О Ремарке. 8 глава. Нужно верить в будущее

Ирене Крекер
Глава восьмая
Нужно верить в будущее

Моргулисовские чтения
3 декабря 2022 года в Норт Порте (Флорида) прошли первые Моргулисовские чтения. В посмертном письме Михаил Зиновьевич Моргулис говорил: «Ищите мои книги, статьи, записи на дисках DVD и CD. Во время просмотра, прослушивания или чтения мы сможем с вами мысленно понимать друг друга, и даже чувствовать».

Ремарк и Моргулис

И.К. – Судьба и творчество Э.М. Ремарка – уникальны. Прошло более полувека после его смерти, а он актуален и сейчас, как никогда ранее. Думаю, что в современном мире нет писателя-пацифиста подобного масштаба.

И.В. – К счастью, есть! Я говорю о Михаиле Зиновьевиче Моргулисе. Мне посчастливилось помогать ему в работе «Духовной Дипломатии». Он был моим Другом, Учителем и Духовным Наставником.

И.К. – Духовная Дипломатия? Звучит непривычно.

И.В. – Всё, что делал Моргулис, было непривычным, выходящим за пределы понимания с точки зрения времени и возможности всё успеть. Писатель, богослов, политолог, радио- и телеведущий, издатель, редактор, дипломат, общественно-политический деятель, почётный консул Белоруссии в США. В одной только Америке он способствовал созданию в Уитоне-Чикаго русскоязычного издательства «Славянское евангельское общество», которое переводило христианских мыслителей Запада на русский язык, выпускал русские литературные издания в Америке «Литературное Зарубежье» и «Литературный Курьер». В СССР, в Москве, он на 4-ом телеканале (НТВ) вёл первую христианскую телепрограмму на русском языке – «Возвращение к Богу». М.З. Моргулис написал более 10 книг, в том числе: «Тоска по раю», «Сны моей жизни», «Духовная Дипломатия», «Один на один с жизнью» и некоторые другие.

И.К. – «Духовная Дипломатия» – это книга Моргулиса?

И.В. – Не только книга. Это, прежде всего, – движение. Интересно, что идея создания «Духовной дипломатии» родилась в 1991 году, когда в СССР впервые приехала большая представительная делегация христианских лидеров Америки. В составе этой делегации был и М.З. Моргулис. Кульминацией визита стала встреча делегатов с Михаилом Горбачёвым, Генеральным секретарём ЦК КПСС, в бывшем кабинете Сталина. Это потом назвали прорывом духовного железного занавеса. Именно тогда в Кремле Моргулис понял, что пришло новое время. Можно сказать, с благословления Михаила Сергеевича Горбачёва и начался фонд «Духовная дипломатия». Основная концепция «Духовной дипломатии» – это стремление преодолевать конфликты внутри и между странами с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. Например, если произошёл конфликт между мусульманами и христианами, то, значит, надо взять Коран и Библию, найти в них идентичные тексты и оперировать ими во время переговоров с этими сторонами. Духовная дипломатия напоминает людям о схожих ценностях народов. Она призывает к миру, любви, спокойствию, терпению. Ещё тогда, много лет назад, Михаил Горбачев говорил, что ему очень нравится эта новая концепция, но она – утопическая для нашего циничного времени.

И.К. – Потрясающе! Ведь это то, к чему стремился Ремарк: найти взаимопонимание между людьми не с помощью войны, а на основе их общих ценностей. Всё его творчество пронизано социально-философскими взглядами, согласно которым необходимо полное исключение войны как метода разрешения противоречий. По мнению Ремарка, этого можно достичь, лишь анализируя гуманистический опыт прошлых поколений, используя его на практике и не допуская впредь никаких войн.
 
