Лишь бы не было войны...

Сергей Цурин
В недавнем телеинтервью артист, исполняющий роль Лёни Голубкова в набивших оскомину рекламных клипах МММ, сравнил своего телегероя с Павкой Корчагиным. Он так прямо и сказал, что Лёня Голубков - это Павка Корчагин нынешнего времени. Сильно сказано, да? Воистину трудно понять, по какую сторону ограды разгуливают обитатели “палаты номер шесть”, а по какую - персоны, адекватно воспринимающие окружающий мир.

Последние события так и наталкивают на мысль об аномалии происходящего, о том, что “с нами и со страной” происходит нечто, противоречащее здравому смыслу. Ярчайший пример тому - “чеченская война”.

В самом начале этой войны в независимой прессе промелькнуло сообщение о прибытии в Чечню незадолго до ввода туда наших войск трех российских самолетов, доставивших аккумуляторы для дудаевских танков, стоявших “на приколе” ввиду отсутствия этих самых аккумуляторов. Те же самолеты привезли несколько десятков гранатометов РПГ-7 и зенитные ракетные комплексы “Стрела 2М”. Излишне говорить, что все это дудаевцам чрезвычайно пригодилось. Был намек на причастность к этому делу министерства обороны. Опровержения не последовало...

Телевидение сообщило об отбытии с чеченского фронта какого-то омоновского отряда. Дало интервью с одним из бойцов. Сбивчиво, с возмущением он рассказывал, как два наших воинских подразделения в чеченской операции вели между собой бой, приняв своих за чеченцев. Дело дошло до вызова воздушной огневой поддержки. Он говорил о “точечных” ударах авиации по кварталам Грозного, в результате которых просто уничтожался квартал. Он говорил о том, что в результате этих ударов противниками российской армии стали не только “вооруженные бандформирования”, но и обычные жители, вооружившиеся, чтобы отомстить за гибель своих родных и близких.

Другой российский отряд, десант численностью 50 человек, опять же по рассказу одного из бойцов перед телекамерой, был сброшен где-то в горах и несколько суток блуждал по лесам, не имея ни четко поставленной задачи, ни средств пропитания. Вертолеты обещали прислать, но так и не прислали. В конце концов, отряд сдался в ближайшем селении окружившим его местным жителям. Затем в средствах массовой информации было сообщено о “взятии чеченцами в плен нашего десанта”...

Я вот хочу понять тот факт, что жителям этого села был поставлен ультиматум: или выдаете пленных, или - бомбовый удар. Возможно ли нанести бомбовый удар, не задев пленных, своих? В связи с этим вспоминается знаменитое выступление академика Сахарова, в котором он излагал поступившую ему информацию из Афганистана о расстреле или бомбардировке с воздуха нашими наших же, чтобы они не попали в плен. В это невозможно было поверить. И вот слышим собственными ушами, читаем в газетах. Ультиматум. Кому? Чеченским горцам? Или своим десантникам?

А как понимать, что, когда население оппозиционной по отношению к Дудаеву территории Чечни вышло навстречу российским войскам, из российской бронемашины началась стрельба по приветствующим людям? Кажется, по этому инциденту было назначено расследование, результаты которого до сей поры неизвестны. Зато, по свидетельствам очевидцев, ряды дудаевцев пополнились людьми из бывшей к ним оппозиции.

Эту “хронику абсурда” можно продолжать бесконечно. Фактов, как говорят, море. Поневоле вновь и вновь возникает этот вопрос о заборе, что должен бы отделять территорию “Канатчиковой дачи” от всего прочего. Где, по какую сторону забора, Россия и по какую - остальной мир? И на какой территории - внутри или снаружи - все это, вышеупомянутое?

Девяносто лет назад российское правительство затеяло “маленькую победоносную войну” с Японией. Сколь же позорно неуспешна была эта война в связи с бездарностью генералов и сплошными просчетами управителей! Правда, нынешняя война - другого рода, в ней победа и поражение одинаково горьки, ведь Россия воюет с частью себя. Но я хочу спросить и понять, почему через девяносто лет люди, провозгласившие себя духовными наследниками той, дореволюционной, России, столь же бездарно, глупо, грубо ведут дело, почем зря подставляя российских парней под автоматные очереди и удары гранатометов?

Что это и где это? Сатирики-юмористы уже говорят про День открытых дверей в “психушке”. Но масштабность и трагизм происходящего не оставляют места остротам...

