Конан Дойл, Холмс и онтологический аргумент

Боб Жмуркин
                ***

В конце рассказа А. Конан Дойла "Картонная коробка", где разгневанный муж, будучи спровоцированным, убивает свою жену и ее любовника, отрезает у них уши, и при этом раскаивается сам, великий детектив говорит: "Что же это значит, Уотсон? — мрачно спросил Холмс, откладывая бумагу. — Каков смысл этого круга несчастий, насилия и ужаса? Должен же быть какой-то смысл, иначе получается, что нашим миром управляет случай, а это немыслимо. Так каков же смысл? Вот он, вечный вопрос, на который человеческий разум до сих пор не может дать ответа".
Про вопрос без ответа - это, конечно, дух скептической эпохи. Но сама тирада Холмса - вполне традиционна, и могла бы возникнуть даже в средние века. Да! Должен же быть какой-то смысл! Чем не онтологический аргумент? Смысл совершеннее бессмыслицы, порядок совершеннее хаоса, закономерность совершеннее случайности. И, разумеется, свет совершеннее тьмы. И уж, конечно, реальность совершеннее мысли, как и бытие всегда больше небытия. Да? Да. Но за этим стоит именно монотеистическая и даже христианская картина мира. Разве так уж трудно представить себе иной мир, где хаос лучше порядка, абсурд превосходит смысл, а случайность явно предпочтительнее предопределения? Нет, - после ужасного опыта истории 20 века - не трудно. Ведь мрака ночи в нем было намного больше лучей солнца.. Но создатель Холмса, несмотря на увлечение спиритизмом, безусловно, отражает другой взгляд, где не просто свет реальнее тьмы, но и Распятый Бог бесконечно реальнее невоплотимого Бога, и Сам Бог совершеннее дьявола на веки вечные..