Лейтенант Ветров. Глава 14

Петрович 8
 
41. «Дед»
С феноменуом «Деда», так уважительно звали подчинённые Сидора Артемьевича Ковпака надо познакомиться отдельно. Таких людей сейчас нет и наверное не будет. Среда, которая воспитывала таких бойцов, уже не та… Это был крепкий хозяйственник, организатор. За плечами и Первая мировая с двумя Георгиевскими крестами и двумя Георгиевскими медалями. И Гражданская, на Украине, в том числе и с теми же германцами, которых он уже успешно бил. И административная государственная  работа перед Отечественной войной.

 К активной боевой деятельности Путивльский партизанский отряд Ковпака приступил уже 28 сентября 1941 года. Партизаны начали  устраивать засады и минировать дороги. Для диверсионной работы были использованы  противотанковые мины, снятые с минных полей, отступающей Красной Армии.

Для проведения диверсий в отряде были сформированы группы, состоявшие из разведчиков и минёров. Диверсионной работой был охвачен район по обоим берегам Сейма на расстоянии 15-20 километров от партизанской базы.
На заминированных  дорогах за первую декаду октября были подорваны две легковые машины, в которых погибли два высокопоставленных офицера  вермахта, десять автомашин с грузами, захвачено  10 000 патронов. К середине  октября ковпаковцы уничтожили 1 танк, 17 автомашин и 84 солдата и офицера противника.

Для обеспечения безопасности   партизанской базы, в местах возможного проникновения противника в лес были выставлены круглосуточные наблюдательные посты, В сёлах, прилегающих к  лесу, создана агентурная сеть. Тропы, ведущие к   лагерю, заминированы.
 
В конце сентября — начале октября 1941 года партизаны Ковпака активно занимались выводом из окружения солдат и командиров Красной армии. К 10 октября ими было обеспечено едой и переброшено через линию фронта около 500 человек.
В октябре 1941 года Ковпак попытался установить контакт с Управлением НКВД Украины, отправив в Харьков своих представителей, что бы добиться установления прочных связей, предоставления рации и радистов. Однако органы государственной безопасности не проявили особого интереса к отряду Ковпака, и представители вернулись ни с чем.

42. Начало партизанских действий

Первые месяцы оккупации Украины были отмечены ростом партизанского движения. В украинских лесах действовало 738 партизанских отрядов и 191 диверсионно-разведывательная группа. Общей численностью 27,6 тысяч бойцов. Основные их силы были сосредоточены на Левобережной Украине в лесах Черниговской и Сумской областей. Отряды были малочисленными (в среднем до 40-60 человек), плохо вооружены и действовали разрозненно. Тем не менее, их подрывная деятельность вызвала озабоченность оккупационных властей.
Ковпак почувствовал перемену в обстановке уже 10 октября. Окружающие  лес  сёла были заняты отрядами вспомогательной полиции, сформированной из местных коллаборационистов. На дорогах появились усиленные патрули, а объекты инфраструктуры были взяты оккупационными властями под охрану.   В Путивль стали прибывать армейские части для борьбы с партизанами.
 Ситуация требовала объединения малочисленных партизанских отрядов в более крупное соединение, которое могло бы успешно противостоять карателям и проводить крупные операции. Решать вопрос об объединении партизанских отрядов пришлось Ковпаку.

Создание Путивльского объединённого партизанского отряда началось с присоединения малочисленных партизанских отрядов, в самом различном количестве. И из 6 человек были отряды, и из 5 человек, иногда и  более 20.
Соединение было разделено на  оперативные группы. Группы состояли исключительно из подрывников, разведчиков, связистов, хозяйственников, была также сформирована санчасть. Общая численность Путивльского объединённого отряда составила 131 человек.

19 и 20 октября ковпаковцы отразили первые атаки карателей. В этих боях немцы потеряли на партизанских минах 3 танка. Ещё один,  брошенный ими в лесу с повреждённой гусеницей, был отремонтирован партизанами и взят на вооружение отряда. Воодушевлённый первым успехом, Ковпак решил закрепиться в Спадщанском лесу всерьёз и надолго.
26 октября ковпаковцы провели первую крупную операцию на коммуникациях. Были взорваны два моста через Сейм   и два моста на Клевени.  У немцев ушло пять дней на их восстановление, но когда ремонтные работы были завершены, партизаны снова подорвали мосты. В ту же ночь, 31 октября, были уничтожены ещё два небольших моста на Клевени.

Тактику активных партизанских действий, предложенную Ковпаком, не поддержали командиры других отрядов, считавших, что это приведёт лишь к усилению карательных операций. В ночь на 8 ноября, не предупредив никого, в Брянские леса ушёл Харьковский отряд. Следом в места прежней дислокации вернулся Глуховский отряд. Свой уход  объяснили тем, что «необходимо соблюдать конспирацию и сохранить людей до прихода Красной армии». Прервалась связь и с Шалыгинским партизанским отрядом. Таким образом, к началу крупной карательной операции путивляне остались в одиночестве.
 
Не всё было просто. Амбиции, порой, брали верх над здравым смыслом. Сплошная махновщина какая-то, хотя у Махно порядка было больше…
 Для уничтожения отряда Ковпака немцы сосредоточили до 3000 солдат. Ждали только, когда с деревьев опадёт листва и установится снежный покров. Ковпак до последнего рассчитывал удержаться в Спадщанском лесу, но после тяжёлого боя в ночь с 1 на 2 декабря, чтобы сохранить людей для дальнейшей борьбы, вынужден был уйти в Хинельский лес.

