038 Лысые горы в натуре, фольклоре и искусстве

Виорэль Ломов
Раздел 2 Европа

038 Лысые горы в натуре, фольклоре и искусстве

Лысые горы — реальные горы (холмы), разбросанные по всему свету. Это и элемент фольклора, который связывает их с нечистой силой и шабашем ведьм. Лысые горы — места силы, — утверждают эзотерики. Многие из лысых гор являются продуктом воображения мистически настроенных поэтов, писателей, композиторов.

Лысые горы издавна являются предметом народного творчества; у славянских и германских народов — излюбленным. Это неслучайно, как неслучаен симбиоз добра и зла, красоты и уродства. Народ не может не волновать вечное противостояние истины и лжи, и временная победа одной над другой. Это два сообщающихся сосуда, питающих нравственность и духовность человека. И как в мире есть священные горы, связанные с богами и со святынями, точно так же есть лысые горы, «повязанные» нечистью. Горы, бывшие некогда алтарями языческих культов и жертвоприношений, обиталищами богов, со временем превратились в места гульбищ бесов и фурий и дьявольские «танцплощадки на свежем воздухе». О том повествует устное и песенное творчество нынешних жителей глубинки и собранные фольклористами тома преданий, сказов, легенд.

Масла в огонь подлили и художники, тонко чувствовавшие грань дозволенного и недозволенного и умело (иногда чересчур) показывавшие ее. Достаточно назвать несколько знаменитых произведений. Трагедия «Фауст» И.В. Гёте (см. очерк «Гора Брокен»). Романы «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия» М.А. Булгакова. Роман «Вальпургиева ночь» Г. Майринка. Фантастическая симфония Г. Берлиоза. Опера «Фауст» Ш. Гуно. Сюита А. Дворжака «Из Шумавы», ор.68. Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» М.П. Мусоргского (ред. Н.А. Римского-Корсакова). Кантата Ф. Мендельсона «Вальпургиева ночь», op. 60.

Само название горы гипнотизировало писателей, сообщавших о ней, как о сатанинском месте, бравших ее в качестве метафоры или сравнения, а порой и просто так, для красного словца. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой, Н.С. Лесков, Ф.К. Сологуб, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, братья Стругацкие писали о лысых горах. Л.Н. Толстой в «Войне и мире» 50 раз упомянул поместье генерал-аншефа князя Н.А. Болконского Лысые горы. Правда, князь был чужд всякого суеверия и не он дал название своей деревеньке. Иногда прозаики прямо не называют Лысую гору, но речь идет именно о ней, поскольку контекст — о торжестве нечистой силы. «С северной стороны всё заслоняла крутая гора и подошвою своею оканчивалась у самого двора… Обнаженный глинистый вид ее навевал какое-то уныние». (Н.В. Гоголь, «Вий»). Мистик Булгаков дважды обращался к описанию Лысой горы, но в первый раз реалистично. Вот как он описал в «Белой гвардии» взрыв на артиллерийских складах и пожар на Зверинце в Киеве 6 июня 1918  г. «На Лысой Горе произошел взрыв. Пять дней жил после этого Город, в ужасе ожидая, что потекут с Лысой Горы ядовитые газы. Но удары прекратились, газы не потекли, окровавленные исчезли, и Город приобрел мирный вид во всех своих частях, за исключением небольшого угла Печерска, где рухнуло несколько домов». В «Мастере и Маргарите» лысая гора предстает в двух ипостасях. «Солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением». Здесь Лысая Гора — Голгофа, на которой распяли Иешуа (Иисуса). «Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву. За этим обрывом внизу, в тени, лежала река. Туман висел и цеплялся за кусты внизу вертикального обрыва, а противоположный берег был плоский, низменный». А здесь меловая круча — самая «натуральная» бесовская гора, на которую приземлилась прилетевшая на щетке из Москвы ведьма Маргарита.

