Встреча на выставке

Виталий Гадиятов
После просмотра бесчисленных работ зрители изрядно устали, но услышав о работах Кузьмина, сразу воспрянули духом. Экскурсовод провел их в зал, разделенный перегородками, и остановился в центре объемного пространства.
- Перед вами картины Бориса Кузьмина, созданные в стиле флорентийской мозаики, - показал он вокруг себя. - Представлены они республикой Саха, с которой автора связывают тесные связи. Там автор начинал свою трудовую деятельность, работая геологом. Изучению горных пород и минералов он посвятил всю жизнь. 

Геологическими маршрутами Борис Кузьмин прошел несколько тысяч километров по тайге и горно-таежным просторам Якутии и Дальнего Востока. И, кстати там он сделал свою первую работу – шахматную доску из  якутских самоцветов. Картина «Старый орлан», выставленная в этой экспозиции, поражает своей точностью и тонкостью подборки деталей. Следует отметить, что орлан сделан из окаменелого дерева, о применении которого во флорентийской мозаике я не слышал. Возможно, этот камень использован впервые. Тончайшие оттенки окаменелого дерева передают цвет оперения хищной птицы. Благодаря удачно подобранным агатам облака выглядят воздушными, и на их фоне орлан кажется еще более величественным и красивым, чем в живой природе.

Мужчина в черном костюме и белой рубашке восхищенно вздохнул, и со всех сторон послышалось шушуканье.   Женщина в красном платье что-то возвышенно говорила мужчине, стоявшему рядом с ней, а тот сдержанно возражал, задумчиво посматривая на молодую девушку.

- А этот букет гортензий создан в технике крупномодульной мозаики, - повысив голос, произнес экскурсовод. - Иными словами, картина собрана из крупных частей. Обратите внимание, как гармонично они сочетаются друг с другом.  Со вкусом подобранные камни создают красивую композицию. Цветы из светло-серого дальневосточного скарна и розового уральского родонита на фоне темно-серого саянского мрамора. Эта работа показывает сочетание окраски и текстуры поделочных камней.

Экскурсовод показал на другую картину, висевшую на противоположной стене.
- Как все вы узнали, на этой мозаичной картине показан красавец и гордость дальневосточной тайги уссурийский тигр. Автор запечатлел крупного хищника на лежке среди причудливых экзотических растений. Он отдыхает и сейчас очень спокоен, но в его взгляде просматривается готовность напасть в любую секунду. Зверь словно затаился, поджидая добычу.
Борис про себя улыбнулся. Как экскурсовод смог проникнуть в душу тигра и услышать его мысли?

«По-моему, на картине четко видно, что он ни одной извилиной своего звериного мозга не думает на кого-то нападать. У него очень добрый взгляд, чего я долго добивался. По его внешнему виду ясно, что это не обычный хищник, а очень добрый тигр… »

- Работы Бориса Кузьмина отличаются разноплановыми сюжетами. Обратите внимание как много у него картин с цветами. Тут и гладиолусы, и сирень, и тюльпаны и гортензии. И, конечно, есть букет красивейших полевых цветов. Особое место в работах Кузьмина занимает тема космоса. В его мозаиках можно увидеть вселенную с планетами солнечной системы на фоне темного неба рядом с мерцающими звездами. Еще одна тема, на которой я не могу остановиться – это  подводное царство. 

Борис Николаевич создал его таким, каким его можно увидеть в кино. Кстати, тут есть автор этих работ, - заметив Кузьмина, он показал на невысокого скромно одетого мужчину в темно-сером пиджаке и в черных джинсах, стоявшего в стороне. – Все, что вас интересует, Борис Николаевич расскажет сам, а мы пойдем дальше.
Экскурсовод сделал несколько шагов по направлению к другому залу и оглянулся назад. Вся толпа осталась на месте. Вначале он растерялся, но быстро сориентировался.

- Ну тогда и я послушаю, а потом продолжим. 
Кузьмина сразу окружили плотным кольцом и почти прижали к стене. Желая поближе подойти к автору, задние нажимали на передних и те невольно двигались вперед. Кузьмин не знал, что предпринять, чтобы вырваться из плена. Выручил директор.

Громким голосом он попросил всех отодвинуться назад, а автора встать посреди зала. Стихийно возникшая толпа так же быстро, как образовалась, схлынула.  Пока зрители перестраивались, впереди оказалась молодая темноволосая женщина в светлом пиджаке с золотистыми пуговицами и в белоснежном платье.
- Борис Николаевич, расскажите, пожалуйста, о мозаике «Живой космос». Я думаю, это будет интересно всем.

