Учитель учителей

Сафа Якубов
Неоспоримым является тот факт, что образовательная система любой страны является краеугольным камнем государственно – общественного развития. От ее содержания, структуры и принципов во многом зависят перспективы интеллектуального и духовного совершенствования народа. Система образования чутко реагирует на изменения в сфере общественного развития, порой становясь их первопричиной. Именно поэтому периоды государственных изменений всегда затрагивали образование. Сегодня, в связи с быстрыми изменениями в технологиях, экономике и социальной сфере, система образования также должна постоянно совершенствоваться и адаптироваться к новым требованиям.
     Реформы образования в России направлены на решение основной задачи образования и развитие самых разных сфер обучения: от стандартного набора предметов до востребованных в 21 веке знаний и инновационных технологий, программирования, а также на развитие следующих качеств будущих выпускников:
- самостоятельность,
- креативность,
- критическое мышление,
- навыки коммуникации,
- умение находить решение проблемы,
- умение анализировать.
Отечественная система образования с момента принятия Болонской декларации претерпела немало перемен. Новшества внедряются вплоть до настоящего времени, но насколько они эффективны, пока судить рано. Как говорится, время покажет. А пока хочется остановиться на некоторых проблемах, которые имеют место быть и сильно тормозят, на мой взгляд, проводимые реформы.

 Во-первых, несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть, главной целью является не развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение. Не всегда учителя берут во внимание таланты и способности отдельного ученика.
Во-вторых, все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны. Основная причина проблемы — коррупция в ВУЗах. Молодые специалисты не нацелены на получения полноценных знаний, а интересуются только получением самого документа, подтверждающего наличие высшего образования, не занимаются самообразованием. В этой связи, возникает вопрос: а даст ли хорошие знания об иностранном языке учитель, который в последний раз общался с носителем языка только в вузе, много лет тому назад? Может ли преподавать географию человек, ни разу не выезжавший дальше соседней области? Можно ли разъяснять ученикам значения правовых норм, при этом, ни разу не присутствовав в суде? Как может историк дать оценку общественно – политическим событиям в стране, не принимая активного участия в этом процессе?
В-третьих, Единый Государственный Экзамен также является больше минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые учебные заведения, а их места занимают троечники.
И, в-четвертых, недостаточное внимание педагогов к учащимся. Все чаще преподаватели озабочены больше своим материальным положением, из-за чего не желают принимать активное участие в жизни школьников. Из-за невысоких заработков учителей дети не получают должного внимания и знаний

     Проводимые в стране реформы в области образования тяжелым катком проехались по сельским школам. За два последних десятилетия в нашей стране, по данным Росстата, закрылись 25,5 тысяч школ. Большинство – на селе, где из-за проводимой оптимизации перестали существовать 20,1 тыс. образовательных учреждений. Причем этот процесс приводит к исчезновению и самих деревень, потому что начинается отток оттуда молодых семей. Селяне вообще не понимают, почему так делается. С болью в голосе, они говорят, что даже в царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селах учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в ум не пришло закрыть школы в страшные годы Великой Отечественной войны. В войну учебников не хватало, тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях газетных страниц, но учебные заведения продолжали функционировать. Так почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала? Позакрывали школы, умертвили этим села – и довольны!
       С чего начинается школа? Вы не ошибётесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссеру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль всегда более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы! Работа директора школы требует глубоких знаний, высокой работоспособности, эмоциональной выдержки. Очень точно и метко о директоре школы сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела»
        Школа – это особый мир детства. Этот мир хрупок, тонок, обостренно чувствует ложь и фальшь, не прощает ошибок взрослым. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди, которые могут привнести разнообразие красок в школьную жизнь своих учеников, заразить их своим примером! Школа – это не только здание, это место, в котором жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и прошлого.
  И этот хрупкий мир, с величайшей осторожностью, должен держать на своих плечах тот могучий Атлант, имя которому – Директор Школы.
Сегодня не редкость встретить человека в кресле руководителя школы, который не имеет педагогического образования. Он может быть юристом, экономистом, военным, артистом и т.д. Его удел – быть просто "эффективным менеджером"! От сторонников такого подхода к назначению директора школы, зачастую можно услышать слова, как: «Он должен просто уметь руководить коллективом, заниматься тимбилдингом, зарабатывать деньги путем оказания платных услуг или поиска спонсоров и партнеров».
Хочется, в этой связи, ответить на такие доводы своих оппонентов строками из басни великого И.А.Крылова «Щука и кот»:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит…