И.В. – Вы знаете, в одном из интервью Моргулис сказал, что он «начинался из других». Мы ведь, действительно, начинаемся всегда из других, сами того не осознавая… «Большое влияние на меня оказали великие Хемингуэй, Стейнбек, Эрих Мария Ремарк… И, конечно, Иван Бунин. Я считаю его лучшим стилистом в русском писательском мире. Он получил Нобелевскую премию ещё в 1938 году, живя в эмиграции в Париже. А потом уже пошли личные контакты, дружба со многими выдающимися мастерами пера. Такими, как Виктор Некрасов, Наум Коржавин, Василий Аксёнов, Евгений Евтушенко. Вот так я начинался из других».

И.К. – Какая глубокая мысль! Начинаться из других... Мы ведь, действительно, начинаемся из других людей и событий. Ремарк начинался из войны... В культовом романе «На Западном фронте без перемен» он неслучайно устами одного из героев предлагает при объявлении войны устраивать нечто вроде народного празднества, где будет музыка и даже входные билеты, как во время боя быков. И пусть выходят на арену министры и генералы враждующих стран. И они сами, вооружённые дубинками,  схватятся друг с другом. Кто из них останется в живых, тот объявит свою страну победительницей. Это было очень важной мыслью Ремарка: сделать войну проще и справедливее, поскольку на фронте воюют и погибают ни за что просто не те люди, кому нужна эта война. А что думал о войне Моргулис?

И.В. – Моргулис часто повторял: «Война – это, когда бандиты одной страны воюют с бандитами другой, только, к сожалению, воюют не своими руками и жизнями». В интервью белорусской газете «Звезда» 26 августа 2019 года Моргулис твёрдо сказал: «Я вообще не люблю насилия ни в каком проявлении – ни со стороны власти, ни со стороны её оппонентов. Я говорю: если мы возражаем в этой жизни против чего-либо и мы – цивилизованные люди, мы не можем создавать баррикады. Это возможно в экстремальных ситуациях для того, чтобы защищать свою жизнь. Легко разрушать, а вот строить очень трудно. Поэтому любые революции, любые потрясения разрушали, а потом ничего не могли сделать. У меня был диспут в одном университете в Америке, и я там тоже говорил, что любое потрясение несёт за собой насилие. Война – это самое страшное потрясение».

И.К. – М.С. Горбачёв говорил, что «Духовная дипломатия» – утопия, и, по правде говоря, с ним трудно не согласиться. И сегодня кажется, что Горбачёв рассуждал правильно. В мире утончённого цинизма, лицемерия и актёрской игры, каковой зачастую является публичная дипломатия, возможна ли хоть какая-то духовность? В наше время зачастую даже просто говорить правду опасно и глупо. И вдруг фонд и движение «Духовная дипломатия» предлагают решать конфликты с помощью  духовных ценностей?

И.В. – К сожалению, это так, но всё равно мы живём в мире, где духовные ценности стали главными для народов. Концепция «Духовной дипломатии» – остановить конфликты в мире (военные, религиозные, между странами и внутри стран), но не с помощью традиционных дипломатических методов, а с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. Если мы пытаемся привести к миру, то мы должны использовать идентичные духовные ценности. Найти подобные, схожие идеи, и они, поверьте, есть. Вот, например, когда во Вьетнаме была полугражданская война, противостояние буддистов, христиан, мусульман, Моргулис и другие представители «Духовной дипломатии» ездили туда. Они брали Трипитаку, Библию и Коран, и находили в них тексты, в которых говорилось о мире и любви. В итоге получилось достичь успеха и не допустить кровопролития. Вьетнам – коммунистическая страна, где запрещены были церкви. Они были только для иностранцев – одна или две. Фонд «Духовная дипломатия» добился регистрации в стране сорока церквей. Представители фонда объяснили руководству страны, что Америка не даст им кредита. США – страна с христианскими ценностями, а во Вьетнаме нет религиозной свободы.
Были, конечно, и неудачи, не до всех доходят подобные доводы. Даже братские народы порой трудно примирить, что уж говорить о людях разных религий и культур. Самое трудное – общаться с мусульманами, потому что у них другая диалектика, и разные мусульмане придерживаются разных сур Корана. Например, террористы опускают моменты, в которых говорится о любви. Для них убить неверного – не грех. В Ветхом Завете тоже есть моменты «око за око», но мы ведь не живём по нему, мы опираемся на Новый Завет, который оставил Христос, на любовь, которой учит Евангелие.
И.К. – Соглашаюсь, но считаю, что мир вошёл в новый очень сложный виток истории. Происходит деградация, причём и в политике, и в общественной жизни, и в литературе. И это – всемирный процесс. Мы оказались в мире материализма, который сам по себе – большое искушение. И здесь же – искушение властью, искушение деньгами. Я считаю, что такая же деградация или, как немцы говорят, суррогат, происходит и в отношениях людей. Слова «любовь», «дружба», «порядочность» потеряли изначальный смысл. Я так понимаю, что альтернативой этой деградации вы считаете именно духовную дипломатию?

