Трагедия любви девчат Кацапстроя

Михаил Ханджей
По следам воспоминаний.

                Трагедия любви девчат «Кацапстроя».

Вместо эпиграфа:

«Невозможно вырвать страсти из душ людских. Пока у нас есть кровь, печень, сердце, артерии, вены  мы не запретим себе испытывать волнений» Пьер де Ронсар (1524-1585. «Трактат о добродетели»)

               
 Если у вас не старческий склероз и вам дорого то, из чего состояла ваша жизнь, пройдитесь по местам, где жили, учились, трудились, любили, и вы всем сердцем почувствуете, что старые дома и улицы хранят тайны прошлого, что есть у них и душа, и память. Только нужно их слышать и видеть так, как это и было в юности вашей.

Мои отрочество и юность, начиная с 1950 года, прошли в городе, который знали во всём СССР –  Ростове-на-Дону. Кто ж не знал знаменитый ворьём Ростов-папу?!

Жил я в Новом городе на улице Горская, которая прямиком через парк упиралась в несколько общежитий строителей, со странным названием «Кацапстрой».  От них ниже, в сторону санатория, располагались жилые бараки, а выше, в сторону нынешней ул. Ларина (бывшая  «Кирпичная») располагалась воинская часть. Эти общаги и поныне находятся между улицами Ларина-Погодина- Башкирская.
В женских общежитиях жили не только приезжие из областей, именуемых на Дону «кацапией», а и со всех хуторов и станиц Дона и Кубани. Так что «Кацапстрой» - это как бытовая кликуха, и не более.
 
 Притягательной силой «Кацапстроя» были, конечно, девушки! Тут же, меж общаг, были танцплощадка и знаменитый «Дунькин клуб» как его презрительно называли, а вообще-то - «Красный уголок». Я и Юрка Зубачёв были постоянными его посетителями. Танцы были прямо во дворе, под радиолу.
             
 Разумеетя, я, шестнадцатилетний рабочий паренёк, по субботним вечерам, прифраерившись по моде тех лет, летел на танцплощадку в «Кацапстрой», как на крыльях любви. В то время, по младости лет своих, страдал я «любовной горячкой» с чУдной Галочкой Ореховой с улицы «Сельская», что пролегала  по-над  захиревшей речкой, именуемой  «Амазонка».  Но об этом я расскажу в другой раз...


 
А сейчас поведаю  кратенько о жизни обитателей «Кацапстроя.


Итак... Девушкам, под любым предлогом уехавшим из хуторов, станиц и деревень в город, и, в основном, прошедших обучение в «ремеслухе», было лет от пятнадцати до семнадцати, и были они изумительны своей молодостью. В них было волшебное  «нечто». Это «нечто», природою в них вложеное, притягивало магнитом мужчин всех возрастов. Они их «любить» хотели. Девушки часто крутились возле воинской части, расположенной через дорогу от их общежитий.

 
Разные пути и судьбы вели девчонок и девушек в «Кацапстрой», как и Оленьку, сироту. Её папу, орденоносца войны, посадили, объявив «врагом народа» уже после войны, в сорок седьмом, а за что, про что - она не знала. Как она помнила, папа ушёл на работу и не вернулся. К вечеру пришли здоровенные дядьки; во флигельке, в котором жили счастливые папа, мама и четверо их детей, перевернули всё вверх дном, забрали все отцовские за войну награды, до единой фотографии, документы, и ушли. Мама с детьми остались без куска хлеба, но до этого никому дела не было. Даже соседи избегали встречаться с горемыками.
- Без дела не сажают, - говорили они, и, от греха подальше, отворачивались. Детей несчастная мать не могла прокормить, и не плакала, а выла волчицей! Едва Оленьке исполнилось девять лет, мама умерла. Детей забрали в разные детские дома. Каким-то чудом Оленька  избежала той участи. Росла и воспитывалась у своего дяди, вечно пьяного сапожника, потерявшего ногу в боях за Родину, который сам недоедал и племянницу не баловал разносолами, а колотил, под пьяную голову, колодкой. Собутыльники дяди, бывшие фронтовики, всегда были пьяны, злы, им хотелось «любви» и разрушения. И, когда Оленьке ещё не было десяти изнасиловали . На её ужасающий живую душу крик откликнулся лишь пьяный дядин голос:

- Рот, рот ей зажми, - засел в Оленьке.

