Шведский детектив. Татуировка дракона

Анатолий Обросков
ТАТУИРОВКА ДРАКОНА

«Девушка с татуировкой дракона» (швед. M;n som hatar kvinnor; дословный перевод — «Мужчины, которые ненавидят женщин») — детективный роман, первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона.

Роман был награждён премиями Glass Key Award в 2006 году, Boeke Prize в 2008 году, Galaxy British Book Awards в 2009 году и Anthony Award. Посмертно Ларссон получил премию английского канала ITV3 Crime Thriller Award.

Книга была дважды экранизирована. Первый фильм был снят Нильсом Арденом Оплевом в 2009 году в Швеции. Главные роли в нём сыграли Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. В 2011 году вышла американская экранизация режиссёра Дэвида Финчера, главные роли в которой сыграли Дэниел Крейг и Руни Мара.

На создание главных персонажей книг Ларссона, по его собственным словам, вдохновили образы, созданные Астрид Линдгрен. Прототипом Саландер является Пеппи Длинныйчулок. В оригинальной версии книги Лисбет рыжая, а табличка на двери квартиры Лисбет Саландер по адресу Фискаргатан, 9, гласит «В. Кула» (сокращение от Villekulla — виллы, где жила Пеппи).

Микаэля Блумквиста Ларссон называл «родственником Калле Блумквиста», мальчика-детектива, персонажа детских книг. Полное имя Блумквиста — Карл (Калле) Микаэль Блумквист. Сравнением с Калле-сыщиком, как правило, пользуются недоброжелатели Блумквиста, поэтому он не использует своё первое имя.

В произведении имеется множество отсылок к творчеству шведской писательницы Астрид Линдгрен. Так, помимо всего прочего, в летнем домике Готфрида Вангера, осматривая книжные полки, Микаэль обнаруживает книгу «Пеппи Длинный чулок» вместе с «Мы все из Бюллербю» и «Кале Блумквист и Расмус». Имя бродячей кошки Чёрвен (Tjorven) — это также имя одного из персонажей Астрид Линдгрен.

Персонажи романа всё время пьют кофе; это слово встречается в русском издании книги 113 раз. Гражданская жена писателя, Ева Габриэльссон, в своей книге «Миллениум, Стиг и я», посвящённой истории написания трилогии, пишет, что они со Стигом любили кофе с самого детства.

Микаэль Блумквист, журналист и издатель шведского политического журнала «Миллениум», проиграл судебный иск, поданный против него миллиардером-предпринимателем Хансом Эриком Веннерстрёмом, который обвинил Блумквиста в клевете. Три месяца — столько журналист должен отсидеть в тюрьме.

Через некоторое время Дирк Фруде, адвокат легендарного шведского промышленника Хенрика Вангера, поручает Лисбет Саландер, 24-летней хакерше, работающей в охранном агентстве «Милтон Секьюрити», составить подробное жизнеописание Блумквиста. После получения исчерпывающего отчёта о жизни журналиста Фруде передаёт Блумквисту предложение от Хенрика встретиться в Хедестаде. Там Хенрик Вангер предлагает Блумквисту под видом написания семейной хроники расследовать исчезновение его внучатой племянницы Харриет. Шестнадцатилетняя Харриет пропала 40 лет назад, в 1966 году. Вангер-старший убеждён, что Харриет убита, причём кем-то из членов его обширной семьи. В качестве аргументов пожилой промышленник называет не только солидное вознаграждение, но и серьёзные улики против Ханса Эрика Веннерстрёма. После недолгих сомнений Блумквист соглашается.

На время расследования журналист перебирается на остров Хедебю в Хедестаде, на котором и исчезла Харриет. Там же всю жизнь проживает и сам Вангер. Блумквист знакомится со всеми живущими членами семьи Вангер, среди которых бывший нацист Харальд, брат Хенрика, и дочь Харальда Сесилия, с которой у Микаэля начинается роман.

Тем временем Лисбет Саландер, в 18-летнем возрасте признанная недееспособной, теряет своего опекуна и знакомится с новым — адвокатом Нильсом Бьюрманом. Бьюрман пользуется своей властью для принуждения Саландер к сексу. После изнасилования Лисбет решает отомстить адвокату — она снимает последнее изнасилование на скрытую видеокамеру. Она шантажирует его видеозаписью, требуя личного доступа ко всем своим банковским счетам. Кроме того, она пытает его и делает ему татуировку о том, что он насильник.

