Визит к научному руководителю

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
 Из позапрошлой эпохи – калейдоскоп воспоминаний   

  Счастливые студенческие и аспирантские времена – жизнь только начинается и представляется необозримо долгой.
Полвека назад… Весна  1974   года…

     Сойдя с трамвая № 39 , я  постепенно  приближаюсь  к дому  профессора  Виктора Пантелеевича  Строева. Он часто приглашает аспирантов  даже   и студентов , к себе домой. Это cовсем  рядом с метро Университет, легендарный дом  – Ломоносовский проспект дом 14 . (В  википедии о нём сказано: «Архитектура дома выдержана в лучших традициях сталинской архитектуры… В боковых крыльях по 10 этажей, в центральной повышенной части — 14.  )
 Да, мне   сюда   в боковое крыло на 6-ой этаж… И через пару минут  я буду уже уж у двери строевской квартиры… мне страшно ,  ведь предстоит  необычный и очень неприятный  разговор. .. Дело в том, что  я … жду ребёнка. Срок – уже  четыре  месяца … даже больше . Казалось бы дело домашнее,  интимное. Причём тут профессор? А очень даже при чём. Поступая в аспирантуру ты ( любой, то есть любая –   существо  женского  пола   )  обещаешь, так сказать,  торжественно клянешься,   что   не вздумаешь «заводить  ребёнка», пока не напишешь диссертацию. Ты  клянешься что   не будешь   беременеть , рожать , вынашивать, кормить, нянчить  младенца,  отвлекаться от диссертации , которая  есть конкурент   твоему ( вашему с мужем ) ребёнку… Вернее наоборот:  ТВОЙ( Ваш с мужем ) РЕБЁНОК – конкурент  диссертации . Ну… к чему  все эти умозаключения ?
  Мне нужно время   чтобы собраться с мыслями, а главное собраться  с духом … успокоиться  . Я подвела профессора … Виктор Пантелеевич который, так добр ко мне , с таким пониманием отнёсся, взял меня ,студентку английской  группы, под свое крыло, поверил  в меня, когда  я свалилась к нему как снег на голову ( просто пришла в профессорскую  и  заявила о своей любви к  скандинавской  литературе  и особенно норвежской  и желанию посвятить ей жизнь) , дал задание написать курсовую по творчеству почти запрещенного тогда Кнута Гамсуна , а когда работа получила его одобрение,  пригласил постоянно  посещать  в датскую группу , где он читал общий курс по скандинавской литературе( то есть литературам- датской.шведской, норвежской),  а  потом помог( собственно это и была его идея) поступить в аспирантуру, я даже и не смела мечтать об этом   Сама учеба на филфаке – привилегия( так объяснили мне в ректорате, куда я  ходила при поступлении в связи с апелляцией- по поводу тройки за сочинение,  где не обнаружилось ни одной ошибки  – но экзаменатору не понравился стиль, все предложения подряд на всех страницах {!!!}были подчеркнуты   волнистой  красной линией ,  при том все остальные предметы были сданы на отлично ) , а уж аспирантура … Официально в неё даже приёма не было. Декан  лично обещал В.П. ( который никогда не за кого не просил, как говорили  между собой на кафедре. Секретарь кафедры изрекла ехидно:Небо падает, чтобы Стройкин просил за кого-то    )что  на следующий год  - место будет  для меня ,  а до этого должна поступить его ( декана ) невестка….

К тому же  тогда   было ( а мб есть и теперь? ) есть такое правило , если  ребёнок   у аспирантки  появляется на свет или даже возникнет такая перспектива ,  на первом году пребывания в этом почетном статусе   , то аспирантку просто отчисляют, а если позднее ,     и пройдена аттестацию , получено  одобрение  кафедры в связи с явными успехами , она  имеет право взять    академический отпуск.
  У меня  был довольно большой задел в работе … Я   так увлеклась  творчеством  Гамсуна сдала  кандидатские   экзамены заблаговременно (  обстоятельства позволили,) библиографию собирала постоянно если увечен своим делом  -  это самое милое дело,  это в радость ). Публикаций тоже хватало.  При  ВГБИЛ ,Иностранной Библиотеке ( в просторечии «Иностранке» ) был  очень милый маленький журнальчик ( вполне достойного уровня)« Современная  художественная   литература  за рубежом », куда  можно было писать рецензии на понравившиеся норвежские  книги из зала «Новые поступления», и гонорары неплохие платили…
УРА  , я  успела  переаттестоваться  на заседании кафедры  , смогла  убедительно  и подробно  отчитаться  о  якобы  проделанной  текущей работе, хотя   какое там Год был явно неакадемический:  свадьба- долги, житьё в съемной комнате, в одной квартире с хозяйкой   – будущий ребёнок…   
Переаттестация - ответственная процедура.Я  старалась  говорить убедительно,  спокойным громким голосом, и вдруг…  ребенок стал шевелиться, да так бурно, что мне показалась , что все окружающие  видят  как мой живот  ходит ходуном . Ну вот, наконец, мне разрешили сесть …

