Марина Смольникова, генетик. 21. 11. 2023

Ольга Немежикова
Интервью (21.11.2023) с Мариной Смольниковой, кандидатом биологических наук, научным куратором арт-резиденции «АванПост 4. Искусство науки».

Ольга Немежикова (далее ОЛЬГА). Марина, расскажите, чем вас привлекло участие в «АванПосте»?

Марина Смольникова (далее МАРИНА). В первую очередь, «АванПост» — это мероприятие, направленное на популяризацию науки. А я заинтересована, чтобы люди как можно больше знали о научных исследованиях, в том числе, многие интересуются генетикой, и я в своих лекциях рассказываю о генетике понятным языком. Второе, «АванПост» — сам по себе очень необычный проект с насыщенной программой, с новым общением, с какими-то новыми для меня знаниями. Творчество в науке — это всегда интересно.

ОЛЬГА. У вас очень плотный рабочий график, как вам удаётся поддерживать боевой настрой?

МАРИНА. Смена обстановки, это самое главное. Когда чувствую, что у меня «крышечка закипает», уезжаю куда-нибудь. Это может быть либо какая-то кратковременная дорога за рулём, либо в принципе куда-то в другой город полететь, поехать. Меня можно, наверное, отнести к азартным людям: люблю соревнования, например, этим летом я участвовала на «Красном кольце», в любительских гонках, заняла 4 место среди женщин.

ОЛЬГА. Марина, а что для вас счастье? Как вы относитесь к этому понятию? Счастье есть? На этот счёт многие полны скептицизма.

МАРИНА. Конечно, есть! Счастливый человек — это человек здоровый физически и духовно. Романтика, любовь, счастье — это всё, в принципе, схожие вещи. Существует много нейромедиаторов, которые человек осознанно или неосознанно стремится получить для достижения удовольствия. Их продукция генетически опосредована. То есть, много его будет продуцироваться или мало. Азартен человек, не азартен — всё это заложено в уникальной генетической программе человека. В целом, счастье, это когда ты удовлетворён.

ОЛЬГА. То есть?

МАРИНА. Когда ты добился того, чего хочешь, что планировал. Не важно, физическая это была потребность или психологическая.

ОЛЬГА. Цель — достижение, цель — достижение?..

МАРИНА. Да. Что-то у тебя получилось на работе, что-то получилось в семье, что-то в доме, в быту… в общем, всё то, что делает тебя довольным. Из этого конгломерата удовлетворений и складывается твоё счастье. Немаловажно, чтобы рядом с тобой не было негатива.

ОЛЬГА. А как может не быть негатива? Ну, что-то же случается…

МАРИНА. Мы же не постоянно, ежесекундно счастливы. Жизнь состоит не из полосок, а из клеточек, и куда ты шагнёшь, в какую сторону — во много зависит от тебя самого. Я недавно участвовала в мероприятии, для которого искала информацию в том числе про понятие счастье. Так вот, есть такой термин - «Пирог счастья», он показывает, что счастье зависит на 50% от генетических особенностей человека, на 40% от его действий и на 10% от обстоятельств.

ОЛЬГА. Чувствуется, что вы очарованы своей наукой генетикой.

МАРИНА. Я люблю свою работу, да. Мне говорили много раз, что я выбрала именно ту профессию, которая моя. Нравится и учить, и видеть, что ты даёшь какие-то знания, которые потом так же нравятся твоим ученикам, например. Не зря же я участвую в проекте Базовые школы РАН. Это федеральный проект, в нём участвует более ста школ России, в том числе три — в Красноярске. Со школьной скамьи мы показываем детям, почему любим науку. Проекту пятый год, в июне этого года закончили школу наши первые выпускники. Конечно, было приятно узнать, что из двадцати учеников моего направления, класса РАН в Гимназии №13, двенадцать поступили либо на медицинские направления, либо на биологические.

ОЛЬГА. Достойный результат! А ваше направление, оно так и называется — генетика?

МАРИНА. У нас направление называется «Персонифицированная медицина с молекулярно-генетическими исследованиями».

ОЛЬГА. О, какое сложное название! Радостно за российскую школу!

МАРИНА. Когда ты видишь плоды своей работы, это приятно. Плюс, когда тебя признают коллеги. Признание тоже очень важно в науке.

ОЛЬГА. Марина, я поняла, что путешествия — ваш любимый и очень активный способ отдыха. Можно об этом подробней, что для вас путешествия?

МАРИНА. Впечатления. Эмоции. Новые места. Новые встречи. Если зарубежные путешествия, то я могу долго, полтора-два месяца читать о том, куда хочется поехать. Потом начинаю составлять маршруты, заниматься логистикой, дальше ищу жильё, где бы хотелось пожить. Выбираешь, что хочется посмотреть и так далее. Едешь, а потом приятно, когда возвращаешься домой, где тебя ждут.

ОЛЬГА. Ваш подход к путешествиям вызывает неподдельное уважение. А можно неожиданный вопрос: вы любите животных?

МАРИНА. У меня есть кошка, она со мной уже очень давно. Очень умная кошка. Она понимает интонации, что можно что нельзя, но хулиганит в том числе. Знает, что получит за что-то, что нельзя делать, и всё равно — не пересилишь животные инстинкты.

Если бы не моя аллергия, думаю, я бы вторую кошку ещё взяла, и собаку какую-то. Но есть приют «Ковчег Надежды», я им много лет донирую, помогаю на расстоянии.

ОЛЬГА. А в зоопарк вы ходите, любите?

МАРИНА. Да, зоопарк посещаю везде, в каждом городе. Недавно ездила и посетила Ленинградский зоопарк, где давно не была. Оказалось, они его так хорошо сделали, почистили, все животные ухоженные, всё очень красиво.

В нашем «Роевом ручье», кстати, живёт бурая медведица Маша. Я её знаю со школьных лет, когда ещё Крутовская была жива, и был живой уголок на Столбах. В семейном альбоме даже есть фотография, где я сижу с Еленой Александровной Крутовской на лавочке.

Так вот, эта медведица Маша, она до сих пор жива. В нашем зоопарке это единственный медведь, который знает, если кто-то пришёл с семечками. Пошуршишь ей — она подходит к ограде. Маша открывает пасть, ей можно горстью прямо туда кидать семечки, она их с удовольствием жуёт… Да-да, никто из медведей за семечками больше так не подходит.

ОЛЬГА. Восхитительно! Браво!