Фекла и Наташка

Сергей Немцов
Я был там намного позже,  видел,  где они появились на свет, это было начало 20 века. Маленькая деревня на правом берегу Битюга. заросшего камышом и тростником, как у нас говорят заросшего кугой.  Деревня имела название, но не дожила до тех времен, когда бы ее помнили современное поколение.  Приехал я туда специально посмотреть те места, где и я когда то был там. Сейчас там нет ни одного дома  и только ямы погребов , заросшие бесхозные  сады выдавали то, что когда то здесь жили люди. Мое первое пребывание было в глубоком детстве. Не могу точно сказать сколько мне было, может шесть, может семь, или даже восемь лет. Было лето и Наташка маленькая и худенькая женщина сестра моей бабушки Феклы, взяла мою руку и мы пошли в первое мое путешествие, как мне казалось очень далекое. Она  вела меня, и мы шли в то место, где она родилась, где началась жизнь скромных, и очень простых и не прихотливых к трудностям сестер Феклы и Наташки.  Деревню из  нескольких дворов, я увидел пройдя с трудом не более 7 км . это были маленькие дома, могу сказать, что совсем бедные, покрытые ржавым железом или даже  соломой. Было лето, природа согревала нас своим теплом и я от усталости думал, как бы по быстрее дойти. Мы, прошли  целый  ряд  домов, и остановились у последнего. Домик совсем маленький, с русской печью, о которой мне рассказывала теперь уж баба Наташка и которую я очень хотел посмотреть, потому как ни когда не видел, а только слышал о русской печи. По тем временам дома были совсем одинаковые, как мне казалось. Коридор и сразу комната с русской печью и за ней кровати, ни каких больше комнат, ни каких удобств, маленькие  окна их было два смотрели на сад и огород , что спускались к Битюгу. Стены были  покрашены известью с добавлением  купороса.  Почему я это знал, так потому что , даже моя мама каждый год весною освежала внутри этой смесью стены нашей квартиры. Мы пришли к родственнице бабе Груни, не знаю толи ли двоюродная сестра Наташки, толи дальняя родственница. Как мне рассказала  в этой маленькой  деревне жили  все родственники и близкие и далекие, их связывало родство, и то место, куда мы пришли. Что я знаю о сестрах, что я слышал, что я могу поведать?  Из скудных рассказав Феклы, могу лишь написать, что она родилась в этой деревне а 1908 году, о матери она ни чего не знала, потому как она рано умерла после рождения в 1916 году сестры Наташки. Отец Гаврил мастерил гармошки на продажу и со временем спился, умер  тоже,  рано оставив их сиротами. Здесь  провал памяти, не знаю, как они жили, но слышал, что их иногда кормили родственники.  А со временем  Фекла устроилась к зажиточной семье помощницей.
Баба Груня была уже не молодой, а может и молодой, потому как я, в то время не мог оценить  ее статус, но была довольно  симпатичной с шикарными черными волосами жениной и как я слышал имела а уже взрослых  сыновей и дочерей которые уже разъехались по стране в поисках своей жизни. И только младший сын Виктор жил еще с нею. Я застал его когда ему было уже лет 16-17 это был красивый молодой парень , стройный и мы сразу же подружились. По случаю нашего прихода Виктор взял ружье одностволку и мы с ним пошли на пруд, что был не далеко  от деревни.
Пруд был прямо в поле, и что мне привлекло внимание, он был полностью обжит дикими утками. Их было так много, что Виктор, стрельнув в одну и прибившую ветром к берегу взял на праздничный обед в честь нашего прихода.  Все оказалось просто, в этой деревне все держали диких кряковых уток в своих хозяйствах, и с подрезанными крыльями они паслись и плавали в этом пруду.  Сготовив утку и покушав дикого мяса, я первый раз спал на русской печи, а утром мы уже шли обратно.  Вот так я впервые увидел эту деревню,  эти сады и огороды пруд и диких уток, что потом шли на ужин и обед хозяевам этой деревни. Рассказы о этой деревни бабы Наташки об и х садах о бабе Груни, о грушах , яблоках и вишнях подогревало мой интерес  и  поэтому  у меня это осталось в памяти . Незнакомые люди становились ближе и интереснее, хотелось уже позже знать о их судьбе и жизни. Так в последствии  уже повзрослевшим я узнал, что деревня опустела совсем и что баба Груня вышла замуж в соседнее село и что, потом умерла, но где похоронена я не знаю. Все приходит и уходит и они и мы были молодыми , они были счастливы и не счастливы как мы сейчас. Жизнь была и у них своя, рожали детей , работали, страдали и радовались. Но сколько забыто судеб, сколько было хорошего и плохого.  Как это все уместить в памяти и не забыть?