 Впоследствии  Татьяна  Алексеевна Щеглова,   крупный англист, в   семинаре которой я изначально занималась английской литературой,   конфиденциально сообщила  мне , что  все женщины, доброжелательные   наши преподавательницы  ,   присутствовавшие тогда  на кафедре  заметили и нелепый широкий шарф и  мою странную манеру говорить, да и просто  по лицу  обо всем догадались  , но перед зав кафедрой Леонардом  нашим Георгиевичем   и профессором  Строевым  разоблачать меня не стали …
Вот так …
   
И я решаю  подниматься пешком … Дом с высокими потолками. Высокие пролёты  Вроде иду долго ,  но с ужасом осознаю  , квартира каждым   лестничным  пролётом  катастрофически  приближается Передо мной как будто наверху  пропасть разверзается Скоро- скоро... этот  ужасный разговор.
Дошла…Профессор доброжелателен, приветлив,  ведь я со своим энтузиазмом , оказывается  - на данный момент его  надежда , что касается норвежской  литературы. Другие –то  аспиранты  у него по  датской , шведской   не говоря уж о  немецкой  литературе, конечно  … Он обсуждает со мной структуру диссертацию  даёт советы по библиографии , первой главе…
Очень  рекомендует, почти требует, написать какую-то  обзорную статью в профильный журнала  , сейчас  уже не помню какую …Он уже договорился , тема выигрышная, её возьмут в  следующий номер, если вот сейчас сяду и быстро напишу.  Он доволен мной . Вот… – вот сейчас  я скажу ему главное….  Мое положение усугубляется: слышу  шаркающие  шаги,  в кабинет заглядывает мама  Виктора Пантелеевича   Пелагея   Андреевны ( с которой я раньше разговаривала лишь по телефону  )и  зовет Витюшу  «попить чайку», я тоже приглашена  … Понимаю:  теперь   или никогда  И вот   я наконец изрекаю: Виктор Пантелеевич !… я должна  сообщить вам одну очень неприятную вещь...

Профессор  меняется в лице..Что…что… что такое!?
Я веду себя как рыба , вытащенная на берег  , и вот , наконец, выдавливаю из себя:
 Дело в том , что…  я  жду ребёнка…

 Профессор с негодованием и даже агрессивно:
-  А я то тут при чём … Я не имею к этому никакого  отношения…
 
-  Ну дело в том , что я понимаю , что это НЕ вовремя.
И вот наконец профессор осознает ситуацию  , в глазах его загораются искорки- смешинки. Он  почти хохочет.
 Ну так это же радостное событие! Ведь Вы замужем?
Да… 
 
 Вообще-то он Виктор Пантелеевич... пуглив , И читая лекцию, он почти никогда не говорит чего-то  до конца определенного,  не утверждает что-то  однозначно или категорично,  как будто  всегда помнит , что любое высказывание можно истолковать ,при желании,  как угодно. Хотя история литературы  ( точнее курс  скандинавская  литература )не требует каких-то прямых политических заявлений, или мнений которые напрямую  расходились бы с  коммунистической  идеологией. Литература – вид искусства хотя и особый ,а не служанка  идеологии:  биографии авторов , сопоставление их произведений с произведениями живописи и  музыки   импрессионизм – неоромантизм- модернизм …. Лекции  профессора  Строева увлекательны , но  порой студенты и аспиранты посмеиваясь  между собой , и говорили , что все  лекции у него по одной схеме : Это  белое – белое – белое , но с другой стороны –оно черное - черное – черное…. Или наоборот.
 