И.В. – Конечно! Посмотрите, все духовные книги похожи, потому что они предполагают любовь к человеку. Духовная дипломатия предлагает постоянно видеть в оппоненте творение Божье и вести переговоры на основании любви.

И.К. – Прекрасное созвучие с Ремарком. Ведь, всё, что он создал – это основа Любви и Надежды на здравомыслие. В том же романе «На Западном фронте без перемен» Ремарк размышляет, как легко чей-то приказ может сделать людей врагами или друзьями.

И.В. – Моргулис чувствовал Ремарка всей кожей. «Выйдя из Ремарка», он понимал, что Бог не делит людей по Церквям, а любит всех одинаково. Это люди разделили Церкви. Поэтому Моргулис стоял над деноминациями. Он построил удивительную часовенку, в которой встречались люди разных конфессий. Они вместе молились и были в беде и в радости вместе. В одном из интервью, которое Моргулис дал порталу «Другие новости» ещё в 2007 году, он остро поднимает вопрос веры, служения, церкви и религии:
«Смотрите, как в народе говорят об официальной церкви? Мол, святые отцы продают, пьют, делают всё за деньги и т.п. Раньше, только о них говорили, сейчас будут говорить и уже говорят так о протестантских пасторах. Хотя и в том, и в другом случае нельзя говорить обо всех огульно. И в православии есть много прекрасных и светлых подвижников, и в протестантстве – большинство смиренных и чистых людей. Но по поводу лидеров протестантских общин у бедного народа складывается предубеждение, что то, что дают им на развитие церкви, они пускают на развитие своих домов, машин, семьи… Вот так говорят люди, по-русски, а не по-французски… А разве это не так? Я о другом вспомнил. Был такой Робин Гуд. Банда Робина Гуда грабила людей и отдавала деньги бедным. У нас тоже есть такие Робины Гуды, но они никого не грабят, им все сами отдают. Почему многие ушли в религию? В банде или бизнескомпании надо было рисковать. А тут люди сами приносят – намного же выгоднее. Поэтому и такое отношение: религия стала выгодным бизнесом. А разделение церквей! Это тоже трагедия. Даже великие, умные, достойные люди соединить Церковь в один организм до сих пор не могут... В мире ежедневно происходит борьба между плотью и душой. И душа, к сожалению, часто в этой борьбе проигрывает. Поэтому я надеюсь, что правление Бога за счёт Его милости, Его небесного характера, может изменить всё в этом мире, и церковь, и головы, забитые неверным пониманием о том, кто такой Христос и что же есть христианство. Пока внешне церковь не проигрывает: она возрастает, она активна, динамична. Но она перестала быть духовным аппаратом, звеном между Богом и человеком, стала социальным инструментом и, в основном, только потребительским механизмом. И должность пастора стала потребительской должностью... Считаю, что без Бога все эти процессы решить невозможно. Всё равно жизнь будет развиваться по каким-то своим законам, в которые Бог вносит Свои коррективы. И именно это произойдёт и в религии. Может быть, как часто бывает, всё придуманное людьми, всё позолоченное, рухнет в одночасье. Как рушатся империи».

