Древо жизни - гимн творению или диагноз творцу?

Гедеон Янг
#кинообзор, #ДревоЖизни, #драма, #психология, #WASP, #суровыйОтец, #ОтцыИДети, #религия, #взросление, #система

Посмотрел давнишнее «Древо жизни» Терренса Малика. Впечатление удручающее. Фильм начинается цитатой из Книги Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания Земли? Скажи, если знаешь». Уже сама эта цитата с учётом содержания книги Иова и дальнейшего сюжета фильма кажется издевательством ветхозаветного творца. На экране почти непрерывно демонстрируются этапы возникновения жизни на Земле, земные же и космические пейзажи, а за кадром Джессика Честейн начитывает выдержки из трактата «О подражании Христу» средневекового монаха Фомы Кемпийского: «Сын Мой, прилежно примечай движение природы и благодати; ибо они весьма противоположны, и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовному и внутренне озаренному человеку».

Терренс Малик замечательно изобразил всю фальшь, пустоту и боль от этой звенящей пустоты вместочеловеческих скорлупок – типичных WASP, шире – продуктов западной цивилизации, ещё шире – человека в его современном состоянии вообще. Суть, вернее, зачин сюжета – гибель мальчика одной типичной американской семьи. По мнению иных критиков, папа семейства, то есть герой Брэда Питта олицетворяет в фильме природу, как по мне – это архетип библейского бога-творца, сурового и гневливого демиурга.

Это вымуштрованный до генетического уровня вояка, при этом верующий и богабоящийся, наставляющий сыновей в духе «нельзя быть слабым, если хочешь чего-то добиться в жизни». Хоть сам особо и не добившийся, но явный представитель американского неопротестанского типажа, которым их «Бог» заповедал и завещал преуспевать и богатеть. Любит своих сыновей, но по-своему – заставляет обращаться только с приставкой «сэр», спрашивает, любят ли они своего папу, допрашивает, что делал в школе и застращал ли там всех. Фактически старается выпестовать таких же жертв системы, как и он сам.

По сути, он и есть настоящий преемник-в-социуме и верный адепт ветхозаветного демиурга, сурового, ревнивого и гневливого.

Мать – сильно верующая домохозяйка, по-женски и матерински нянчащаяся с детьми и балующая их, но не смеющая возразить на гнев папаши. Но в какой-то момент не выдерживает даже она и в припадке отчаяния от бессилия бросается на мужа.

Их семья – доведённый до абсурдного изуверского предела протестантский «библейский идеал», пусть и без привязки и обрамления к какой-либо конкретной секте.

Старшему сыну достаётся больше, накладывается и подростковый «переходный возраст», и вот уже зашуганный донельзя подросток с вчено недовольным, перекошенным гримасой лицом ворует у матери ночную сорочку, желает отцу смерти и даже бросает ему в лицо: «Она любит меня, а не тебя!»

В финальной сцене всё семейство среди множества других людей встречаются, мирятся и любятся на берегу океана под лучами то ли заходящего, то ли восходящего солнца – вроде бы как перерождение после очищения страданием. Хотя так и подмывает назвать это прощальной, «лебединой песней» умирающих, а сам фильм вместо «Древа жизни» - «дурной бесконечностью» или «колесом сансары».