 Позднее он подверг резкой критике тех командиров партизанских отрядов, которые ради собственной безопасности отказались от активной борьбы и предпочли отсиживаться в лесах и болотах.

Совершив 160 километровый марш, 6 декабря отряд Ковпака остановился в селе Хвощовка Севского района Орловской области. После разведки местности партизаны организовали базу в посёлке Хинельского лесокомбината и сразу приступили к активным действиям. За восемь дней Ковпак очистил от полицейских отрядов все окрестные сёла. В результате проведённых операций было захвачено 80 тонн зерна и 60 лошадей с санями, организовали помол зерна, наладили круглосуточную выпечку хлеба и заготовку сухарей.

Активность Ковпака в Хинельском лесу совпала с контрнаступлением советских войск под Москвой. Оба этих фактора способствовали разрастанию партизанского движения на Брянщине.
Путивльский объединённый отряд быстро рос и уже к 18 декабря насчитывал более 300 человек. Уже скоро Ковпаку пришлось искать баланс между численностью отряда и его манёвренностью.

У Ковпака из оперативных групп объединённого отряда создавались новые партизанские отряды, которые обладали определённой самостоятельностью, но подчинялись штабу Ковпака.

В Хинельском лесу, Ковпак принял решение о переходе к тактике рейдов. В основе её лежала высокая манёвренность и подвижность соединения. Во время рейдов Ковпак никогда подолгу не засиживался на одном месте. Постоянно перемещаясь, он наносил удары там, где противник ожидал этого меньше всего.
Постоянное движение ковпаковцев не позволяло оккупационным властям применять тактику уничтожения партизан путём их окружения в месте постоянной дислокации. Для ликвидации «банды Колпака» противник вынужден был привлекать большие силы, оставляя значительные территории без защиты от атак других партизанских отрядов. Во время  Карпатского рейда немцы задействовали в операции против соединения Ковпака около 50 000 солдат.

Тактика партизанских рейдов не была чем-то новым. На курсах ОГПУ Ковпак изучал историю партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, не понаслышке знал о глубоких рейдах организатора червоного казачества В. М. Примакова, имел хорошее представление об организационной структуре и тактике ведения боевых действий  Революционно-повстанческой армией Нестора Махно!  Батька Махно тоже серьёзно думал над тактикой своих боевых действий.
Для тех, кто не к курсе, знаменитые тачанки и тактика их применения была полностью заслугой Нестора Махно! Это уже потом их стали применять в Первой конной Буденного. Семён Михайлович всю жизнь был двоечником и списывать  было у него в крови.
Заслуга Ковпака состоит в том, что он возродил эту тактику, адаптировал к условиям современности и развил. Успех партизанских рейдов соединения Ковпака во многом обеспечивала хорошо поставленная разведка.

 Ковпак строил свои расчёты на глубоком изучении обстановки, соотношения сил, их положения на местности. Во время походов Ковпак знал обстановку в радиусе 60 километров, в то время как противник не знал о нём ничего. Одновременно на расстоянии до 120 километров от основных сил действовали группы подрывников. «Там, где ночью идёт партизанская колонна — тишина, а далеко вокруг всё гремит и пылает» — писал Ковпак.

 Такими действиями партизанский командир вводил противника в заблуждение относительно местонахождения соединения и его численности. Во время маршей в соединении Ковпака устанавливалась жёсткая дисциплина. Каждый партизан знал своё место в строю и свой манёвр в случае неожиданного столкновения с противником. Чтобы занять круговую оборону, походной колонне коваковцев требовалось не более двух минут.
 Ковпак никогда не двигался долго в одном направлении. Маршруты движения держались в тайне, от рядовых партизан. Переходы осуществлялись с наступлением темноты, а в дневное время соединение останавливалось на отдых в лесу или глухих сёлах.
Сейчас уже не секрет, что пьянство среди советских партизан было распространённым  бытовым явлением. В соединении Ковпака самогон гнали открыто. За его производство, учёт, хранение и распределение отвечала хозчасть. Любил выпить и сам Ковпак.
Когда награждал Ветрова и Ильина именным оружием. Поднёс им по чарке, да и сам выпил за их здоровье. Такой вот ритуал у Ковпака существовал.
Однако во время рейдов алкоголь был под строжайшим запретом. Тем интереснее было после рейдов, отмечать их успех. Сам Ковпак   отмечал, что рейды дисциплинируют партизан.

Ещё одним значимым элементом рейдовой тактики Ковпака стало создание новых очагов партизанской борьбы в районах временного пребывания соединения с тем «чтобы завтра, когда будешь далеко, позади тебя не затухало пламя пожаров, не умолкал грохот взрывов».
 
 «Мой поставщик — Гитлер», — неоднократно повторял Ковпак. При этом более половины захваченного на немецких складах имущества и продуктов раздавалось местным жителям. Такой подход позволял Ковпаку добиваться лояльности местного гражданского населения к партизанам не только в левобережных и центральных областях Украины, но и на Западной Украине.

   В Карпатах, когда положение с продуктами питания стало критическим, Ковпак старался поддерживать положительное реноме советских партизан, разъясняя, что продукты питания у населения следует не отбирать, а воровать...