Фекла и Наташка были моими бабушками, они жили с нами, помогали маме и папе по хозяйству. Было разделение обязанностей, даже какое то. Фекла занималась приготовлением пищи,  а Наташка занималась хозяйством при дворе, ее заботой было покормить скотину, кур, гусей, прибраться в сарае. Их жизнь уже в составе нашей семьи мне казалось уже не такой тяжелой, как была ранее. Поэтому мне хотелось бы описать именно тот период, который мне казалось неизвестным для меня.
В 28 лет Фекла, работав  помощницей  у  хозяев забеременела от сына хозяев. Он был моложе ее и  узнав о ее беременности, не захотел связать свою жизнь с Феклой  и скрылся в Москве. Фекла родила  девочку , которую назвала  Любой, в последствии она была моей мамой.  Это был 1937 год, я ни чего не знаю о том времени, как она жила как они обе жили, что ели , где спали, я ни чего об этом ни знаю.  Наверное,  были трудные времена, потому как Фекла и Наташка соблазнившись  на подъемные и бесплатный проезд,  были завербованы в город Серов.
В городе Серове,  Фекла работала в детском саду поваром, а Наташка на заводе.  Климат и трудности привели к тому, что Наташка заболела и могла умереть . Ей посоветовали врачи вернуться на прежнее место жительство и вот они уже снова вместе с маленькой  Любой собирались снова на свою родину. Работники детского сада упрашивали  Феклу оставить Любу, потому как боялись, что Люба не доедет.  Но, Фекла настояла и они все, троем, снова вернулись на родину, испытав голод, и безденежье в дороге. Наверное это было до войны. Подтвердить то что я написал уже никто не может, потому что тех людей о которых идет речь уже нет в живых.
Наверное, где то архивных записях, еще есть имена и фамилии и какие то данные об этих самых простых людях нашей огромной Родины. Но они так скудны и математически точны, что не  смогут передать страдания , счастье и трудности этих маленьких людей, жизнь которых прошла незаметно для нас, но и без них не смогла бы жизнь сейчас.  Поэтом мы в долгу перед ними и обязаны помнить о них всегда.
Уверен в том что, когда они вернулись из Серова они устроились в селе, где я и родился в последствии. Фекла работала дояркой, а Наташка работала на разных работах. Каждое утро они шли на работу к конторе, где раздавались задания и наряды.  Наше село тоже расположено на берегу реки Битюг.  Оно указано в исторических справках 1623 года, но то отдельная печальная история.
Люба росла, вышла замуж и в 1959 году родила меня,  мы жили большой дружной семьей Фекла, Наташка, мама, папа и я с двумя сестрами Ниной и Таней. Время стирает память о людях простых и не только .  И всему приходит конец, как это не печально и грустно. Я был не один, меня окружали любящие меня люди,  прекрасное время  прекрасная на мой взгляд природа, река , пруды  маленький , но огромный для меня лес, любимые увлечения охотой и рыбалкой. Как много всего было, и как яркими красками вспоминается  прошедшее  время. Время и шло и наша семья казалось большой стала терять родных и любимых нам людей. Сначала  Фекла, потом отец,  Нина сестра, Наташка и моя мама.
Все что пишу, это было в реальности оно было точно, я знаю как мы жили, где и как спали мои Фекла и Наташка, как смеялись и грызли семечки мои сестры, как купили первый телевизор, каким желтоватым светом горела лампочка в зале , где все мы спали. Как пахло печкой и молоком. Как приносили теленка, родившегося обычно ночью на кухню, чтобы первое время мы его выхаживали. Даже как купили первую люстру в зал и сервант. Все ушло куда то, поэтому я пишу эти строки, чтобы все это осталось  хоть на бумаге, в буквах и выражениях благодарности за близких и дорогих мне людей.