     Всю жизнь Виктор Пантелеевич трепетал  из-за своего  социального происхождения. А всё дело в том, что он   довелось родиться у  приказчика чаеразвесочной фабрики   и его законной супруги  ( хотя  в анкетах  писал , что из семьи крестьян в Сибири , всю жизнь страдал от своего «непролетарского происхождения", видимо боялся что раскроют).
  Профессор воевал, был ранен  и дошел до Берлина , освобождал Чехословакию и Венгрию, и   когда была очередная  годовщина победы пришло письма от боевых товарищей из Будапешта. Оказывается он во время  боевых действий   спрятал   и  сохранил знамя полка, и на кафедре его  в тот День Победы чествовали как фронтовика особо , хотя он был отнюдь не единственный  ветеран.. Сам наш зав. Кафедрой,  выдающийся  специалист по французской литературе Леонард Георгиевич Александров , прошел всю войну , его изысканная  вежливость, следование  этикету, странная  немного  манерная походка была  предметом  восхищения нескольких поколений  студенток. Его походка воспринималась  как некая особая элегантность, а   оказалось что у него ампутированы  обе ноги и он ходит на протезах(!?).

Профессор  одинок, в том смысле, что не женат  и его 90- летняя мама все боится, что он женится и тогда  совсем покинет ее, « променяет на жену » . Мама  на всякий случай рассказывает  приходящим к профессору аспиранткам ,о якобы  его мужской несостоятельности. Общеизвестно, что В.П.  была влюблена  неизменный секретарь  кафедры Нина Ивановна  Санина . И вот как-то В.П.  пригласил её в театр.  Билет на балет   «Дон Кихот» он принёс ей на кафедру , договорились встретиться в театре. В Большом  театре ! Нарядная и почти счастливая Нина Ивановна   пришла и заняла свое место и стала поджидать  возможного суженого Но … вместо   В.П. пришла его мама (  видимо пошла на все , чтобы Витюша избежал  очередного соблазна и даже мезальянса ). Это  событие навсегда  разбило сердце Нины Ивановны … С  того дня как и прежде , она, конечно же ,выполняла все свои обязанности , но звала В.П.за глаза  только Стройкин , а на  неофицальных бумагах,  с  которыми работала,  сокращенно помечала его как  – НЕУ(НЕ Стройкин )- человек отрицательный , который не строит , а разрушает…
 
Когда я звонила по телефону В.П.,  бывало , что к телефону подходила Полина Андреевна . Я вежливо здоровалась . Меня она называла  барышней или девушкой Порой следовало замечание:
 Девушка , надо же ведь с праздником поздравлять (Судорожно вспоминала ,с каким. Оказывается в этот день  не Первое мая , Седьмое ноября или Новый год ,а Пасха, Покров Пресвятой богородицы,  Крещение Господне, или Богоявление). 
 Я скромно извинялась  и  просила передать о моем звонке В.П. , на что следовала загадочная реплика: Я-то передам, но   … был бы толк...

 И вот мы все втроём  уже пьем чай .

 В..П и его мама носят из кухни в гостиную  чайник , вазочки с печеньем и вареньями. Мне неловко , двое стариков  можно сказать обслуживают меня ( но как я брошусь помогать в чужой кухне ).

Ну вот чай налит  в очень красивые чашки с бабочками   «футуристические» , видя мое восхищение радостно объясняет Полина  Андреевна  , хотя они на мой взгляд ,сугубо реалистические – на них  все изображения очень    отчетливые , детальные , как в иллюстрациях к биологическому  словарю . Может  быть  это  и  есть одна из форм  сюрреализма ? 
--«Чай у нас  настоящий  индийский  , "со слоном" , Виктор ПАнтелеевич  получил в заказе , ну не прежний , но пить можно . Впрочем грех жаловаться В войну-то как настрадались…
-- У нас всё  было раньше …  Мы в Кунгуре жили1) … 
Несмотря  укоризненный, но любящий взгляд  сына ,   мама профессора    с удовольствием, наверное в сотый а мб и в тысячный раз рассказывает:
«Я -то  мещанка , а Пантелей Акимович был из крестьян,  всего сам достиг, же и жалованье к той поре приличное имел , мог  и  о женитьбе думать, когда познакомились.  И кавалер был галантный и  усердие  во всем у Пани было ,хозяин рачительный , а уж трудолюбие  не занимать…   
У нас собственный дом был , двухэтажный  Пантелея Акимовича должны были уже в правление   Чаеразвесочной Фабрики  ввести , но тут  Октябрьский переворот , всё смешалось…»
 Она привычно  смахнула слезу ( я поразилась надо же , уж когда-это все было, прицаре Горохе, как некоторые говорили , а она вспоминает как будто   вчера , а для  неё как недавно самые живые и прекрасные воспоминания ). А потом Паня Погиб. Ехал  зимой в сумерках на санях  и лошадь понесла ,видно,  и об дерево его и ушибло . Лошадь сама дорогу домой нашла, поехали за ним  , а Паня  уж  и скончался,  в висок ударился , и мороз был сильный – замерз .
Так и живём с Витюшей с той поры , вдвоем   .
 
