Воспоминания о Льве Александровиче Чугаеве

Борис Гуляев-Бегом
   В октябре этого года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского учёного Льва Александровича Чугаева. Пусть с опозданием, но вот ещё один материал к юбилею.

   Недавно я совершил поездку в город Грязовец. Получил ксерокопии некоторых документов, связанных с жизнью и деятельностью наших родных. В частности, «Послужной список штабс-капитана Александра Петровича Гуляева-Зайцева», родного брата моего прадеда Михаила Петровича Гуляева, а также воспоминания о замечательном учёном Л. А. Чугаеве (1873-1922 гг.). Эти воспоминания о Льве Александровиче Чугаеве написал Сергей Александрович Гуляев-Зайцев (1896-1986 гг.). Сергей Александрович – двоюродный брат моего деда, Николая Михайловича Гуляева (1884-1951 гг.). Поминаемый в статье Александр Александрович Гуляев-Зайцев (1895-1953 гг.), непосредственный ученик профессора Л. А. Чугаева в Петроградском университете, также был двоюродным братом моего деда. По-видимому, воспоминания были написаны к столетнему юбилею Льва Александровича Чугаева в 1973 году. 



          Воспоминания С. А. Гуляева-Зайцева о Л. А. Чугаеве

   "Имя выдающегося русского учёного химика Льва Александровича Чугаева мне стало известно в 1915 году, когда я поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. Одновременно со мной в том же университете, на его физико-математическом факультете, его естественном отделении, учился мой брат – Александр  Александрович Гуляев-Зайцев. От него я узнал очень многое об этом крупном учёном. В те годы профессор Чугаев читал курс неорганической химии на естественном факультете. Все студенты – ученики Чугаева, восторгались  его лекторским мастерством, его энциклопедическими знаниями, широтой его научных интересов. Ведь профессор Л. А. Чугаев являлся основателем отечественной школы по химии комплексных соединений, открыл реактив для определения никеля, оставил труды по химии терпенов, разработал метод синтеза углеводородов. Его выдающиеся труды были отмечены присуждением ему Премии имени Ленина (посмертно).

   Лев Александрович был строгим и требовательным педагогом. Он не терпел, когда студенты пренебрегали посещением его лекций. Обладал, очевидно, завидной зрительной памятью, он улавливал нерадивых студентов и первый к ним вопрос во время экзамена был – «а почему вы пропускали мои лекции?» – и это уже предопределяло неизбежный провал студента на экзамене. 

   Моё личное знакомство с профессором Л. А. Чугаевым состоялось при следующих обстоятельствах. В 1920-21 гг. я заведовал Грязовецким отделом народного образования. Летом 1920 г. я получил от заведующего Вологодским губернским отделом народного образования товарища В. В. Карпова предложение устроить семью профессора Чугаева (жену и сына) на жительство на территории Павло-Обнорского монастыря (ныне село Юношеское). Монастырь располагал многочисленными зданиями, которые он использовал в летнее время для приёма направляющихся в монастырь дачников. Со стороны профессора Чугаева это была вынужденная мера. Петроград в то время находился в крайне затруднительном положении в смысле обеспечения населения продуктами питания и нормальными бытовыми условиями жизни населения. А состояние здоровья и сына и жены профессора требовало резкого изменения условий их существования. А территория монастыря, окружающие его поля, леса, прекрасная сосновая роща – всё создавало необходимые условия для восстановления здоровья семьи профессора. После моих переговоров с руководством монастыря, вопрос об устройстве семьи профессора в одном из принадлежащих монастырю зданий был решён в положительном смысле. Сам профессор Л. А. Чугаев оставался жить в Петрограде, но он часто приезжал в наши края навестить свою семью. Каждый его приезд в Грязовец мы старались использовать для организации его публичных лекций по различным вопросам науки. Его блестящие выступления неизменно вызывали громадный интерес и собирали широкую аудиторию. На лекции приходили учителя, представители городской интеллигенции, партийный и советский актив, старшеклассники школ, студенты педучилища. Таким образом, Л. А. Чугаев внёс заметный вклад в культурную жизнь нашего города.    

   Жизнь этого выдающегося учёного оборвалась в нашем городе Грязовце. Шел 1922 год. Л. А. Чугаев во время одного из своих приездов к семье в пути заболел тифом в очень тяжелой форме и скончался в городской больнице.

   Среди учеников Л. А. Чугаева мы находим нашего земляка-вологжанина, уроженца гор. Кадникова, члена Академии наук СССР, известного советского химика Илью Ильича Черняева, четырежды лауреата Государственной премии СССР.

   Когда умирают большие люди, жизнь их продолжается в оставленных ими трудах, научных предвидениях, в сердцах людей, куда они заронили искру своей мудрости. Лев Александрович Чугаев продолжил свою жизнь в воспитанных им своих учениках. Поэтому жизнь его была исполнена высокого смысла». 

   Хотелось бы добавить к воспоминаниям Сергея Александровича Гуляева-Зайцева о Л. А. Чугаеве три момента. Л. А. Чугаев первым написал обстоятельную биографию Д. И. Менделеева (опубликована в 1924 году). Прах Льва Александровича упокоен на территории Павло-Обнорского монастыря, что под Грязовцем. Захоронение сохранилось до сих пор. И ещё. Когда Лев Александрович Чугаев приезжал на грязовецкую землю, проведать свою семью, то первым делом он приходил к Александру Александровичу Гуляеву-Зайцеву домой, к своему бывшему ученику. Александр Александрович жил в Грязовце, в доме своего рано умершего отца, штабс-капитана Александра Петровича Гуляева-Зайцева. У Александра Александровича с Львом Александровичем Чугаевым, ещё со времён университета, сложились хорошие, товарищеские отношения. Вообще, Александру Александровичу очень повезло на учителей в Петербургском университете. И сам он стал таким педагогом, что до сих пор о нём сохранилась память, как об уникальном учителе не только естественных наук, но и жизни.