Окопная правда Николая Городиского

Александр Бельский Город Орёл
                Алексей Кондратенко

Николай Алексеевич Городиский. Журналист, писатель. Была и в его биографии орловская страница.

Ровесник Красной Армии – родился 23 февраля 1918 года, – ей он и посвятил свое творчество. Его отец был наборщиком типографии. Малая родина Николая Алексеевича Городиского – село Церковище под Черниговом. В 1936 году окончил среднюю школу, поступил на литературный факультет Харьковского пединститута. Менее чем через два года вынужден был оставить учебу из-за болезни отца, преподавал украинскую и русскую литературу в школах, сотрудничал в кролевецкой районной газете «Колгоспне село» (в переводе на русский «Колхозное село»), Городиский был также секретарём литературной группы при редакции этой газеты.

С ноября 1938 года служил в 108-м артиллерийском полку в подмосковной Коломне. Участник польской, финской кампаний (за неё был представлен к ордену, но награждение по каким-то причинам не состоялось). С начала Великой Отечественной войны артиллерийский разведчик. В боях подо Ржевом летом 1942 года был удостоен ордена Красного Знамени. В представлении к ордену говорилось: «В районе деревни Конягино выполз вперёд пехотных частей и командовал огнём всего дивизиона. В этом бою обнаружил и уничтожил огнём орудий два дзота с пулемётами и более двухсот вражеских солдат и офицеров. При наступлении наших войск на город Ржев в районе деревни Жеребцово, находясь с пехотными частями, засекал цели противника и быстро их передавал командованию. В результате артиллерия подавила все цели, мешавшие продвижению наших частей. Вскоре пехотные подразделения заняли один за другим три населённых пункта».

За ратные подвиги на Северо-Западном, Калининском, Западном и 3-м Белорусском фронтах гвардии капитан Городиский был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».

Первый крупный литературный опыт Николая Городиского – пьеса «Командиры», которую он написал по мотивам советско-финской войны, причём работал над ней под наблюдением известного в те годы ленинградского писателя Владимира Владимирова-Вентцеля. Пьесу принял к постановке окружной Дом Красной Армии, но в связи с началом Великой Отечественной войны работу над спектаклем прекратили.

Рассказы, статьи и очерки Городиского печатались в военных газетах «Во славу Родины», «Красноармейская правда», «За победу», «Советский артиллерист». Журнал «Октябрь» в 1945 году по отзыву Военной комиссии Союза писателей СССР принял к печати серию его военных очерков «Записки о разведчиках», однако вскоре в редакции предложили переработать их в повесть «Человек в окопе»…

В Орёл Городиский приехал в начале лета 1947 года – на родину жены. Его временным пристанищем стал дом № 19 по улице Октябрьской (ныне на этом месте корпуса бывшего часового завода). 19 июня Городиский был принят на работу в «Орловскую правду» и назначен на должность собственного корреспондента по Болховскому, Знаменскому и Тельченскому районам. Листая подшивки того времени, мы, к сожалению, находим не много публикаций, подписанных его фамилией. К примеру, за всё второе полугодие 1947 года всего три заметки «О бездействующих комбайнах и беспечных руководителях» (26 июля), «Слуга народа» (30 ноября, о кандидате в депутаты облсовета председателе колхоза «Ударник» Марии Добариной), «С именем Сталина» (22 декабря, о голосовании в Болхове)… По всей видимости, Городискому приходилось всё больше писать статьи от имени передовиков производства, партработников и т.д., выполняя обязательный для собкора план по «авторским» материалам, хотя, объективности ради заметим, что фамилии его коллег-журналистов появлялись на газетной полосе довольно часто – но они-то были уже не новички в теме. В конце августа 1948 года Городиский был уволен из редакции «Орловской правды» «по сокращению штатов».

