Авиталь и ее отец Глава 3

Дан Берг
Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/


                Авиталь и ее отец

                Глава  3

1

У Авиталь растут года – скоро ей шестнадцать. А у ее отца с годами растет войско, растет богатство и растет число завоеванных городов. Последний пункт в перечне – это главный успех бравого атамана, ибо армия его присоединяет к владениям иудеев заповеданные Господом уделы Земли Обетованной. Из всех людских деяний только к самым успешным благоволит человеческая память.

Ифтах несомненно принимает во внимание, что понравится знатным людям – не последняя честь. Первосвященник мысленно воздает должное воителю за бесценные приобретения и всё думает, как бы отыскать средство вернуть его в Гилад и поставить судьей и правителем над народом. Однако служитель Господа не упускает из виду и того, что необходимо еще более приблизить героя к Богу, совершенно отвадить от язычества и не гневить его братьев.

Осведомленная в перипетиях семейной истории и повзрослевшая Авиталь наблюдает за достижениями отца и в меру своего понимания вещей судит о деяниях Ифтаха. Иной раз к гордости примешиваются сомнения в юной душе.

У Ифтаха были веские основания беспокоиться о судьбе своих завоеваний и за будущность Гилада. Два соседних языческих царства, Аммон и Вашан, предъявляли права на те же земли, что и иудеи. Об Аммоне речь впереди. Пока же хитроумный Ифтах задумал обезопасить себя от злоумышлений вашанского царя и выжидал подходящего случая.

Вавилонский владыка Мардук покорил землю Вашан, и посему ее царь трепетал своего повелителя. Вашанский правитель головой отвечал за безопасность торговых караванов, следовавших из Вавилона в Египет через земли Вашан и Тов. Лукаво и плутовски воспользовался Ифтах страхом провинциального царя перед великим владыкой, дабы отохотить соседа воевать с иудеями.

2

 - Матушка, что за крики на задах нашего лагеря? – спросила Сару пробудившаяся ни свет ни заря Авиталь.

 - Сама не знаю, - ответила сонным голосом Сара, - я тоже проснулась от шума.

 - Это в ближней дубраве, - из-за перегородки буркнул спросонья Халис.

 - Где отец? – снова подала голос Авиталь.

 - Ночную прохладу вкушает, - недовольно проворчала Сара.

 - Ифтах затеял что-то, - пояснил Халис, - он там, в дубраве, явится и расскажет.

 - Делать нечего, придется вставать, - сказала Сара, - слышала меня, красна девица? Все равно уж светает. Принеси умыться, Халис, да разжигай очаг.

 - Мне напоминания не требуются, госпожа. Я свое дело знаю! – с достоинством ответил слуга и, кряхтя, вышел утренней заре навстречу.

 - Будет спать, девки! – заорал ворвавшийся в шатер Ифтах, - я принес вам хорошие новости!

 - Какие, батюшка? – уставилась на отца Авиталь.

 - Что за шум в дубраве разбудил нас? – мрачно спросила Сара.

 - Сейчас всё узнаете! Купеческий караван из Вавилона по пути в Египет миновал царство Вашан и вступил на нашу землю. У нас же, как на грех, объявилась недавно разбойничья ватага, а я еще не успел с нею покончить – руки не дошли.

 - Что-то ты издалека начал. Дело говори! – бросила Сара.

 - Не перебивай, женщина! – строго сказал Ифтах жене и подмигнул дочери, - всем известно, что мои люди охраняют купцов, проходящих по земле Тов. Небескорыстно, конечно, охраняют. А кроме того, царь Вашана мой большой друг, и я не могу допустить, чтобы пострадали торговцы, за которых он отвечает перед самим Мардуком.

 - Царь Вашана твой друг? – удивилась Авиталь, - ты, кажется, говорил, что он угрожал отвоевать у тебя земли!

 -  Что-то путаешь ты, касатка! Он благонамерен к нам, и я хочу поддержать достопочтенного монарха.

 - И как же ты намереваешься поддерживать его? – с недоверием проговорила Сара.

 - Я пригласил вавилонских купцов в дубовую рощу, что возле нашего лагеря. Тут, в безопасности, пусть погостят несколько дней, пока мои молодцы не разделаются с разбойничьей бандой, а там – в добрый путь, купчины!

 - Что у них можно купить, у этих торговцев? – полюбопытствовала Сара.

 - Полагаю, у них немало заманчивых товаров, - бодро ответил Ифтах, - для женщин в особенности! Ткани, ковры, обувка всевозможная, благовония и притирания – да мало ли еще чего! Женский спрос двигает торговлю!

 - А можно нам с Авиталь поближе познакомиться с твоими иноземными гостями? – воодушевилась Сара.

 - Разумеется! Скрасишь им вынужденную остановку, да и товару прикупишь – и торговцам выгодно, и тебе хорошо! – ответил Ифтах.

 - Купцы и про Вавилон нам расскажут! – обрадовалась Авиталь.

 - Непременно расскажут, дочка!

 - Сегодня же отправимся с тобою в рощу, Авиталь! – воскликнула Сара.