Впрочем, а почему бы не послушать мнение русских и советских педагогов на этот счет? Давайте:
«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...».  (К.Д.Ушинский)

Сухомлинский В. А. (Разговор с молодым директором школы):
«Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь прежде всего быть хорошим педагогом - хорошим учителем-дидактом и хорошим воспитателем не только по отношению к тем детям, которых вы учите на своих уроках, но и ко всем воспитанникам школы, доверенной вам обществом, народом, родителями. Если же вы, заняв пост директора, считаете, что успех зависит от каких-то особых административных талантов, прощайтесь с мыслью стать хорошим директором.
Учителем учителей - а только учитель учителей и является настоящим руководителем, которому верят и которого уважают, - можно стать лишь тогда, когда с каждым днем все больше углубляешься в детали, в тонкости педагогического процесса, когда перед тобой открываются все новые и новые грани того, что можно назвать искусством влияния на душу человека».
      Руководитель школы будет хорошим, авторитетным наставником учителей и учеников только до тех пор, пока он совершенствует свое мастерство и мастерство учителя и воспитателя. Директор - это, прежде всего, учитель, на работу которого равняются другие учителя. И ему надо особенно тщательно и внимательно готовиться к собственным урокам. Авторитет руководителя зависит именно от этого личного примера в повседневной работе.
       Как можно быть директором школы, не зная специфики работы, психологии и педагогики, структуры учебных программ, элементарно не зная законодательной базы системы образования? Алгоритм управления в школе кардинально отличается от других сфер общественной жизни!Это должны понимать все.
      Мне думается, что поступили неправильно, сократив во многих школах целую когорту директоров в ходе объединения школ.Вряд ли, считаю, сильно сэкономили на этом, но вред нанесен колоссальный.Руководитель образовательного учреждения должен постоянно находиться на месте и отвечать за каждый чих в школе, ибо он отвечает за жизнь детей перед государством, перед родителями и своей совестью.   
      А вот за финансовую составляющую школы, должны отвечать государственные органы. И тут выявляется еще одна болевая точка, которая
самым серьезным образом становится на пути проведения реформ: это недостаточное финансирование образовательных учреждений.  Ведущие эксперты США пришли в свое время к выводу, что СССР достиг огромных успехов за счет лучшей в мире системы образования и науки. Это случилось потому, что профессии ученого и педагога в стране были престижными и хорошо оплачиваемыми. Финансирование этих сфер было приоритетным. Расходы на образование от общего бюджета страны:
1941 год(война) – 15,5%, 1942 год(война) – 10,4%, 1943 год(война) – 13,2%, 1944 год(война) – 26,4%. После войны 11% бюджета Советского Союза тратилось на образование, в то время как в США – около 3%, а в Великобритании – 2,5%.
   Теперь мы поменялись, к сожалению, местами. Финансирование образования в России в настоящее время составляет:1991год – 4,5%, а в 2019 – 4,1%. Бюджет Российской академии наук меньше бюджета среднего вуза США. На науку в России тратится не более 0,4% ВВП, в развитых странах – не менее 2%. Отсюда, к слову: в США 89% учителей математики престижных школ – это граждане или выходцы из России.
       Как видим, уважаемый читатель, проблем в народном образовании предостаточно. И их надо решать не только министерству просвещения, где должны работать компетентные, высокодуховные, интеллигентные люди, проработавшие в школе не один год и имеющие не поверхностное, а глубокое понимание того, что творится в образовательных учебных заведениях и имеющие план стратегического развития отрасли на долгие годы вперед, а всем российским обществом.