Бессознательные сценарии нашей жизни

Максим Странник Петров
Чтобы создать новые эффективные сценарии для своей жизни, надо сначала научиться распознавать сценарии, которые управляют нами в данный момент. Это те сценарии, которые мы сами не выбирали, которые мы даже не осознаём, потому что они закладывались в нас с детства. Нам с самого раннего возраста внедряют в подсознание систему ценностей и воззрений, отношение ко многим вещам. Нам говорят к чему мы должны стремиться, чтобы стать успешными, какие качества в себе развивать.

Но то, что нужно обществу, может идти вразрез с тем, что нужно вам, чтобы реализовать свои возможности, своё видение себя.

Для того чтобы распознать прописанные вам сценарии, легче всего для начала научиться видеть их в окружающих вас людях. Так как это сценарии общества, то они стереотипны, шаблонны, и научившись видеть их в других, вы найдете их и у себя.

Приведу один пример из реальной жизни.

Женщина выходит из подъезда, и в полутора метрах от неё падает с крыши кучка мокрого снега. Коммунальщики чистят снег с крыш. Она тут же пишет в домовый чат:

"Будьте аккуратны, выходя из подъезда. Сейчас, меньше чем в метре от меня, упала приличная порция мокрого тяжелого снега с крыши, которую скидывают одновременно по всей длине дома бравые ребята, а человек, который их курирует на улице - ОДИН, и он был на другом конце дома, когда я выходила из подъезда."

Далее она пишет:

"Не хочу передавать сюда весь спектр эмоций, который я испытала, а он даже извиниться не подумал. Пришлось подсказать.
Я просто с ужасом подумала - а если по голове?.. а если на ребенка?…Они в конец оборзели, никаких мер безопасности."

В первой части её сообщения женщина видит и описывает ситуацию как она есть и предупреждает об опасности соседей. Здесь всё в порядке. Есть проблема и есть способ её решения с минимальными потерями для себя и других.

Но дальше начинаются эмоции, которые включают бессознательный механизм реакции на ситуацию. Женщина ищет виновного и пытается сделать так, чтобы человек признал свою вину. Но этого ей мало. Она делает вывод по поводу всей деятельности коммунальных служб. Она выносит им приговор. И теперь будет жить в соответствии с этими выводами. Это значит, что при возникновении любых ситуаций, связанных с коммунальными службами (даже если ей просто необходимо будет обратиться к ним с какой-либо просьбой), она будет исходить из того, что они всегда ведут себя "борзо" по отношению к жителям. Это и есть подсознательный сценарий поведения, при котором женщина будет видеть только негативные ситуации и даже сама их провоцировать.

Итак, есть два варианта нашего поведения в любой ситуации.

Первый вариант. Мы видим ситуацию как возможность принятия какого-либо решения для создания наиболее благоприятных результатов. Это возможно только в том случае, когда мы как бы обезличиваем ситуацию, не ищем за ней автора. И обращаем всю нашу энергию на реализацию какого-либо решения. В случае описанной ситуации с чисткой крыши мы предупреждаем своих соседей, идём к ответственному по производимым работам, обращаем его внимание на ситуацию, или напрямую обращаемся к руководству коммунальной службы. Назовём это конструктивным подходом. Или эффективным сценарием. При такой ситуации мы делаем всё, что можем, и спокойно забываем о ситуации, не тащим её в завтрашний день. Ещё это можно сравнить с актёрской профессией. Актёр идёт на спектакль, входит в образ, отыгрывает спектакль, выкладывается в своём творчестве максимально. Но как только спектакль заканчивается, он снова становится собой и продолжает жить повседневной жизнью в моменте.

Второй вариант. Вместо принятия какого-либо решения в сложившейся ситуации, мы начинаем искать виновных, а найдя, приклеиваем на них ярлык, который и будет определять наше к нему отношение в будущем. То есть второй вариант фиксирует настоящий момент как вечно неизменный. И это заставляет нас всё время двигаться по кругу, повторять наше прошлое, как если бы мы смотрели на старую фотографию, и считали, что человек, изображённый на ней и спустя 20 лет должен выглядеть так же. Например, человек опоздал на встречу, и мы будем считать, что этот человек всегда опаздывает. Мы уже не даём возможности ему быть другим. Если вернуться к ассоциациям с актёрами и ролями, то можно сказать, что мы видим в актёре не актёра, а его персонаж. Сыграл когда-то человек крутого супергероя, и мы приписываем актёру именно такие качества в жизни.

Второй вариант несёт в себе и то негативное последствие, что те, кому общество навязало определённые роли, вынуждены эти роли исполнять. Сыграл актёр удачно какого-то подлеца, и всю жизнь ему предлагают только такие роли.

У меня был случай, когда я на одной радиостанции услышал очень понравившееся мне интервью. Журналист сумел разговорить гостя студии, задавать интересные вопросы, и разговор получился, что называется, по душам, откровенный, искренний. Я решил посоветовать своему другу послушать в записи это интервью. Но как только он узнал, на какой радиостанции это прозвучало, сразу отказался. Всё дело было в том, что он считал взгляды этой радиостанции слишком либеральными. Сам же он считал себя патриотом и государственником. Но дело даже не в его взглядах. Он наклеил на радиостанцию ярлык недоброжелательства, и априори считал, что всё, что она производит, имеет только одну цель -- дискредитацию государства.

В заключении приведу выдержку всё из того же домового чата. Как правило, в большинстве случаев, достаточно кому-то выразить там негатив, тут же появляются другие участники, готовые поддержать "негатив". Как только женщина выразила свои эмоции по поводу чистки снега, другая тут же среагировала:

"У нас «всё» для или против людей."

И это тоже сценарий жизни 
;(;;;);