И.К. – Действительно, и Ремарк в своих поисках Бога всегда разделял церковь, религию и веру. Для меня очень показателен в этом плане «Чёрный обелиск» Ремарка, в котором главный герой, Людвиг, рассуждает о Боге и религии, дискутирует с толстым и сытым священником Бодендиком, который любит, попивая дорогое вино после сытного обеда, рассуждать, что Бог – всепрощающий и милостив, и что он любит каждого. На что Людвиг, прошедший все круги ада в окопах Первой мировой войны, пытается понять, почему Бог обрушивает на человека несчастья и несправедливость.

И.В. – И главным ответом всем рассуждениям является «Время жить и время умирать»
Э.М. Ремарка. В подвале церкви Святой Екатерины герой увидит железные кольца для пыток и казни ведьм и еретиков, применявшиеся в Средневековье во имя Господа и христианской любви к ближнему, которые в тех же целях применяются в концлагерях. Именно желание объяснить странные деяния последователей сына Плотника из Назарета и знать меру собственной вины за содеянные преступления приводит его к Польману, учителю Закона Божьего.

И.К. – Удивительно, как перекликаются судьбы и размышления Ремарка и Моргулиса – двух талантливых людей и пацифистов. Уверена, тема любви и одиночества объединяет их также. Для меня важны самые пронзительные слова Ремарка о той капле тепла, которую может дать один человек другому, и как это необходимо.

И.В. – И тогда вспоминается важная мысль Моргулиса: «Завтра приходит редко, послезавтра – крайне редко, скажите о своей любви сегодня». И дальше голос Моргулиса продолжает Ремарка: «Когда закончится любовь в этом мире, то в это же время закончится кислород для всего живого. Поэтому ежедневно, ради имени Христа, терпите друг друга и, если можете, чуть-чуть любите друг друга. Любви и денег не бывает слишком много, любви и денег всегда не хватает. Но есть одна тайна. Вам может не хватить денег, но всегда хватит любви, чтобы сделать счастливым другого человека. Любовь прорастает на земле терпения. Как в семейной, так и в политической жизни, цветы любви могут вырасти только на земле терпения. На другой земле они засыхают».

И.К. – Оба писателя словно дополняют и продолжают друг друга через разделяющие их десятилетия. Их волнует тема мира и войны и как остаться человеком в любой ситуации, тема одиночества и любви как основы для всех живущих.

И.В. – Оба – последние романтики. Они ищут светлой и возвышенной любви в водовороте событий, войны, разных судеб. «И всё смешалось: ... молитвы праведные и чёрные, голоса ангелов и шёпот змей, всё было вместе, и лишь отдельно молча стояла тень; это, наверное, была любовь» (М. Моргулис «Тоска по раю»). Наверное, была Любовь. Я уверена, что это была Любовь! Ведь именно Любовь в их творчестве и жизни – такая виртуозная гармония единства музыки, живописи, литературы! Так от неё пронзительно-остро-щемяще-больно... Всё рассказанное, подаренное нам Ремарком и Моргулисом, читается как очень личное, со слезами, которые не хотелось бы, чтобы кто-нибудь увидел. Нужно время, чтобы просто пропустить через себя весь поток их мыслей и чувств. Творчество обоих писателей, их жизни – изумительная игра флейты, на которой иногда играет наша душа. Как особо ими сказано о Жизни и Смерти, о Войне и Мире, о нашей связи с Господом, о погоне за временем, о праздной суете и опустошённости, об эмиграции, об одиночестве, о любви, о великом и мелком, о ежеминутном и вечном... И всё с такой мелодией, ритмом и пульсом, что захватывает дух.