Лысых гор в мире, наверное, не меньше, чем лысых мужчин. Вообще-то и название своё они получили за сходство с лысиной. Их верхушки то и дело вытаптывались толпами бесновавшихся «танцоров» и выжигались молниями, которые метали боги в чертовы места. В одном только Киеве, как утверждают некоторые историки — прародине лысых гор, их насчитывают 13, в американском штате Калифорния их больше полусотни. «Лысых гор на свете немало. Чуть ли не в каждом городе есть своя Лысая. Даже там, где нет гор». (С. Головачев). Не все они связаны с нечистой силой. Хотя почем знать; может сами люди заносят ее туда? У знаменитых лысых гор, отмеченных потусторонним клеймом, есть своя важная и единая функция. Они предназначены для шабаша. Где бы они не находились — гора  Брокен (Блоксберг) и Шварцвальд в Германии, Киевская Лысая гора (Девич-гора)  в Украине, Лысая гора под Алексиным в России, Лыса-Гура в Польше, Шатрия в Литве, Бабья гора в Чехии и Словении, Домен в Норвегии, Блокула в Дании и Швеции, Кепелин в Финляндии, Монтан-Пеле на острове Мартиника — все они готовы принять в Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая нечистую силу со всего света. Это не единственный день торжества темных сил. Тут целый набор дат и примет. Скажем, у русских главные сборища происходили 3 раза в год: на коляду (Рождественский сочельник), на Масленицу и в ночь Ивана Купала 24 июня (7 июля).

Что же такое шабаш? Это торжественное ночное собрание темных сил в темное время суток. Сначала сатана подводит итоги прожитого года, потом участники сборища жгут костры, через которые ведьмы прыгают, веселясь и наводя порчу на людей и скот, устраивают бешеные пляски, при свете факелов предаются пьянству и обжорству, и «на закуску» уже в кромешной тьме — распутству.

Шабаши ведьм появились после христианизации населения. Тогда языческие боги в сознании церковников, а затем и прихожан слились с дьяволом и бесами, а все языческие празднества с их обрядами стали преследоваться церковью и инквизицией как служение сатане.

Впрочем — беден язык! Чтобы в полной мере представить, что такое шабаш, надо послушать фантазию для симфонического оркестра М.П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (1867 г.). Вряд ли найдется другая такая же колоритная картина шабаша духов тьмы, разве что в «Пер Гюнте» Э. Грига. Композитора-духовидца волновали «потусторонние мотивы». Тщательно изучив всю имевшуюся литературу о шабаше, партитуру Мусоргский написал за 12 дней, что называется, в темпе самой фантазии, будто он сам побывал на празднестве темных сил. Сногсшибательная новаторская вещь шокировала публику и его коллег, смяла их отвечавшее тому времени понятие о гармонии, гигантский размах апофеоза шабаша не вмещался в их души, «выносил мозг». Фантазию не взялся исполнять ни один дирижер. Уже после смерти Мусоргского в своей редакции ее представил публике Римский-Корсаков (1886 г.). Новую оркестровку «можно назвать более прозрачной… Новая версия имела ошеломительный успех. Публике пришлись по вкусу и необычный сюжет… и фантастическая музыка» (https://soundtimes.ru/) А что же вещь изначальная? 100 лет творение провело в забвении. И только, когда после двух мировых войн и череды революций людей уже трудно было шокировать ведьмами и чертями, в 1968 г. первоначальный вариант фантазии опубликовали в авторской версии, а ее премьера с оглушительным успехом прошла в Англии в 1972 г.

Сегодня радостной и жуткой информацией о лысых горах переполнен Интернет. Это ли не свидетельство живучести феномена? К примеру, на Лысой горе в Киеве на майский канун собираются ведьмы (это их официальный статус), неоязычницы викканки (поклонницы кельтского праздника Бельтейна — ночи костров), толкинисты (почитатели книг Дж.Р.Р. Толкина), парапсихологи, беспечные десятиклассницы, маньяки, наркоманы, гопники и даже… инопланетяне.

Многочисленные почитатели нечистой силы, апологеты всевозможных аномалий и любопытные туристы, побывавшие на лысых горах, особенно в дни «празднеств», затем делятся умопомрачительными историями о виденном и пережитом, пополняя копилку нелепостей и страшилок. В этих свидетельствах чудным образом натолкано всего — дурости, безбожности, псевдонаучности и полетов НЛО. Чего стоит одно лишь утверждение, что Вальпургиева ночь — это «преддверие торжества света»! С трудом верится, что когда-то даже само название этих гор приводило богобоязненных людей в ужас.