо разъяснить им то, что они сами убийцы, и, главное, не позволять им убивать людей, отказываться убивать по их приказанию.
     Если люди ещё не поступают так, то происходит это только от того гипноза, в котором правительства из чувства самосохранения старательно держат их. А потому содействовать тому, чтобы люди перестали убивать и королей, и друг друга, можно не убийствами — убийства, напротив, усиливают гипноз, а про -буждением от него.
      Это самое я и пытаюсь делать этой заметкой.

 8 августа 1900.

*****

 КОММЕНТАРИИ

«НЕ УБИЙ»

(ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ И ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ)

      Статья «Не убий» была написана Толстым в июле 1900 г. Она явилась непосредственным откликом Толстого на убийство итальянского короля Гумберта I. Первая редакция статьи была написана не позднее 22 июля, так как четвёртая копия датирована переписчиком 25 июля.
     Автограф этой статьи не сохранился. Первая сохранившаяся копия озаглавлена: «Убийство Гумберта»; судя по этой копии начало было такое: «Прежде по суду казнили королей: Карла I, Людовика, Фердинанда Бра -зильского, теперь их бьют без суда: Александра II, Карно, австрийскую императрицу, шаха персидского, Гумберта».
     Статья была переделана Толстым не менее семи раз и подписана 30 июля. На другой день, 31 июля, он отослал ее В. Г. Черткову для набора, о чём 1 августа писал Г. А. Русанову (см. т. 72, стр. 417). 7 августа Толстой отметил в своём Дневнике: «Кончил и отослал и «Рабство нашего времени» и о смерти Гумберта. Думаю, что сделал, что должно и что мог» (т. 54, стр. 32). Исправление статьи, однако, продолжалось и после отправки её в печать (см. письмо Толстого П. И. Бирюкову от 6 августа, т. 72, стр. 439). 8 августа статья вновь была подписана Толстым, а 9 августа он писал Черткову: «Статью о Гумберте я немного переделал и завтра вышлю её» (т. 88).
      Статья «Не убий» была впервые напечатана в «Листках Свободного слова» (№ 17, 1900). В России статья впервые появилась в издании «Обновления» (№ 13, СПб. 1906). Включённая в 19-ю часть двенадцатого издания «Сочинений гр. Л. Н. Толстого» (1911), статья была изъята оттуда по постановлению Московской судебной палаты.

      Общее количество рукописного материала, относящегося к статье «Не убий», исчисляется в 82 листа разного формата. Рукописи расположены хронологически под №№ 1—11. Переписку производил А. П. Иванов.
      В рукописи № 1 заглавие: «Убийство Гумберта»; в рукописи № 2: «Ужасное недоразумение»; в рукописи № 3: «Кто виноват?»; окончательное заглавие «Не убий» дано в рукописи № 11.
     Даты Толстого в рукописях: № 4 — «25 июля 1900 г. Ясная Поляна»;№ б — «28 июля 1900 г.»; № 8 — «30 июля 1900. Ясная Поляна»; № 11 — «8 августа 1900».
     В настоящем издании (ПСС, т. 34) статья «Не убий» печатается по тексту издания «Свободного слова», с исправлениями по рукописи № 11 и по автографам.

568

________________________________