Амур - Амба

Николай Анатольевич Пименов
Он лежал на площадке отполированного морскими ветрами гладкого плоского камня высокого Утеса, мощно возвышающегося в потаенной бухточке Японского моря. Перед ним, впереди, великая стихия воды, бесконечное море, которое поглощается еще более бесконечным - Тихим океаном. Справа, вдали, находится морской порт – это город Владивосток.

Несколько лет назад, ему очень хотелось узнать, как живут люди в этих больших городах. Именно это чрезмерное любопытство и самоуверенность привели к тому, что люди заметили его частое появление в районе бухты Лазурной (Шаморы) и устроили на него облаву. Так, Он оказался в плену охотников Владивостока, а затем в зоопарке города Москвы. И вот, спустя два года, Он, наконец, вновь вернулся сюда к своему любимому Камню, к своему Утесу, чтобы именно здесь осмыслить все, что происходило с ним за последние годы…

Ласковое весеннее солнце, спокойный, размеренный накат и всплеск морских волн, перенесли его мысли в другую стихию, которая находилась практически за его спиной, и которая простирается до самой Сибири. Это стихия Тайги - его колыбель и Место Силы.
 
Он родился в верховьях Бикина, в местечке Олон. Мама назвала его Черныш. А все потому, что у него был очень необычный окрас: черные передние лапки и ровная черная полоска от лба к носику. А еще у него были два братика и сестренка. С ними было забавно и интересно пока они не подросли. Братья заметили, что он слабенький, часто болеет и стали его частенько обижать. Маме даже приходилось иногда давать легкого шлепка озорникам, а когда они однажды отобрали его порцию обеда, мама наказала их уже серьезно. Сестренка как могла тоже за него заступалась.

Однажды мама предупредила их, что скоро к ним придет Отец. Она сказала, что у Отца очень дальний переход – от самого Тернея, поэтому просила сильно не шалить. и быть к нему более почтительным. Конечно же все очень обрадовались долгожданной встрече, и каждый готовился порадовать его чем своим, особенным.

Обычно Отец всегда был весел, шутил, играл и забавлялся со своими детками. Но в этот раз, он был другой - чрезмерно серьезен и суров. Он долго о чем-то разговаривал с мамой. А затем так же отдельно, подолгу разговаривал с сестренкой, затем с братьями… И только когда темная космическая ночь озарилась мерцающим светом бесчисленных звезд, очередь дошла и до Черныша.

Разговор тогда получился очень необычный и какой-то очень взрослый. Многое из того, что отец пытался донести до него, он тогда не совсем понял. Но в целом выходило, что наступают сложные, трудные и опасные времена…
 
- К сожалению, это коснется и нашей семьи сынок… Боги сложили для нас разную судьбу и дороги... Но твой путь уже предопределен…Об этом предании я слышал еще от своего деда… Он мне сказал, что тебе многое дано будет и ты отвечаешь за многих…Я знаю, ты уже сейчас знаешь язык населяющих наш Таежный Мир…Сегодня я расширил твои способности и позволил тебе слышать и видеть мысли других…Пришло это время…

Помнится, тогда Черныш с удивлением вдруг обнаружил, что действительно ведет с Отцом внутренний, мысленный диалог, и при этом, прекрасно его слышит и понимает…
 
- Я не могу тебе открыть всего…- помолчав продолжил отец -  Знаю Боги наделили тебя огромной силой и властью… По мере взросления все это будет в тебе постепенно открываться… В мире твоем будет не только наш Таежный мир, но будут и люди, разные люди… И одно могу сказать совершенно определенно, познать их, познать души человеческие - это самое сложное … Среди них будут и враги, желающие тебе смерти…Но будут и люди, уверовавшие в тебя – их береги…!

Впоследствии, люди действительно начнут входить в его мир, и Он будет безмерно благодарен Отцу за предупреждение. Помнится, в детстве мама учила, что пищу можно добывать не только в Тайге, но и в реках. Она говорила, что в таежных реках полно разной вкусной рыбы, которую можно ловить и есть, нужно только договориться с духами этих рек. Но особенно много вкусной рыбы, на реке, что находится на северном пути от Улунги. Мама говорила, что эта река настолько большая, что течет по территории трех государств – России, Монголии и Китая. Китайцы называют ее Хэйлунцзян – Река черного дракона.

В России эта река называется Амур, но русские люди, часто, ласково, называют свою реку - Амур-Батюшка.

Позже, Он, был на берегах Амура и его покорила сила и мощь реки, которая, впитав в себя воды Шилки и Аргуни, стремительно несла свои полные воды в Охотское море.