В ходе расследования Микаэлю Блумквисту представляется список из пяти женских имен и пятизначных чисел, написанный пропавшей Харриет Вангер. Дочь Микаэля, увлекающаяся религией, наводит его на мысль о связи представленного списка с Библией, в которой стихи (обозначенные в списке цифрами) описывают жестокие наказания женщин за их грехи. Когда в расследовании Микаэлю требуется помощь, он случайно узнает, что Лисбет составляла на него довольно подробное досье. Догадавшись, что она является хакером, узнаёт её адрес от Фруде и едет к ней, чтобы предложить сотрудничество в расследовании исчезновения Харриет. Объединившись, они проводят расследование, в котором выявляют имена женщин, жестоко убитых в 1940—1960-х годах в Швеции. Эта находка наводит их на мысль, что незадолго до исчезновения Харриет вышла на след серийного убийцы. Лисбет начинает испытывать симпатию к Микаэлю, и они становятся любовниками. Вскоре Блумквист убеждается, что за убийствами стоит Готфрид Вангер, отец Мартина и Харриет, утонувший в 1965 году. Но последнее убийство произошло в 1966 году.

Проанализировав имеющиеся материалы, Микаэль приходит к выводу, что дело отца продолжил его сын Мартин. Микаэль решает поговорить с Мартином, но попадает в ловушку. Вангер связывает Блумквиста в подвале, где рассказывает ему историю от начала до конца. Первым серийным убийцей в семье Вангер был Готфрид, отец Мартина и Харриет. Вплоть до своей смерти в 1965 году Готфрид насиловал и избивал женщин и привлекал своего собственного сына Мартина к совершению убийств. Оба они насиловали Харриет с тех пор, как ей исполнилось 14. Мартин пошёл по стопам отца и совершил первое убийство в феврале 1966 года. После того как Мартин заканчивает свой рассказ, в дом врывается Лисбет, которая нападает на него с клюшкой для гольфа. Мартин пытается покинуть окрестности на автомобиле, но в стремлении оторваться от преследующей его на мотоцикле Саландер попадает в автокатастрофу и погибает. Сама Харриет оказывается живой. Блумквист находит её в Австралии, куда она сбежала от издевательств и побоев брата Мартина и жила под именем своей кузины Аниты. Микаэль убеждает Харриет вернуться в Швецию, что та и делает, принимая от Хенрика должность управляющего концерном «Вангер».

Когда Блумквист узнает о бесполезности улик Вангера против Веннерстрёма, он приходит в ярость. Однако Саландер к тому времени уже взломала компьютер Веннерстрёма и добыла куда более серьёзный компромат на миллиардера. Используя материал, Блумквист пишет разоблачительную статью и книгу о Веннерстрёме, чем добивается успеха своему журналу в национальных масштабах. В это время Саландер успешно крадёт 260 миллионов долларов со счетов Веннерстрёма и переводит их себе на анонимные офшоры.

Веннерстрём бросается в бега и в течение полугода скрывается за границей. Саландер наблюдает за ним через Интернет, после чего анонимно сообщает о его местоположении преступникам, которым он должен денег. Вскоре Веннерстрёма обнаруживают мёртвым.

Лисбет и Микаэль проводят Рождество вдвоем в домике Микаэля в Сандхамне. В канун Нового года Саландер едет к Блумквисту с подарком, собираясь признаться Микаэлю в любви, но, заметив его вместе с Эрикой Бергер, разочаровывается в чувствах и уезжает.

Главные герои
Микаэль Блумквист — журналист-детектив и совладелец журнала «Миллениум», занимающийся разоблачением преступных сообществ и преступлений.
Лисбет Саландер — смелая и решительная девушка-хакер, обладающая крайне высоким уровнем интеллекта, фотографической памятью, уникальными математическими способностями.

Отзыв: Книга "Девушка, которая взрывала воздушные замки" - Стиг Ларссон - Очень посредственное произведение

неинтересный сюжет, обилие деталей в повествовании, невнятный финал
Здравствуйте, уважаемые читатели! Наконец-то разделалась с книгой «Девушка, которая взрывала воздушные замки», являющейся последней частью трилогии "Миллениум" Стига Ларссона. Предыдущие части слушала в аудиоформате в исполнении Станислава Концевича. С этой же решила попробовать ознакомиться так сказать «вживую». Данное решение было явной ошибкой.