С января 1949 по февраль 1951 года Николай Алексеевич работал заведующим сельскохозяйственным отделом газеты «Фокинский рабочий» (город Дятьково Брянской области). При посредничестве Брянской литературной группы (предшественница областной писательской организации) попал в… Якутию, стал ответственным редактором газеты политуправления Севморпути «Полярный большевик». Здесь в 1951 году проявил себя и как драматург: его пьеса «Где-то на Рейне» была поставлена Якутским драмтеатром, пьеса «Дражники» шла на сцене Алданского драмтеатра. Однако отношения с руководством «политуправления» не складывались, в суровом климате стало пошаливать здоровье. Уже в мае 1952 года семья Городиских уехала из Якутии. Лето провели в Болхове, Николай Алексеевич по старой памяти наведался в «Орловскую правду», в начале сентября заполнил все необходимые документы для восстановления в прежней собкоровской должности. Но назначение по неизвестным нам причинам не состоялось. Затем были несколько лет в Казахстане, а в 1956 году семья Городиских перебралась во Владимир. Николай Алексеевич трудился в областной газете «Призыв», затем редактором местного книжного издательства.

Владимирский период и стал определяющим в его писательской биографии. Что было первопричиной военной прозы? Наверное, память, чувство вины перед не вернувшимися с войны друзьями (они часто снились Николаю Городискому). Хотелось рассказать о тех днях, донести до людей фронтовую правду – ведь повидать пришлось очень и очень многое: бои за Москву, Сталинград, многие другие сражения… Парадоксально, но часто рукописи произведений Городиского отклонялись рецензентами издательств и толстых журналов (об этом свидетельствуют, например, фонды Российского государственного архива литературы и искусства). Однако он не торопился отказаться от своих творческих замыслов, упорно писал и писал…

Прошли годы. Итогом исповедальной работы Городиского стали романы «Купавна», «Дойти до тебя нелегко», сборники рассказов и повестей, выдержавшие три издания: «Грозы над ромашками», «Пусть мертвые слышат», «Ночь перед тишиной». Война отходила всё дальше, но на страницах книг как живые вставали образы защитников Отечества, образы людей сороковых годов, которые самой дорогой ценой заплатили за мир. Например, в романе «Дойти до тебя нелегко» описаны первые годы Великой Отечественной войны: фронтовые события под Смоленском, жизнь оккупированного немцами села Садки. На страницах романа показаны героический подвиг нашего народа, сила боевой дружбы, солдатская верность любви.

Эпиграфом к сборнику «Грозы над ромашками» Городиский выбрал строки А. Алдан-Семёнова:

… Сумел я в бурях уберечь
Ромашек белое дыханье,
Берёз зелёное сверканье
И правды пламенную речь.

Война и цветы… Совершенно несовместимое… Книга о человечности, которая всё побеждает.

Повесть Николая Городиского «Лякуртинская трагедия» – об одном из драматических эпизодов первой мировой войны, о русском 45-тысячном экспедиционном корпусе во Франции, о трагедии оставшихся без родины наших соотечественников. Своей книгой Городиский ещё в советское время открыл практически неизвестную страницу нашей истории – это был смелый гражданский поступок исследователя и писателя. Примечательно, что в ноябре 2007 года в Орле прошла фотовыставка, посвящённая 90-летию русского экспедиционного корпуса, состоялся международный коллоквиум «Русский экспедиционный корпус во Франции (1916 – 1920 гг.)». Жаль только, что никто тогда в Орле не вспомнил о Городиском, его книге…

Интерес писателя не был сосредоточен только на военной теме. В соответствии с «духом времени» он писал и о жизни человека труда – были изданы повести «Гранина судьба», «Чудесные превращения».

Умер Николай Алексеевич во Владимире 17 ноября 1991 года. Его книги – книги, которые с лёгкой руки критиков часто называют «окопной правдой лейтенантов», – стали своеобразным памятником фронтовику, журналисту, писателю.

(Материал из Интернет-сайта)