Рождественская история

Эдуард Саволайнен
  В середине 90-х мне время от времени перепадала халтурка от финской типографии. Перевести буклет, съездить в Москву на выставку, поработать переводчиком, побыть Шахерезадой и гидом для московских издателей. Специализацией типографии была Библия на особо тонкой бумаге 30 гр/м2, заказы приходили от разных конфессий.
  С хозяином типографии у меня сложились приятельские, доверительные отношения. Он был печатником в третьем поколении и утверждал, что родители даже его самого сделали печатным методом. Jouko был слишком мягок характером для хорошего управленца, поэтому нанял исполнительного директора, а сам взял должность закупщика в своей же фирме.
  Однажды мы долго возвращались из Хельсинки на моей машине. Он позвонил дочери и попросил сварить нам кофе. Я знал, что ей 15 и она носит необычное имя Sarla. Jouko предупредил, что у девочки переходный возраст и она очень напоминает противопехотную мину. Когда она была дома, Jouko становился ниже травы и тише воды, ходил на цыпочках. Но в-целом он был доволен, что девочка держит его в чёрном теле. "Когда уже добился всего, чего хотел в молодости, то велик риск подцепить звездную болезнь, возгордиться и перестать смотреть под ноги. А Sarla лихо сбивает с меня спесь и опускает на землю. Иногда даже немного ниже" - улыбнулся своим рассуждениям Jouko.
 - "А что заставило дать девочке такое редкое имя?" - поинтересовался я.
 - "А что заставляет меня ездить на голубом американском Бьюике? Таких всего 3 штуки в Финляндии. И это, поверь, чертовски неудобно: ремонт, запчасти, сервис. А зимой так он и вовсе как корова на льду. Одни проблемы. Но если подумать, чем я занимаюсь? Тиражированием. Беру оригинал на пленках или в цифре и делаю из него тысячи и тысячи копий. По этой самой причине в личной жизни я стремлюсь к вычурному индивидуализму. Поэтому мы и дали ребенку такое имя, которое попадается не часто. Штучный товар, не фабричный".      
  Кофейник в гостиной был полон, бутерброды мы сделали сами. За столом, поджав под себя ноги и выставив локти миру, сидела девочка с бритыми висками и фиолетовым ирокезом. Перед ней лежал учебник, но мне показалось, что она осталась лишь для того, чтобы произвести впечатление на гостя. Я решил уделить ей максимум внимания и стал молча разглядывать её причёску. Кажется изначально она была задумана как мимикрия под дикобраза. Острые колючки из волос были обработаны каким-то клейстером и в них таилась угроза. Как будто всё кричало: "Берегись!". Но я всё же перегнул палку, изучение прически оказалось слишком долгим. Прежде чем я успел сказать ей первую фразу, Sarla вдруг захлопнула книгу, вскочила, шумно протопала по лестнице на второй этаж и хлопнула дверью своей комнаты так, что в моей чашке появилась мелкая рябь. Я посмотрел на папашу. Он сиял: "Я же тебе говорил, что эта стерва кому хочешь даст просраться!". Я заметил, что шипами и разрушительной силой Sarla больше напоминает морскую, а не на пехотную мину. Быстро допив кофе я сел в машину. До моего дома оставалось ещё 70 км.   
  Недавно я блуждал в торговом центре и никак не мог найти накладные шипы на обувь от гололеда. Возле полок с рождественскими товарами возилась крашенная брюнетка с каре без чёлки. Я спросил есть ли в ассортименте такие кошки? Она приветливо улыбнулась и взялась проводить меня до места. Я заметил на ее груди бейдж с именем "Sarla" и спросил не дочь ли она Jouko, владельца типографии?
  -"Да, моего отца звали Jouko. Он помер в 2006 году. А спустя 3 года, в 2009, наша типография обанкротилась".
 - "Я побывал у вас дома в 1997 году. Привез отца из московской командировки. Помню, что он уже тогда не был здоровым человеком, глотал целую горсть таблеток. А что касается фирмы, то это совсем не удивительно. Кому нужно напечатанное на папиросной бумаге Слово Божье, когда у всех есть смартфоны?".
  -"Мне так стыдно за те годы! Редко бывает день, когда я не вспоминаю своего отца. И весь тот набор нападок и претензий, которые он получал от меня без всякого повода. Просто потому, что был терпелив и меня не наказывал. Только юморил и приговаривал: "Ничего, Sarla, пройдет и это". Вот оно и прошло, он помер. А я за свои 24 года так и ни отважилась поговорить с ним откровенно. И теперь этого уже не исправишь...". В глазах продавщицы было столько отчаяния и боли, что я её обнял. К нам приближалась покупательница с полной телегой, она нервно дернулась, развернулась и пошла в другую сторону. "Кто мог подумать? Кто мог подумать?"- грустно пела в моей голове шарманка. 
.................