С надеждой на подтверждение...

Светлан Туголобов
    "Взрослый сочинитель", "молодой автор" - это совсем не о возрасте. Это об основной установке в литературно-художественном творчестве.

     Молодым можно назвать того сочинителя, у которого установка в творчестве на то, чтобы его заметили.

     У взрослого сочинителя установка другая. Он жаждет, чтобы читатели подтвердили то, что он в чём-то прав. Или просто - основательно и  правильно о чём-то размышляет.

      Сочинить, чтобы быть замеченным читательницами и читателями. И писать для того, чтобы читатели подтвердили, что автор в чём-то прав. И что? Только две эти установки у сочинителей? И других сочинительских  установок больше нет?

     Для того чтобы понять, есть ли у сочинителей и другие установки, кроме двух названных, нужно рассмотреть ожидания читателей.

      Одни читатели ждут от чтения удовлетворения интереса. Если молодой автор поймёт, что именно читательницам и читателям интересно вычитывать из его сочинений, то его заметят.

     Другие читатели поглощают литературно-художественные произведения  для своего удовольствия.

     Есть мнение, что именно взрослых читательниц и читателей кто-то приучил когда-то читать "художку" для своего удовольствия.

     Поэтому взрослым можно назвать того сочинителя, который знает, что тем больше читатели подтвердят, что он прав в чём-то, чем больше они получат удовольствия от чтения литературно-художественного произведения рассматриваемого взрослого сочинителя.

     Таким образом, художественная литература - совсем не то, что литература деловая, инструктивно-методическая, научная, служебная,  учебная, экономическая и юридическая.
    
     В нехудожественной литературе главными являются аргументы. Логично обоснованнные и основательные подтверждения правоты авторских мыслей.

     В литературе художественной, логично обоснованные и основательные подтверждения каких-то выводов - не главное.

     Главным в художественной литературе является читательское удовольствие. Удовольствие от чтения какого-то конкретного литературно-художественого произведения.

      Секрет успеха сочинителя произведений художественной литературы в определении тех способов, которыми можно доставить читателям удовольствие. Или даже наслаждение.

      Литературоведы достаточно давно согласились с тем, что, если человек несколько раз улыбнулся, или даже рассмеялся, читая какое-то литературно-художественное произведение, то это значит, что он получил читательское удовольствие.

     А вот наслаждение могут дать не ехидные улыбки и не дикий смех, а искренние слёзы. Это странное, конечно, можно сказать - мазохистское, но всё-таки - наслаждение-удовольствие от чтения. Искренние слёзы.

     Взрослый сочинитель может радоваться, если чтение какого-то его произведения вызвало искренние слёзы у читательниц и читателей. Слёзы подтверждают авторскую правоту в рассмотрении им какой-то темы.

      От взрослых молодые сочинители отличаются, конечно, тем, что чаще стремяся быть замеченными читателями тем, что написанные ими произведения вызывают, если не смех, то хотя бы улыбки.

     Взрослые сочинители, как уже было замечено выше, пишут-создают не для того, чтобы только быть замеченными, а в надежде подтвердить свою правоту в чём-то.

     Правота автора художественно-литературного произведения подтверждается получением читателями удовольствия, которое отражается или в искренних слезах, или в смехе читателей. Или замечается хотя бы  в читательских улыбках.

     Редкими среди молодых авторов-сочинителей являются те, кто хотели бы стать замеченными читателями из-за искренних слёз, вызываемых у читателей  их, сочинителей,  литературно-художественными произведениями.

     Когда молодой сочинитель, надеющийся своими произведениями вызывать смех, или хотя бы улыбки у читателей, не вызывает у читателей не то, что смех, а хотя бы улыбки, он начинает раздражаться.

     Раздражённому сочинителю трудно добиться, своими литературно-художественными произведениями, подтверждения своей правоты читательским удовольствием, потому что от чтения его произведений читательницы и читатели получают не удовольствие, а раздражение.

     Раздражать! Вот она, ещё одна. Третья установка сочинителя, помимо надежды быть замеченным и надежды на читательское подтверждение авторской правоты в чём-то. Надежды на подтверждение правоты сочинителя полученным читателями удовольствием. От чтения литературно-художественного произведения данного сочинителя.

     Литературоведческие исследования редко направлены на то, чтобы понять, сколько сейчас, в двадцать первом веке, читательниц и читателей, для которых их раздражённость каким-то литературно-художественным произведением равна-тождественна их читательскому удовольствию. Удовольствию от прочитанного.

     Быть замеченным, получить, читательским удовольствием, подтверждение своей правоты и раздразнить читателей  - это, вполне возможно, три установки, только из которых может выбирать конкретный сочинитель.

     Когда молодой сочинитель не может вызывать у читателей не только искренние слёзы, но даже улыбки, он может выбрать: или начать писать нехудожественную литературу, или сознательно идти на то, чтобы своими литературно-художественными произведениями дразнить-раздражать читательниц и читателей.

    Вот откуда "растут ноги" у литературно-художественного троллинга!

     Человеку скучно писать деловую, инструктивно-методическую, научную, служебную,  учебную, экономическую и юридическую литературу, а вызывать искренние слёзы, или хотя бы улыбки, своими литературно-художественными произведениями -  у него не получается.

    Поэтому, то есть из мести за свою лёгкую ограниченность, автор-сочинитель раздражает-троллит других. И своих коллег-сочинителей. И читательниц с читателями.

      Тот, кто раздражает-троллит других, не надеется на то, чтобы подтвердить свою правоту. Такой сочинитель - человек без надежды. Но с жаждой!

    С жаждой мести за свою скуку от написания нехудожественной литературы и за то, что у конкретного автора нет надежды быть замеченным каким-то другим способом, кроме троллинга своих коллег-сочинителей и  дразнения-раздражения своих читателей.

     И, вполне возможно, что дразнить-раздражать - это тоже искусство, в котором, если нет веры и надежды, то обязательно царит любовь!

    Искренняя любовь к занятиям таким видом деятельности, как дразнение-раздражение своих коллег-сочинителей и читателей.

     Когда человека покинет любовь, к тому, чтобы дразнить-раздражать других, он или вернётся к написанию текстов нехудожественной литературы, или начнёт учиться вызывать у читателей, если не искренние слёзы и заливистый смех, то хотя бы улыбки.

    Улыбки, как признак читательского удовольствия  - это не такое уж слабое средство подтверждения того, что сочинитель был в чём-то прав, когда писал-создавал рассматриваемое литературно-художественное произведение.