Ирония судьбы или беги, Надя, беги..

Екатерина Федина
Люблю смотреть с европейцами советское кино:) Почти каждый раз прямо катарсис у меня от их свежего восприятия, которое почти всегда ставит в тупик.      Итак, дано: девушка из Нидердандов 24 года, студентка медфака, из полной семьи среднего класса (стремящегося к высокому уровню достатка), вероисповедание-бахаи. Смотрели "Иронию судьбы или с легким паром". Сюжет ее развеселил, хотя удивило количество выпитого алкоголя именно в бане. Пришлось пояснить, что русские в саунах едят и пьют и еще для хорошего кровообращения и от полноты жизни шлепают друг друга березовыми вениками, они не мазохисты, просто в этом особый русский кайф. Далее Женя Лукашин, пьяный в дрова, оказывается на квартире Нади. Ипполит закатывает истерику и уходит из дома, Женя остается. И тут Малис (так зовут  девушку) спрашивает: "А почему Надя позволила ему остаться у себя дома и еще кормит его салатами?". Я размышляю, как мне кажется, логически. Видишь ли, говорю, Женя уже немного протрезвел, и Надя поняла, что он не алкоголик, а жертва обстоятельств. Он оказался в чужом городе ночью без денег, а его невеста ждет его в другом городе. Ему некуда пойти, он давно не ел, ей его стало жалко. "Но он же испортил ей праздник и стал причиной ее ссоры с женихом,"- парирует Малис. И тут я понимаю, блин, она же права, Женя Лукашин своим мудачеством навредил Наде. И проблемы он создал своей безответственностью себе и ей. А выходит, что она, жертва, еще его и выручает, кормит, поит, содержит в тепле, предоставляет телефон и дает деньги. Но я не сдаюсь и говорю, мол, но Надя посмотрела на реакцию Ипполита и осознала, что тот тоже человек недалекий, ревнивый и неумный, Надя расстроена, она в замешательстве, ей одиноко и тошно, у нее разрушаются ее отношения, а рядом оказался другой человек со своей драмой, Женя, Надя ему посочувствовала, их это сблизило. "Но он же испортил ей праздник и рассорил с женихом,"-повторяет Малис. И тут я понимаю, что мое славянское сострадание дальше мозга Малис не пропихивается, ее мозг блокирует сердечность. И тут у меня случается катарсис. Вот оно! Железная же логика: если мужчина делает тебе
дерьмо, его не надо жалеть, прощать, оправдывать и кормить Оливье. Его надо гнать ссаными тряпками! Из того, что ее жених неумный ревнивый мудак и хам,  не следует, что надо жалеть другого залетного мудака и хама. Лучше уж совсем без мудаков. Кроме того, если прощать мудакам мудачества, у них нет стимула развиваться и становиться хорошими людьми.А Надя педагог, должна ж это прнимать.  Малис права, Малис психически здоровый человек без опыта проламывания границ, предательства близкими людьми и оправдания предательства. Ее внутренняя сигнализация не дает сбоев. Русская зрительница с толерантностью к мудаку воспримет Женю как положительного героя, а у Малис все четко: он ей навредил, а значит, пшел вон. И это правильно! Ведь когда Женя Лукашин окончательно трезвеет, он откровенно начинает метить территорию и беззастенчиво хамить Наде. Надя внешне сопротивляется,  обзывается в ответ и бьет посуду, но внутренне влюбляется в него, в человека, который ей навредил.Финал фильма якобы оптимистичный, она скучает по нему и приезжает в его город. Но если подумать, а зачем? Замуж он ее не звал, ничего не предлагал и не обещал, с Галей отношения не выяснил. Выходит, Надя навязывается. Почему она это делает? От новой влюбленности или от отчаяния? Ведь она потеряла Ипполита и ей 34. В СССР она со своей красотой и обаянием в этом возрасте полный хлам. Она это делает по той же причине, по которой много лет жила с женатым: у нее самооценка ниже плинтуса. У Нади ущербное мышление созависимой русской бабы. Она еще и виноватой себя чувствует: "вы считаете меня легкомысленной?" Ипполит кстати тоже оскорбляет ее совершенно беспрепятственно, а Надя сглаживает углы, мол, ты прав, дорогой, я пьяного Лукашина сразу и не заметила...Вместо того,  чтобы дать Ипполиту по роже уже за его "ты безалаберная".Надю все унижают. Надя в принципе позволила себя унижать женатому любовнику, потом Ипполиту и Жене. Это ее постоянная стратегия, терпение, сострадание, покладистость. Надя воспринимается нами как хорошая, женственная женщина. И Лукашин Женя как положительный персонаж, хоть и придурковатый. И это не вызывает вопросов, это крутят раз в год как зомбогипноз. Я сама этот фильм люблю и считаю очень талантливым, я тоже бы пожалела Лукашина и накормила б салатами. Но эта "ирония судьбы" это же какое-то коллективное мужское издевательство над бедной Надей, которое нами воспринимается добродушно и положительно. Мы одобряем через этот фильм мужское скотство. И толерантность к нему становится частью нашего культурного кода.