И вот, эхо далекого детства, странным образом откликнулось в его судьбе: - спустя много лет он, плененный, окажется в Московском зоопарке и люди дадут ему сильное имя. Люди назовут его Амур, связав его образ – с образом великой и могучей Дальневосточной реки.  В Московском зоопарке для него были созданы самые лучшие, по человеческим меркам, условия проживания и питания: - здесь была отборная говядина, кролики, куры, горбуша, сельдь…

Люди, приходившие к его вольеру, были разные, одни смотрели на него со страхом, другие, с непонятным ему злорадством, а кто-то с обожанием и восхищением. Помнится, одна маленькая девочка, видимо только-только научившаяся читать, с трудом, но, самостоятельно прочитала на табличке его имя.

- Мама, мама – радостно закричала девочка – я знаю, знаю, как его зовут… Я плочитала… Его зовут Амул…Какой он класивый…, холосий…, милый…

Именно здесь, в зоопарке, Амур научился понимать и чувствовать людей. Вначале это было общее понимание о человеке на уровне плохой - хороший. Но затем он заметил, что ему также стали открываться их мысли, помыслы, тайные желания… Не у всех конечно… К примеру, мысли детей он видел легко – они были легкие, чистые и светлые… Но были люди, закрытые настолько, что увидеть их мысли за мутной, черной пеленой, у него не получалось. Но он знал, что должен этому научиться, у него есть на это сила.

Обычно люди подходя к вольеру, возбужденно обсуждали его необычный окрас, крупные размеры, мощность стати и силу лап... Амура это уже нисколько не удивляло, и он часто на радость публике демонстрировал себя в полный рост и в полной красе.

Однажды к нему подошла пожилая пара. Они долго смотрели на него и тихо о чем-то переговаривались. И уже собираясь отходить от вольера пожилая дама вдруг сказала:

 – Сережа, обрати внимание, какие мудрые у него глаза – и помолчав добавила - нечеловеческой красоты и силы…Сережа, я думаю, что тебе обязательно нужно его нарисовать…

Впоследствии Сергей Александрович Самарцев, художник одного из московских театров, действительно нарисует Амура. И именно это обстоятельство, изменит судьбу и этого человека, и судьбу Дальневосточного Тигра. И было это так.

Прекрасным августовским вечером, к Самарцеву на дачу, приехал известный артист Юрий Соломин. Они были добрыми, старыми приятелями, и Соломин, в ходе дружеской беседы за прекрасным бургундским «Пино Нуар», откровенно рассказал о своих творческих планах. Юрий участвовал в проекте создания советско-японской картины «Дерсу Узала», по одноименной повести Владимира Арсеньева. В этой картине роль Арсеньева, должен был сыграть Юрий Соломин, а снимать ее собирался сам Акира Куросава.

Друзья долго обсуждали сценарий фильма, его отдельные фрагменты, эпизоды, характеры главных героев. Они как-то единодушно сошлись на том, что для усиления образа киногероя, Соломину необходимо проникнуться той великой миссией, которую нес Арсеньев, как исследователь Приморья и Дальнего Востока.  В ходе беседы, Соломин рассказал, что по задумке Куросавы, в картине есть одна очень нестандартная сцена, когда Дерсу Узала разговаривает со своим Божеством -  с тигром, Амбой.

- И понимаешь Сережа – Соломин взволнованно прошелся по комнате - в этой сцене, Куросава, собирается акцентировать внимание зрителя на глазах тигра. Это сильный, мощный прием… И вроде дело нескольких секунд, но мы никак не можем найти такие глаза – все понимающие, всезнающие, в общем, очень и очень мудрые… Таких глаз, в дикой природе, видимо, просто нет – в отчаянии завершил, свой, почти трагический монолог, Соломин.

- Нет, Юра, ты не прав! Есть такие глаза! – с нажимом и гордостью сказал Самарцев, и тожественно принес свою картину «Амур».

Делегация, которая приехала смотреть и оценивать тигра была достаточно представительной. И в первых ее рядах были Акира Куросава, Юрий Соломин и Сергей Самарцев.

Амур увидел восхищенные взгляды, услышал восторженные и одобрительные возгласы членов делегации, но Он, непонятным образом уже знал, что решение будет принимать Куросава. И потому Он встал, спокойно посмотрел на всех присутствующих и уверенной, твердой походкой подошел к решетке вольера, туда, где стоял великий кинорежиссер. Они встретились глазами, повисла напряженная тишина...

- Этого не может быть – тихо прошептал Куросава – Боже мой! Этого не может быть… Это Он! Это Амба!