И.К. – И возвращаясь к теме пацифизма. Ремарка обвиняли в недостаточном патриотизме. Ведь будучи человеком мира, Ремарк стоял над патриотизмом отдельной страны, призывая остановить все войны.

И.В. – Боюсь, это обвинение касается и Моргулиса. Ремарк стал человеком мира в силу сложившейся ситуации, когда нацисты лишили его гражданства. Моргулис эмигрировал в США в 1977 году, став человеком мира тоже в силу жизненной ситуации. Он не просто приезжал в Россию, Украину, Белоруссию, практически жил в этих странах. Он пытался наладить мир в Чечне. Посещал Беслан, Грозный, другие горячие точки. Моргулис рассказывал, что не везде радостно встречали его и других представителей «Духовной дипломатии». Были случаи, когда наставляли оружие и спрашивали, что им там нужно. Не понимали, что приезжали они из-за любви к детям, которым хотели помочь, поддержать в трудный момент жизни. Моргулис помогал многим сиротам и не только в зоне боевых действий. В Белоруссии, например, посещал дома-интернаты в Гомеле, Червене, Ивенце. В Украине и России поддерживал более бедные детские дома и мечтал, если Бог даст, построить две церкви – в Москве и в Киеве, чтобы в них говорилось о мире, примирении, братской любви. К сожалению, Бог не дал этого времени. А может, к счастью, не дожил Михаил Зиновьевич до того страшного времени, когда говорить о мире, примирении, братской любви в Москве и Киеве неизвестно когда придётся.

И.К. – Мы, действительно, живём в страшное время, когда неизвестно, что же – к сожалению, а что – к счастью.

И.В. – Ещё до 24 февраля 2022 года Моргулис с радостью рассказывал об очередной победе «Духовной дипломатии», связанной с его посещением Украины. Они вели переговоры по обмену пленными между Киевом и Донецком и добились успехов. Кроме того, вывезли 67 автобусов с детьми, которые в Донецке и в Луганске жили в невероятно жутких условиях: в подвалах, в бараках. Расселяли их вместе с родителями в Киеве. Им помог мэр, выделил специальный дом для этих людей. Моргулис со своим другом Тимофеем Нагорным привёз в госпиталь мальчика Колю Новаковского, которому снарядом оторвало две ноги и руку и повредило глаз. Известные спортсмены помогли сделать для Коли протезы. Ему дали возможность учиться, даже научили плавать. Моргулис повторял в своих интервью: «Глубоко в душе я очень надеюсь, что новый президент Украины Владимир Зеленский и Владимир Путин как-то всё же договорятся. Мы тоже стараемся, прикладываем усилия».

И.К. – Не договорились. И сколько теперь таких мальчиков и девочек. Сколько страдания и боли. И так громко слышатся размышления Ремарка в его произведениях о целесообразности войн и о том, кому же это надо.

И.В. – И в том же романе «На Западном фронте без перемен» находится ещё один горький ответ: любому кайзеру, чтобы прославиться, нужна хотя бы одна война.
И.К. – И звучит набатом ремарковское переживание о том, что даже, если фронтовики останутся в живых, то будут ли они вообще жить.

И.В. – И отвечает Ремарку Моргулис, вплетаясь органично в ткань наших диалогов: «Если говорить неправильно, я – пессимистический оптимист. Я не верю, что человечество может само выбраться из ямы, в которую оно влезло. Бог дал нам право выбора, и в результате мы оказались в яме. Из этой ямы есть путь только наверх, только наверху есть спасение. Выползти из ямы чрезвычайно трудно. Это кровавый путь. Но в яме, если её продолжать рыть – что мы сейчас и делаем – зароешься ещё глубже и безнадёжней. И станешь ещё грязней. Спасительный путь – только наверх. Наверху – небеса. Наверху – Бог. Путь из ямы лежит к Нему. И ещё скажу, что самому человечеству из этой ямы-пропасти не выбраться, не хватит сил. И я верю, я не просто надеюсь, я верю, что Бог должен протянуть нам Свою спасающую руку. Наверное, миллионы американцев и миллионы других людей обращаются к Нему с такой просьбой. Я знаю, Он не оставит нас одних, хотя мы – ужасно плохие Его дети. Ведь Он – Отец милости и любви. И я верю, Он скоро протянет нам руку».