 - Дайте только отдохнуть людям с дороги – у них ночь тяжелая была! – заметил Ифтах.

 - А как же мы с ними объясняться станем? – озадачилась Авиталь, - языка-то мы вавилонского не знаем!

 - Возьмите с собой Халиса. Он родом из Вавилона, поможет вам, - подсказал глава семьи.

3

Ифтах спешно направил гонца в Вашан с намерением известить тамошнего царя о происшествии. Наученный вестник заверил вашанского монарха, что Ифтаху отнюдь не безразлично благополучие купеческих караванов, за безопасность коих ответственен царь. Поэтому, ввиду неожиданной угрозы, его господин временно приютил у себя вавилонских торговцев, следующих в Египет, и предлагает царю немедленно встретиться для улаживания общих интересов.

Получив известие от Ифтаха, царь Вашана злобно заскрипел зубами. “Этот разбойничий атаман пленил вавилонский караван, - догадался вашанский правитель, - я страшусь Мардука, и негодяю сие известно. Теперь вымогатель станет грабить и принуждать меня!”

Понимая, что попал в западню, царь Вашана первым делом подумал, а не напасть ли на Ифтаха, перебить всё его бандитское войско и заодно освободить вавилонский караван? Однако чувство самосохранения оттолкнуло соблазнительную идею. “Еще не известно, чья армия сильнее, - благоразумно сказал себе вашанский монарх, - можно и проиграть битву. Делать нечего, придется вступать в переговоры”.

Ифтах и вашанский царь встретились на нейтральной территории. Двадцать телохранителей с каждой переговаривающейся стороны. Шатер. Взаимные лицемерные пожелания мира и добра. Любезными вступительными речами один скрывал кипящую ненависть, другой – тайное торжество.

 - Достопочтенный монарх Вашана, - изрек Ифтах, - в моей земле Тов объявилась разбойничья банда, которую, к несчастью, я еще не успел перебить. Желая уберечь от беды караван, за невредимость коего ты в ответе головою перед всесильным Мардуком, я дал надежное убежище купцам. Как только я очищу свои владения от лиходеев, торговцы смогут безопасно продолжить путь.

 - Драгоценный Ифтах, - ответил царь Вашана, - ты захватил в заложники вавилонских купцов с намерением заняться вымогательством, угрожая мне! Я предлагаю называть вещи их настоящими именами.

 - Зачем нам спорить об именах, достопочтенный монарх? Разве дело в словах? Каким словом ни назови розу, а запах ее будет все так же сладок!

 - Согласен. Дело не в словах. Как ни назови вымогательство, а от него все равно будет нести зловонием! Именами обозначается суть вещей. Итак, драгоценный мой, говори, чего ты хочешь от меня?

 - Слушай мои условия. Я желаю купцам счастливого пути, а ты признаёшь завоеванные мною земли исконно иудейскими и даёшь клятву на протяжении семи лет не идти на меня войной. Вдобавок я приму дары твоей щедрости – стадо мелкого скота в пятьсот голов и стадо крупного скота в сто голов. За гостеприимство купцы заплатят мне сами.

 - А если я не соглашусь на твои условия, драгоценный?

 - Я подумал об этом. Тогда я убью моих гостей, а Мардук убьет тебя, достопочтенный монарх.

 - Но ведь он и тебя убьет!

 - Я и об этом подумал. Я погибну за нашу веру, и мой Бог поместит меня в рай.

 - Допустим, сейчас мы столкуемся, а через год я нарушу клятву и пойду на тебя войной. Ты и об этом подумал?

 - К чему пустословие? Ты никогда не нарушишь клятву. Ибо мы оба отлично знаем, что за клятвопреступление твой бог Баал навсегда отвернется от тебя. 

 - Ну что ж, у меня лишь одно простое условие, - подумав, сказал царь Вашана, - купцы должны увериться, что ты спасал их, и они были у тебя в гостях, а не в заложниках. Зачем сердить Мардука?

 - Я им все так и объяснил. Твое условие принято – оно в наших общих интересах.

 - Я согласен на твои бескорыстные предложения, драгоценный. Окажи торговцам свое гостеприимство еще на неделю – чтоб не заподозрили и поверили.

По настоянию Ифтаха царь Вашана записал на глиняных табличках свои обязательства и клятву. После окончания официальной части саммита были совершены жертвоприношения: Ифтах воздал честь иудейскому Богу, а царь Вашана почтил своего языческого бога Баала. Кровь жертвенных животных смешали с вином, и договорившиеся стороны поочередно пили из чаши и осушили ее. 

4

Как и было уговорено меж Ифтахом и царем Вашана, вавилоняне гостили в земле Тов неделю, после чего продолжили путь в Египет. Они пребывали в уверенности, что Ифтах спас их от разбойников. В знак благодарности купцы не только щедро заплатили спасителю за постой, но и наделили его дорогими подарками.

Сара и Авиталь не преминули использовать дни пребывания гостей из Вавилона. Чего только женщины не накупили! Кольца и браслеты. Вечные букеты. Притирания и благовония. Костяные гребни и золотые булавки – всего не перечесть. И Ифтаха не забыли – присмотрели для него черную и кудрявую накладную бороду.