По ночам она вновь и вновь переживала тот страшный вечер, когда, задыхаясь, боролась отчаянно, и старалась укусить хватавшие её жёсткие пальцы, хватавшие её то за волосы, то за худенькие ножки, свой придушенный крик и провал сознания. Когда очнулась, дядя пригрозил: - Кому пикнешь, забью.
Деваться было некуда. Оленька замкнулась и, … поплакав, смирилась.

 
 Как только закончила седьмой класс школы, пошла в одну из строительных контор и умолила принять её на работу. Взяли. И как она радовалась, когда ей предоставили койку в женском общежитии! Она ведь не знала, что кроется в стенах общаги. Но скоро узнала!

 Жизнь «кацапстроевской» общаги кипела, и кипела в полном, обычном ежедневном своём разгаре, а с вечера субботы и до утра понедельника особо «гудела». По коридору бродили и сновали взад и вперёд какие-то непонятные личности,  а непрерывное людское движение и хлопанье дверей, какой-то неестественный смех, и вполне естественная ругань, накладывались на скрип пружин железных коек и взвизгивание девиц...

...То из одной комнаты слышится песня-тоска: «где-то плачет иволга...», а из другой какая-то развесёлая девица выдаёт куплеты:

«А мы с милым у метра миловались до утра.
Миловались бы ещО, да болит влагалищО».

- Машка, дура недоделанная, заткнись со своим «влагалищОм» - кричит, проходящая по коридору рыжая деваха в расстёгнутом до ниже пупа халате.  Оленька была в ужасе от такой разнузданной свободы девчонок. И когда девчонки её комнаты говорили ей: «Олечка, к нам хахали сейчас пожалуют, давай познакомим, в любовь поиграешься», отвечала:

 - Не надо мне никакой любви, - и выходила из комнаты.

А куда идти?  И решила она пойти к комсомольскому секретарю в их общаге, Лидочке. Приоткрыла незапертую дверь и...

 ...Комсомольская секретарша сидела у парня на коленях, а парень азартно её «любил». Увидев Оленьку, Лидочка судорожно дыша, процедила сквозь зубы:

- По-по-попозже, О-о-олечка, заа-зайдёшь.

 

...Оля с ужасом в глазах, и с заколотившимся сердцем, закрыла дверь, прижалась к стене... Чуть придя в себя, она зашла в свою комнату, легла в свою постель, отвернулась лицом к стене, заснула лишь под утро. Всю ночь в комнате шёл «гай-гуй».
 
  ... В понедедьник она была не в силах идти на работу.
 
- Уберёшь тут всё, - сказали ещё не очухавшиеся от бурной ночи девчонки. Нахлобучили на себя рабочие робы, и ушли.

В комнатах ещё не успели убрать бутылки спиртного после прихода парней после танцев в субботу. Растерзанные «любовью» скрипучие металлические кровати в пуху с подушек, как и по всей комнате, а на стульях не лежали, а валялись женские разномастные трусы и лифчики.

С отвращением Оля убирала последствия «любви», и слёзы лились по её щекам. Но деваться было некуда. И она, замкнувшись, как тогда, после изнасилования её дядей с собутыльниками, жила в аду общаги. Её, может быть, затравили бы, но Оля замечательно играла на гитаре и пела за душу щемящие песни. В будние вечера, после работы, девчонки просили её спеть. Она не отказывала и начинала:

«... Виновата ли я, виновата ли я,
 виновата ли в том, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожит,
когда песню ему я пою?...».

И у этих девчонок, наворачивались слёзы. И они просили её: - Оленька, солнышко ты наше нецелованное, спой «На Варшавском ...».
Ольга, волшебно перебирала струны, пела:


    «На Варшавском на главном вокзале
    станционный смотритель прошёл.
    А на лавке под серой шинелью
    пригорюнив сидел капитан.
    Перед ним, опустясь на колени,
    вся в слезах стоит Нюша-краса.
    Её взор, такой грустный, печальный,
    По плечам распустилась коса.
  - Ах, останься, останься, мой милый,
    Пожалей, не губи ты меня.
    Вспомни наше ты прежне свиданье,
    Говорил, что навек я твоя.