- Да-да, конечно, - загудела толпа. – Мы вас слушаем…
Кто-то выкрикнул что-то еще, но Кузьмин уже не слышал. Собравшись с мыслями, он приготовился рассказывать. И в какой-то момент поймал себя на мысли, что такого успеха он долго ждал, всю свою жизнь он шел к нему. Сейчас наступил его звездный час.

- Картину, назовем ее так, выполненную в стиле флорентийской мозаики, я назвал «Взгляд в бездну неведомого". Живой космос». Почему живой? – вправе спросить любой из вас. Ведь космос нам представляется холодным и безжизненным. Долгие годы люди пытаются найти следы жизни в галактике, отправляют космические корабли на другие планеты и на Луну, но доказательств того, что там есть жизнь, мы пока не получили. И тут вдруг я заявляю, что космос живой.  Что это игра слов или моя фантазия?

На этот вопрос, я думаю, не ответит никто…
- Фантазия. - Выкрикнул кто-то из задних рядов. – Конечно, фантазия.
Со всех сторон зашумели, но, не обращая внимания на реплику, автор продолжал:
- Создавая эту работу, я хотел, чтобы люди задумались о возникновении нашей планеты Земля и других планет Солнечной системы, задумались о возникновении и развитии жизни на Земле. Чтобы люди не просто верили на слово космогоническим гипотезам Канта-Лапласа, Отто Шмидта, Василия Фесенкова и других ученых, а напрягались сами. Если вы обратили внимание, в мозаике есть агат. Это кварцевая порода с концентрическими кольцами. Вот она.

Он подошел к мозаичному изображению «Живого космоса» и рукой показал на мерцающее светлое пятно в верхней части черной бездны.
- К, сожалению, у меня нет указки, - извинившись, сказал он. – Повернув голову из стороны в сторону, вы его сразу заметите. Он, как бы изменяет окраску от направления света. Почти, как лабрадор.

Вся толпа непроизвольно стала поворачивать головы из одной стороны в другую.
- Ой, правда, вот он, я вижу. – Послышались голоса. - А какие яркие лучи исходят от него! Просто поразительно, какое свечение!
- Когда наступила тишина, Кузьмин рассказал, что в этом агате он впервые увидел зачатки кремниевой жизни и стал работать над этой проблемой. Кроме мысли о кремниевой жизни, в картине заложен философский смысл.    
Пробившийся вперед мужчина с диктофоном в руке спросил, как он пришел к идее кремниевой жизни.

- Может, этот вопрос не по теме, но раз вы сами подняли проблему возникновения жизни на Земле, я спросил об этом. До сих пор, насколько я знаю, ученые утверждают, что есть только органическая жизнь. А про кремниевую жизнь я никогда не слышал. 

- Тем не менее, она имеет место, - тоном не вызывающих сомнений жестко сказал Борис. Журналист насупился, а тот продолжал.  -  В моих работах, особенно в последних, использовано много агатов. С этим камнем у меня связана необычная и, можно сказать, даже фантастическая история. Создавая свои произведения, я открыл зарождение кремниевой жизни. В срезах агатов, как будто на фотографиях,  я увидеть картины рождения и развития жизни. Хочется отметить, что это не моя фантазия, а реальность. Над этой проблемой я сейчас усиленно работаю, поэтому не буду на ней останавливаться.

Журналистка с микрофоном в руке подошла к нему вплотную и, глядя прямо в глаза, сказала:
- Скажите, а что вас подвигло к созданию такой сложной работы как «Взгляд в бездну неведомого»? Можно сказать, что эта картина с большим философским смыслом.
В журналистке, задавшей вопрос, Борис узнал свою старую знакомую, которую когда-то любил. В какое-то мгновение закрались сомнения.

«Откуда бы ей тут взяться?», - подумалось ему. Он посмотрел на женщину внимательней и все сомнения сразу отпали. - Вот это встреча!» – крутилось в голове, мешая сосредоточиться. Он улыбнулся и, пересилив себя, стал отвечать:
  - Если кратко, то вся моя жизнь и постоянная работа с минералами и горными породами привели меня к этой работе, в которой, как вы сказали, есть философский смысл. И еще могу добавить: ее созданию мне помогли встречи под луной на берегу одной горной сибирской реки.
Он улыбнулся во весь рот, и она сразу поняли, что он говорит о ней.