Увеличение рабочего дня в 1-й пол. XIX в. в Англии

Константин Берёзин
День назад, то есть вечером 26-го ноября 2023 г., читал Капитал в сокращении Борхардта и узнал о том, что была «прялка Дженни». Один из этапов механизации — разных машин было много

И ещё: когда в 19 веке в Англии стали все больше употреблять машин, то это побудило не сокращать длину рабочего дня, а увеличивать. По нескольким причинам.

1) когда один предприниматель внедрил машины такого-то конкретного вида, а другие ещё не успели, то у него производительность труда выросла, и он, пока другие не успели перенять эти машины, стремится максимально напроизводить побольше продукции, для этого увеличивает время работы, чтобы выжать из машин максимум.

2) работа на машине несколько легче, чем была до того, поэтому на ней можно поставить женщину или ребенка, или поставить мужчину, но пусть он трудится больше времени — чтобы, например, более мусукульно-напряженный рабочий день был равен по затрате сил менее мускульно напряженному, но более длинному. А если женщина или ребенок работают, то им можно меньше платить, это выгодно.

3) машины устаревают, из-за технических новшеств, и пока машина ещё "новая", нужно выжать из нее максимум, а то вдруг она устареет до того как сломается, и тогда получится, что нужно покупать новую машину, а это трата денег. Поэтому, пока машина ещё не устарела, желательно эксплуатировать ее по максимуму, и для этого рядом с ней пусть рабочий стоит по 18 часов в сутки.

Когда государство ограничивает рабочий день, то капиталист, чтобы компенсировать себе потерю времени работы, заставляет работника делать больше и быстрее, т.е. повышать интенсивность труда. И это бывает капиталисту только выгоднее: рабочий день уменьшился на 1 или 2 часа, работы произведено столько же (за счёт повышения интенсивности труда), а помещение-то надо обслуживать и отапливать меньше на 1 или 2 часа! Опа! Так что это даже выгоднее бывает.





.