И.К. – И всё же, есть пути спасения!

И.В. – Несомненно! В нашей всеобщей молитве – огромная сила. Сейчас всё в мире стремительно меняется, в том числе и понятия о взаимоотношениях между государствами и людьми. Возникают новые идеи, которые раньше казались утопическими. Представляете, если бы сто лет назад кто-то сказал, что хочет запатентовать компьютер или видеотелефон, его бы сочли безумцем и могли отправить в сумасшедший дом. Всему своё время, как говорил премудрый Соломон. Сегодня пришло время для «Духовной дипломатии» – сравнительно новой духовно-политической концепции, разработанной М. Моргулисом. Хочется верить, что после его смерти концепция, которая стала Движением, продолжит свою жизнь. И мы сможем останавливать конфликты и войны с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. Любые конфликты – и военные, и национальные, и религиозные, и этнические. Традиционные формы дипломатии изживают себя. Никто не верит дипломатам, и дипломаты не верят друг другу. Но все народы очень бережно относятся к своим духовным ценностям. Я уверена, зная это и применяя на практике, мы сможем добиваться прекращения войн и ненависти!

И.К. – Это – ещё один аргумент в пользу того, что нам необходимо читать миротворцев Ремарка и Моргулиса. Их произведения, как зелёные травинки, пробивающие асфальт равнодушия и чёрствости и равнодушие ненависти. Как светлые солнечные лучи от Господа нашего.

И.В. – Действительно, читая и Ремарка, и Моргулиса, я испытываю постоянную радость общения-приобщения, прикосновения к чему-то очень важному, главному, необыкновенно прекрасному и лично мне необходимому. Это – как погружение в ледяную водную гладь, глубинную, простую и таинственную одновременно. Это – как долгая дорога к самому себе. Когда памятью сердца узнаёшь любимые запахи: запах скошенной травы и запах сгоревших листьев. И в медовом золоте этих запахов появляются образы, слова, голоса и картинки прошлого. Ведь можно открывать страны, континенты, другие планеты. Иногда может показаться, что открываешь мироздание, когда в ночи слышны тихие шорохи и что-то пробормочет первая утренняя птица. Или, когда со страшным гулом срываешься с утёса Жизни и летишь в пропасть Сна, где тебя догоняет Смерть. Где война пытается соперничать с миром! И кажется, будто понятно стало вдруг Нечто, что ты почти можешь выразить словами. И в быстротечности мгновения, в наступившем новом миге, Душа, соприкоснувшись со словом другого человека, понимает, что глубина неизведанна, и Познание, ускользающее утренним туманом, всё ещё где-то рядом.

Понять Моргулиса, как и в своё время Ремарка, пытаются очень многие, кто знал лично Михаила Зиновьевича или слышал о нём. Очень интересны и, абсолютно точны лично для меня, размышления Игоря Михайлова о Моргулисе:
«Друзей не бывает много. Возможно, что друг всего один в жизни. Мне повезло, у меня есть друг. Михаил Моргулис – мой друг, настоящий друг, который не продаст и с которым можно куда угодно, хоть в разведку. Таких людей обретают! Для него не существует чужих. Все – свои, весь мир: Украина, Россия, Америка, Белоруссия, Корея, Италия и т.д., всё, что живо, интересно и даже не интересно. А ещё удивительно его качество – склеивать осколки расколовшегося, сводить вместе несводимое: людей, вещи, животных. Этим своим даром он так привязывает к себе, что через некоторое время его уже мало, его не хватает. И ты уже начинаешь хватать ртом воздух, как будто тебе перекрыли кислород. Но он всегда был и есть. И будет!».