Беру свои слова обратно

Александр Таубин
     Беру, но пока частично.  В своей миниатюре   http://proza.ru/2023/02/23/1666 я упрекал местный Горэлектротранс за совершенно непригодный для эксплуатации односекционный вагон ЛМ-2008 и похожий ЛВС-2005. Отличить трудно. Этот утюгообразный трамвай заполонил трамвайные пути в моей южной половине Петербурга, вытесняя старый, гораздо более удобный «Аквариум», точную марку которого мне установить, не удалось. Предположительно ЛМ-99АВН. Дело в том, что парк разнокалиберный, и информацию по типам найти очень трудно.  И модификаций очень много. Если зайти на сайт https://electrotrans.spb.ru/podvizhnoy_sostav  То там несколько десятков моделей пречислены, но фотографии в разных ракурсах и ясность получить трудно.
         Причина недовольства была в следующем. Трамвай, о котором речь,ЛМ-2008, низкопольный. Это мода, вероятно, пришла с Запада. Тогда салон получается с внутренними ступеньками и горушками. Но это не самое плохое. С этим можно примириться. А плохое то, что он непроветриваемый, так как откидывющиеся на 30 градусов крохлотные форточки – щелочки, которых в салоне как кот наплакал, воздух не пропускают и не обеспечивают вентиляцию в вагоне. К тому же до форточек реально не добраться. Они или очень высоки, или загорожены рядами сидений.  Кондиционера в этом вагоне нет.  Духота  особенно чувствуется летом, когда жарко снаружи и корпус нагревается. Как заходишь, так сразу обливаешься потом. Хочется выскочить из трамвая. Предыдущая серия с раздвижными стеклами обеспечивала неизмеримо лучший комфорт. Поездил я летом в ЛМ-2008 и пересел на автобус.
      Но пришлось вернуться на трамвай. Причину подробно описывать не буду. Она тоже весомая – не разметают от снега автобусные остановки и вокруг них  на окраинах города. Рыхлый грязный снег и высоченные отвалы от снегоуборочных машин отбивают охоту ездить и на автобусе. 
      Возвращение на трамвайные пути происходило так.  Пошел я на уже забытую мной трамвайную остановку. Стою, жду. Сначала по закону вредности подъезжает не мой номер, потом подходит нужный мне номер. Гляжу, опять нелюбимый мною вагон с характерными косыми перекладинами.  Но зима не лето и с плохими окнами ездить можно. Трамвай подъехал, остановился, а я своим глазам не верю: корпус дурного  ЛМ- 2008, а двери с двойными удобными наружными перекладинами для рук. Более того, когда зашел внутрь, в салоне окна с большими сдвижными створками. Ряды сделаны так, что при необходимости до окон легко добираться, практически, не мешая сидящим пассажирам. Всё в точности учтено, о чем я впервые писал года два назад. Фантастика! Неужели, причитали и выводы сделали? А может, сами дошли? Я прошёлся по салону в надежде увидеть шильдик с обозначением завода–изготовителя и номером модели трамвая. Увы, ничего нет. Принимай волшебный вагон Старика Хоттабыча и не спрашивай! Кондиционера, правда, в этом чудо-вагоне нет. Отвлекать водителя вопросами я посчитал неудобным. Дехал до своей остановки и вышел. Было приятное ощущеие, что дела могут двигаться не только в худшую сторону, но иногда и в лучшую.
      Забрезжила надежда. На моей линии ситуация следующая: ходят выгоны 3 типов. Удобные старые «Аквариумы»(ЛМ-99АВН), срок годности которых явно подходит к концу, негодные утюги ЛМ- 2008 местного механического завода и несколько вагонов неизвестной мне марки и производства неизвестного завода. Есть предположение , что его марка 71-301. Так что шанс нормально сесть и проехать ненулевой. Неприятность в том, что «утюгов» ЛМ-2008 наклепали много. Из никто, конечно, снимать с эксплуатации не будет, хотя норма проветривания в них нарушена явно. Какой тип вагона восторжествует в будущем – не знаю. Может, разум победит и хорошие вагоны вытеснят грубые поделки нашего механического завода, а может, произойдёт наоборот.