 И девчонки со слезами на глазах, подхватывали:
  - «Говорил, что навек я твоя».

 А Ольга рвала им душу:
    - «А тепрь, что с тобою случилось?
   На меня ты совсем не глядишь.
   Полюбил ты, наверно, другую,
   Злое что-то на сердце таишь»...

 Кто-либо из девчонок ставил на столик бутылку вина. Не смахивая слезинки , катившиеся по щекам из болью наполненных глаз, и каждая со своей думой, пили. А песнь-тоска, как бы раскрывала их прежне свиданье:
«...как косою своей золотистой
     я тебя и свой стан обовью»

   - Олюшка, сыграй «Миленький ты мой» - просит красавица Дарья с Кубани, глядя в окно, под которым прохаживался сержант, судя по всему, вскоре подлежащий демобилизации.
 ... Ольга перебрала струны гитары. И в распахнутое окно полился голос степнячки:
                «Миленький ты мой,   
  Ты возьми меня с собой.
  Там, в краю далёком,
  Буду тебе женой. ...»

И вдруг сержант в ответ на голос Дарьи крикнул: - Девчони, вы так здорово поёте! - А ты, голубчик, иди к нам, мы тебя не только запоём, но и зацелуем, - прильнув к окну и смеясь, затараторили девчонки. - Иди. Мы тебя у вахтёрши ждать будем, а то тебя она одного не пустит.
Дарья встретила его, сказав вахтёрше, что это к ней он пришёл.

Когда он вошёл в комнату, Ольгу будто молнией пронизало, а отчего она и сама
не знала. Видимо оттого, как подметил Ги де Мопассан, любимец женщин и их большой знаток:
- «ЖЕНЩИНА никогда не знает почему она поступила так, а не иначе в данную
минуту. Они и сами не знают этого, потому что они игрушки своей капризной
чувственности, безрассудные рабыни случайностей, обстоятельств, впечатлений,
встреч и прикосновений, возбуждающих их душу и тело.»

 Знакомясь, Ольга подала сержанту руку. Настала ни с чем не сравнимая радость
первого рукопожатия, когда, помимо воли, одна рука спрашивает: «Вы меня любите?»,а другая отвечает: «Да, я хочу быть любимой тобою и любить тебя».
 
От этого мгновенного ощущения в Ольге что-то вскрикнуло. Она попыталась
высвободиться от этого захватившего её чувства, но не смогла, и она сдалась, не в силах сопротивляться.

...Александр стал ей нужен, как воздух, как смысл жизни женщины – быть
любимой, быть женой и матерью детей. И когда она почувствовала в себе зарождение
новой жизни, радости её не было конца!

 В тот вечер, когда она пришла с работы, Александр уже сидел в комнате
общаги за столом с бутылкой вина в компании с Дарьей, той, с Кубани.

С трепетом Оля сообщила свою радость. Он ухмыльнулся и бросил ей в лицо:
 - А как ты можешь доказать, что беременна от меня? А может, ты от дядюшки своего забрюхатела. Да мало ли от кого?! Давайте лучше выпьем!

 Как гром среди ясного неба на Ольгу обрушилось предательство любимого ею человека. Она ошалело смотрела на Александра. Что-то зловещее сверкнуло в её глазах.
- Давайте. Я сейчас на кухню сбегаю и принесу закусь на помин любви.

Странно хихикнула и выскочила из комнаты. Через пару минут она зашла в комнату, держа в одной руке тарелку с салатом оливье, а другую руку держа за спиною.
 
- Ну, вот теперь, милый мой, мы помянём нашу любовь. Дай я тебя, Сашенька, на прощанье обниму, - сказала она, стоя позади него. Обняла не так, как всегда, а жёстко приподняв его голову за подбородок. Сверкула сталь кухонного ножа и кровь хлынула из перерезанного горла сержанта на его мундир. И Ольга, с брызнувшими из глаз слезами, запела:
  «Виновата ли я, виновата ли я,

Виновата ли в том, что люблю?

Виновата ли в том, что мой голос дрожал,
   
Когда пела я песни ему?
 
Первый мой поцелуй он срвал с моих губ,

Как душистую ветку сирени,

А второй поцелуй я дарила ему,

Когда в парке ложилися тени...»

Эпилог: - скорая, милиция, статья «За умышленное убийство», тюрьма...