После откровенно скучной и слабой второй книги «Девушка, которая играла с огнём» последовала не менее скучная третья книга, посвящённая стремлению Лисбет Саландер воздать по заслугам всем, кто был в её чёрном списке, в чём ей с готовностью помогает журналист Микаэль Блумквист, пишущий очередную «гениальную» книгу разоблачений.

Интересной детективной составляющей я не нашла. Развитие событий довольно предсказуемо. Чередование линий героев и событий их жизни стало уже традиционным для этого цикла. Первая половина романа по сути является подготовкой к суду над главной героиней и откровенно самая нудная и неинтересная. Во второй, посвящённой непосредственно судебному процессу, добавляется динамики, но и она не увлекает. Линия Эрики Бергер вообще смотрится чужеродной. Если её изъять, то ничего не изменится.

Вообще сам сюжет мне был мало интересен, какой-то он политизированный что ли. Да и отдельные утверждения, с которыми я в корне не согласна, сделали своё дело. Ещё смутили невнятные мотивы поступков и интриги группы сотрудников службы безопасности, именующейся «Секцией», не способной справиться с девочкой-подростком, а впоследствии с хрупкой двадцатисемилетней девушкой. Глупость полицейских и всё тех же работников службы безопасности просто поражала. А лезущий во все дыры журналист Блумквист и добивающийся каким-то образом признаний ото всех с кем беседует, если честно, был абсолютно несимпатичен и местами раздражал. Как и главная героиня, которая совсем не вызывает сочувствия.

В общем, несмотря на достаточно детальную проработку образов главных героев проникнуться теплыми чувствами к ним мне не удалось. Было всё равно, что с ними происходит и чем для них всё закончится.

Тяга автора к деталям, раздражавшая меня при восприятии на слух, при чтении коробила не меньше. Что герои надевают с указанием цвета одежды, что куплено в магазине - прямо перечень (странно, что без ценников на каждый товар) и чем расплатился, что и сколько скушал. Я, честно говоря, так и не поняла, зачем это нужно автору. Создать ощущение реальности происходящего? Ему это явно не удалось. Меня это поначалу смешило, а затем начало раздражать. Как и фразы на английском без перевода, которых довольно много. Мой скромный уровень знания языка (то, что осталось в памяти) не позволял мне с ходу их перевести.

О шведские наименования улиц спотыкалась почти постоянно и с первого раза далеко не сразу удавалось их правильно прочитать. Тут я в полной мере посочувствовала Концевичу и Ерисановой, читающих произведения в аудиоверсии.

Финал какой-то скомканный, хотя и в духе «Да здравствует, справедливость!». Линию Нидермана (брата Лисбет) можно было придумать поинтереснее.

В общем, не могу сказать, что книга совсем плохая, ведь я её всё-таки дочитала, но всеобщих восторгов я не разделяю. Видимо, просто Ларссон не мой автор.

Итак, если Вы фанат парочки Блумквист - Саландер, то к прочтению рекомендую. Если же Вы желаете ознакомиться с творчеством Ларссона, то лучшим решением будет ограничиться книгой «Девушка с татуировкой дракона», так как остальные части, на мой взгляд, слабоваты.

ПЕР НЮГРЕН

Два дня посвятил участию в тренинге маститого криминального журналиста из Швеции Пера Нюгрена в ИРП (Институте региональной прессы) на Лиговском проспекте. Специально для проникновения во внутренний мир шведской журналистики читал бестселлеров Стига Ларссона о приключениях девушки с татуировкой дракона Лисбет Саландер из цикла МИЛЛЕНИУМ. Значительное время семинара Пер отвел информированию криминальных журналистов из Архангельска,Северодвинска,Великого Новгорода,Карелии,Вологды,Стрельны об этическом кодексе шведских медиа и рассказу о действительно существующей в Швеции свободе прессы. Любая попытка вмешаться в работу журналистов со стороны чиновников любого ранга вызывает громадный скандал и означает конец карьеры. Пример,который привёл Пер, касался увольнения министра иностранных дел Швеции,которая хотела помещать публикации в парламентской газете,редактируемой другом Пера. Итог: увольнение по решению премьера министра. Моё выступление было посвящено традиционным европейским христианским ценностям, которые должны защищать коллеги по журналисткому цеху. Пер попросил привести пример. В ответе указал на то,что традицией Европы является брачный союз мужчины и женщины, а не,к примеру, мужчины и мужчины.
Пер немного удивился, так как в Швеции такие браки регистрируются.
Мне же представляется,что традиционные ценности необходимы Европе и Европейскому Союзу.
http://proza.ru/2014/11/30/262