Впрочем, устойчивое сознание и адекватное восприятие все больше рассматриваются как “архитектурное излишество”. Вы, наверное, обращали внимание на то, чем различается характер фильмов прошлых лет и нынешних? Наше советское, да и не только советское, кино показывало во всевозможных ситуациях, как правило, героев с нормальной, здоровой психикой. А сегодня главные герои мутного кинематографического потока - садисты, маньяки, наркоманы, бомжи-шизофреники, параноики и как там еще это называется, когда человек бредит наяву... Хорошо, если это проходит бесследно для зрителя. Но все же не отсюда ли идет неумолимое расширение территории, огороженной забором и дверями без ручек?

В “Российской газете” в сентябре прошлого года опубликована статья “Лечит психотронное “оружие”. Речь в ней идет о методах внушения, разрабатываемых под руководством академика Смирнова в секторе психокоррекции Медицинской академии им. И. М. Сеченова. Методы эти таковы, что человек, слушая обычную радиопередачу или смотря какой-нибудь телесериал, вдруг испытывает непреодолимый страх, или, напротив, полное умиротворение, или острое желание куда-то идти и что-то делать, словом, именно то, что ему внушается с экрана или по радио. “Изюминка” заключается в том, что внушение передается с такой частотой, которая не воспринимается на уровне обычного зрения или слуха, зато прекрасно усваивается на уровне подсознания, независимо от желания человека.

“Если использовать данный метод в “корыстных” целях, - пишет газета, - то он станет действительно страшным оружием. С его помощью можно вызвать страх, агрессию, гнев, наконец, уничтожить в человеке саму личность”. Тут же автор статьи успокаивает: “Секреты не выходят за пределы сектора психокоррекции Медицинской академии и используются исключительно в медицинских целях”.

Остается только порадоваться за всех нас, живущих в стране, где невозможно себе представить насилие над личностью, бесконтрольность и пренебрежение к Закону, особенно со стороны властей предержащих. В стране, где “сильные мира сего” стойко и невозмутимо противятся искушению испробовать свою силу на собственных подданных. В стране, где общественный контроль за деятельностью электронных средств массовой информации столь могуч и беспристрастен, что мы можем спокойно спать, или смотреть родное российское телевидение, или слушать любимое российское радио. В общем, “за детство счастливое наше спасибо, родная страна”.

Кстати, “сильные мира сего” почему-то норовят устраивать своим чадам “счастливое детство” за рубежами столь усердно реформируемого ими отечества, где-нибудь в Америке или Европе. Отчего ж не в России-то? Не потому ли, что желают своим детям счастья не сумеречного, наговорно внушенного, а естественного, настоящего?

Один мой знакомый, совершенно потрясенный тем, что у нас нынче происходит, говорит: “Я уж не знаю, может, и в самом деле Россия, все мы перед Богом чем-то провинились? Может, предки наши натворили что-то такое, что Бог решил ад на земле здесь, у нас, в России устроить? Ад не столько физический, материальный, сколько моральный, духовный...”

Да уж... Вот так и живем, вглядываясь в экран телевизора, залитый кровью и заваленный трупами, и уже почти не волнуемся. И уже кому-то думается, что пусть так, в общем-то, не так все и плохо. И вглядываясь в телевизионную картинку развернувшегося сражения, он все твердит привычное и родное: ”Да чего уж там, лишь бы войны не было...” Или подхваченный неведомой силой, устремляется вместе с сотнями и тысячами сотоварищей за новым “Павкой Корчагиным”. И мощное “Даешь 1000 процентов годовых!” вырывается из тысяч и миллионов глоток, разносясь по необъятным просторам России. “Да-а-ешь”, - гулко и памятливо отзываются просторы...

Можно ли отделить свою жизнь от жизни своей страны? Наверное, можно, если из этой страны уехать, или хотя бы отправить своих детей, или отгородиться особым служебным забором с бдительными охранниками. А нам с вами, живущим в России, просто необходимо разобраться и понять, что же делать дальше. Чтобы, в конце концов, все-таки возобладал здравый смысл. Здравый смысл крестьянина, продолжающего, несмотря ни на что, свое извечное крестьянское дело, рабочего, продолжающего варить сталь, ученого, за жалкие гроши возвеличивающего российскую науку. Здравый смысл политика, “пробивающего” сегодня законы для нормальной завтрашней жизни. Здравый смысл солдата, не растерявшего гуманизм и щедрость русской души в жестокостях войны, и пожилой женщины, приютившей в своем доме тридцать беженцев из горящего Грозного...

Россия пока еще страна здравомыслящих людей. Этому следовало бы быть и на государственном уровне. Да вот незадача...

18 января 1995 г.