Малинское городище Глава 13 Трудный год

Ефим Шейнис
Глава 13
 Трудный год
(Из дневника Марка Гуревича)
25 декабря 1905 года
Слава Богу, уходит этот трудный год. Казалось, ему не будет конца. Услужливая память подсказывает и такие события, о которых нельзя забывать, и такие, о которых и вспоминать не хочется.
2 января, не дошив последнего костюма, скончался мой бедный отец. В доме завесили зеркала и картины. Похоронили его на еврейском кладбище. У закрытого гроба читали псалмы Давида, и краткую речь сказал раввин. Екатерина Семеновна принесла цветы, но ей объяснили, что класть на могилу цветы у евреев не принято. В первые семь дней полагалось не выходить из дома, но я боялся потерять работу: теперь я – единственный кормилец в семье. Хорошо, что у мамы есть помощница – Лея.
9 января в Петербурге состоялось шествие рабочих к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю коллективную Петицию о рабочих нуждах. Самого царя не было ни во дворце, ни в самом городе. Когда толпа приблизилась к дворцу, охранявшие его войска открыли огонь. По официальным данным в этот день было убито 130 человек и несколько сотен ранено. Тарас рассказал, что шествием руководил священник Гапон, которого спас Максим Горький, укрыв у себя в квартире. 
10 июня скончалась графиня Екатерина Семеновна. Она была добра ко мне, давала читать книги и шила вещи только у отца. У нее в доме я узнал, как велик наш мир. Вечная ей память.
25 июня опять тревожные вести – в Одессе восстали моряки броненосца Потемкин. Матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не получив поддержки у других кораблей и не имея чёткого плана дальнейших действий, они сдались румынским властям в порту Констанца.
23 августа заключили мир с Японией. Война началась в прошлом году и шла как на суше, так и на море. Одолеть Японию не удалось, и Россия потеряла Южный Сахалин.
  18-20 октября состоялся погром в Киеве. Для провоцирования погрома был распущен слух о том, что евреи разорвали царский портрет в помещении городской Думы. Полицмейстер Киева с балкона здания Киевской городской Думы призывал погромщиков: «Бей жидов, грабь, ломай». Войска вместо того, чтобы защищать евреев, активно участвовали в погроме.
После этого погрома покинул Киев Шолом-Алейхем, а вслед за ним вместе с женой, что играла дочку городничего Марью Антоновну, уехал в Америку Рон.
А я по-прежнему живу в своем маленьком мире, и в свободное время стараюсь писать. О чем я пишу?
О соседе, который жаловался на жену, а когда она умерла, стал просить у Бога смерти, чтобы на том свете встретиться с ней.
О синей тетрадке отца, писавшего стихи на древнееврейском языке.
О нашем украинце соседе, угощающем меня яблоками.
О девочке, которая во время Кишиневского погрома потеряла всех близких и живет в нашем доме.
О жизни нашего маленького местечка.
Стараюсь найти свой стиль, своих героев.
Что меня ждет? Мне уже скоро 19, а я еще ничего не сделал в жизни.
Мне нравится Голда, но она такая одержимая. От нее пришло одно письмо. Она в 1905 году переехала в Германию, где изучала ботанику и зоологию в Йенском университете. И в этом же году ездила на 7-й Сионистский конгресс, состоявшийся 14-19 июля в Базеле, в качестве делегата от еврейской общины Малина. Это был первый конгресс без Герцля, который умер год назад. На конгрессе произошел раскол, пишет Голда, большинство делегатов, и в том числе она, считали, что еврейское государство должно быть создано в Палестине – исторической Родине евреев, хотя Англия предлагала Африку. Конгресс решил начать строить еврейские поселения в Палестине, и она собирается в Яффо устраивать еврейские сельские коммуны.
А я оставить мать не могу.
По выходным подрабатываю: учу Сору – дочку хозяина самого большого магазина в Малине. Ее отец смотрит на меня очень благосклонно и обещает зятю оставить магазин. Он пригласил меня с мамой на чай. Я никогда не был в такой богатой квартире с роскошным сервантом, через его стеклянные дверцы светилась расписанная золотом дорогая посуда; стены, завешаны коврами настоящей ручной работы, и в гостиной стояло пианино, на котором Сора, сбиваясь, что-то сыграла.
Но решение мамы послать сватов я решительно отверг. Сора мне не нравилась. Она толстая и глупая, и магазин мне ни к чему, наверное, я буду писателем.
А мама хочет, чтобы я продолжал традицию семьи и стал портным. Сидеть целый день с иголкой над чужими штанами?
На бумажной фабрике, где я работаю в цехе сортировкой древесины, присматриваюсь к людям, их внешностям, характерам, жестам. Мне нравится моя работа на бумажной фабрике. Я изучил все стадии изготовления бумаги и даже предложил, как избавить бумагу от пятнышек, за что получил премию.
Может написать книгу о жизни рабочих?
Мой напарник Остап из села, крепкий добродушный парень, но без царя в голове. Раз пришел на работу сильно выпивший, и я его уложил спать в сарае, а то может остаться без руки – пила никого не щадит. Убирает отходы Кристина, молодая женщина в длинной юбке, ни с кем не общается и постоянно крестится. Уходя домой забирает мешок щепок для плиты, это вообще не разрешается, но у ворот ее знают. Командует нами немец, он говорит, что его предки приехали в Россию при Петре Первом. Он любит чистоту и аккуратность. Я слышал, что он затащил Кристину в кладовку, и она побоялась ему отказать. Это будет мой отрицательный герой.
Директор фабрики обходит все цеха два раза в день: в 10 утра и 10 вечера. Он меня приметил, расспрашивал, кто мои родители, где я учился, и не хочу ли я поехать за границу изучать бумажное дело. Я сказал, из-за больной матери никуда поехать не могу. Сам он хорошо знает бумажное дело и может заменить любого рабочего даже на каландровой машине. По-русски говорит с акцентом. Директор сам беседует с каждым человеком, которого принимает на работу, спрашивает о его семье, житейских и бытовых проблемах. Он считает, что если у рабочего дома все в порядке, он будет хорошо работать и давать большую отдачу.
Это будет мой положительный герой.
Решено. С Нового года начинаю писать роман.
Под новый год пришло письмо от Рона. Он не смог состояться, как артист, но его жена Изабелла оказалась востребована. Она играет в театре на Бродвее, и начала в консерватории брать уроки пения. У нее оказался неплохой голос, так что он живет на зарплату жены, и решил стать ее импресарио. Ездит по театрам и концертным залам, договаривается о ее выступлениях, торгуется о цене.
Иза, так он сокращенно зовет свою жену, очень устает. Когда у нее занятия в консерватории, он приезжает к ней в обеденный перерыв с едой и надувным матрацем. Пока она есть, он надувает матрац, и она может полчаса поспать в парке. Парки здесь изумительной красоты, пишет Рон, дома высоченные и кругом реклама.
Ты, со своими предпринимательскими способностями не пропадешь. Если решишь приехать, первое время поживешь у нас. Приезжать лучше одному, у тебя не будут связаны руки, устроишься, потом вызовешь своих.
Может, уехать в США?