Для Авиталь обновки не были главным обретением. С помощью Халиса она вела безустанные разговоры с вавилонцами. Хотела узнать как можно больше о великом городе. Гости полюбили славную любознательную девицу и охотно отвечали на неистощимые вопросы. В особенности полюбились занимательные беседы молодому красавцу и богачу по имени Кайван.

Глядя на эту парочку, Сара стала подозревать за дочерью нечто большее познавательного интереса. Проснувшееся чувство материнской ответственности побудило родительницу к шпионству. Однако дело не получило продолжения, и ничего неожиданного не случилось.

 - Халис, спроси Кайвана, далеко ли Вавилон от нашей земли Тов? – обратилась Авиталь к слуге, невзначай взглянув на красивого видом гостя.

 - Два месяца пути, - ответил Кайван, говоря в сторону Халиса, но скосив глаза на Авиталь.

 - Твой караван везет замечательные товары. Расскажи Кайван, откуда взялись эти вещи у вавилонцев?

 - Эти чудеса коммерции мы сторговываем за недорого в Индии и Китае, а потом везем в Египет и продаем там с немалым прибытком. У египтян же покупаем военные колесницы и всякое оружие.

 - И везете оружие на родину?

 - Не довозим. У нас весьма охотно раскупают его на обратном пути. Оружие нужно везде – цари повсюду воюют. Полагаю, и отец твой не преминёт купить у нас.

 - А за что цари воюют?

 - Кто за землю, кто за веру, кто ради наложниц и рабов, а кто и просто любит убивать. Да мало ли чего! А тебе-то, Авиталь, зачем всё это? Впервые встречаю красавицу-девицу мужского ума!

 - Уподобление женщины мужчине – похвала ей?

 - В Вавилоне – да! А у вас, у иудеев, как оно?

 - Знатоки нашей веры – исключительно мужчины. Благородные, они оберегают, ограждают и остерегают женщин от непосильного труда мудрствования.

 - Я видел слишком много нищеты в землях этих. Отчего, Авиталь?

 - Я сей вопрос тебе, Кайван, задать хотела. Отец говорил мне, что будет добывать хлеб не оралом, а мечом. Нет ли тут намека на ответ?

 - Коли военные противники твоего отца того же мнения, то это не намек, а сам ответ!

 - А что, разве Вавилон не воюет с соседями? – спросила с сомнением Авиталь.

 - Мой великий властитель Мардук завоевал предостаточно. Благодатный мир сошел на Вавилон, - ответил с гордостью Кайван.

 - Расскажи, Кайван, как выглядит твоя родина.

 - О, это цветущий край и чудо-город! Жителей в Вавилоне, что звезд на небе в ясную ночь – множество несметное! Улицы прямые как стрела и вымощены камнем с немалым тщанием. По сторонам улиц высятся добротные дома, в которых селятся простые работники с семьями. Не трудятся только дети и немощные старики.

 - А люди богатые, вроде тебя, где живут? – спросила Авиталь.

 - Конечно, во дворцах! У нас и храмы есть, хоть и немного их, и малое число жрецов управляется в святилищах богов. Вокруг Вавилона зеленеют и цветут плодородные поля. А сам город украшен фонтанами и деревьями всевозможных видов. Славный Мардук дал наказ своим наследникам: возвести висячие сады – пусть будет чудо света в Вавилоне!

 - Я завидую! Как прекрасен край твой, Кайван! Волшебство! Ты ведаешь его секрет?

 - Нет, я не ведаю. Мое дело наживать добро. Говорят, страна цветет работой и торговлей, а не молитвой и мечом.

 - Кто говорит такое?

 - Кажется, жрецы.

 - Жрецы? Воистину невидаль!

5

Ифтах сообщил вавилонским гостям, что его бойцы уничтожили разбойничью банду, дороги стали безопасны, и каравану теперь никто не угрожает. Купцы расплатились с хозяином за гостеприимство и продолжили свой путь.

Авиталь и Кайван распрощались, и Сара облегченно вздохнула. Не знала она тогда, что невинные беседы дочки с вавилонянином обратились в сердце Авиталь в плодоносное зернышко, которому предстоит очень скоро взойти. И окрепнет молодой росток, и заколосятся опасные мысли в девичьей душе.

“Не мечом и молитвой, а работой и торговлей” – повторяла про себя Авиталь. Она непрестанно размышляла над словами Кайвана и, наконец, повторила их отцу, и спросила родителя, что он думает об этом.

Весьма огорчился и осердился Ифтах – разве этим бредням он учил дочку? Разве такой пример подавал? “Негодный вавилонянин, - рассуждал возмущенный отец, - сбил мне девчонку с панталыку! Да и Сара хороша! Куда смотрит мать? Правильно говорит первосвященник, мол, дело дочери – матери помогать, а моя отроковица тычет сопливый свой нос куда не следует!”


Целиком повесть опубликована здесь:  ЛИТРЕС