Вскоре мама прощается и уходит в свою комнату : «Пойду вздремну» .
И теперь рассказ ведет  В.П.

«Была у меня аспирантка.

Кажется из Тывы или из Бурятии.. Даже не помню Как ее звали то ли Женя то ли Даша ( на русский лад имя было преобразовано )Баджанова.
Ну знаете, по национальной квоте . Хотя,  правду сказать ,она действительно  умная,  очень старательная была , занималась  у меня немецкой литературой,  а потом  быстро на французскую  литературу переключилась . У  Натальи Петровны  Быковой диссертацию по творчеству  Жорж Санд писала , но защититься  ей здесь не дали.
-Как это?- изумилась я
А вот такая история …  Случился  у нашей аспирантки  Даши / Жени   роман с  иностранным студентом , бельгийцем , вроде бы коммунист,  а потом оказался мимолетное увлечение марксизмом,  так   как сын фабриканта , ради экзотики приехал , до этого в Италии и в Англии учился(долго учился, ну прямо вечный студент )
      Я до сих пор понять не могу , как он в нее мог влюбиться
 Лицо как блин,  глаза узкие,  вечно спущенные чулки … Отец  был секретарь  обкома, там у себя .  Ну скандал, конечно . Отец требует  чтобы она прекратила с этим Жюлем, кажется, да Жюлем , его имя я запомнил  встречаться . Требовал чтоб она вернулась в родные места Ну  завели тут  персональное дело, на тему аморального поведения , безыдейности ,  и тд,  стали её  вызывать на разные собрания ,  обсуждения,  товарищеские  суды.    Грозили выгнать из комсомола … Потом и исключили  У отца были неприятности по работе, понизили в должности , какие-то взыскания наложили  . Домой уехать она  наотрез  отказалась.

(Я просто чуть рот  не разинула от изумления . В П – рассуждает о внешности – студентки  - аспирантки . Да еще с такими  деталями как
чулки , которые висят.  Ну не думала что этот старик  может мужским взглядом на девушек смотреть..)
 -И на кафедре её у нас обсуждали . Указание  было сверху…  её отец через кого-то сумел надавить Видимо надеялся что на неё кафедра повлияет… Но не тут- то было . А знаете , как она себя вела, когда её на кафедре склоняли , увещевали?. Сидела и молчала ! И ни разу не сказала ни единого слова. И так было на всех этих, так сказать собраниях, сборищах, где её  склоняли, а точнее  шельмовали.

 Ну вот прошло несколько лет … Все забыли про это историю , но правда  знали , что она вышла замуж и уехала в Бельгию  А тут вот такое событие случалось . Делегация из университета из ректората – деканата и по профсоюзной – комсомольской    поехала в Бельгию. И вот представьте себе…,  (ВП  говорит  с недоумением  ) они почему-то решили посетить  так сказать выпускницу университета , живущую в Брюсселе . Как уж они узнали её адрес ,  неведомо , ли то знали заранее, то ли по фамилии её мужа ( а значит и её ). Я слышал там повсюду телефонные книги есть с алфавитным указателем списком телефонов и адресов .Короче решили зайти к ней в гости. Нашли и вот позвонили в дверь , не знаю квартиры или особняка. Выходит горничная. Она радостно сообщают ей , что они  коллеги из университета , где училась её хозяйка. Та сообщает, что  мадам   сейчас не здесь , а  в своем  загородном доме. Присутствующие разочарованы , но полны решимости  посмотреть как  там Женечка / Дашенька живёт. Они просят адрес и, поколебавшись, горничная даёт его. Вся наша компания  идет на железнодорожный  вокзал . Денег лишних нет и поехать на поезде целая история . Они едут и надеются в том числе, что их  накормят и ужином  Дом богатый , такая редкая чудесная встреча, родной университет , соотечественники. От станции идти далеко . Видно все на машинах ездят . Да и автобус , если бы был все равно  дорого. У советских людей с валютой известно как.
 Они объясняют кто они. Горничная идёт доложить и  почти сразу же возвращается обратно. На лице непроницаемая маска: МАДАМ НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ВАС …
 Выражение лица В.П. спокойное , а в глазах смешинки:
 
Да... "И пошли они солнцем палимы"
 
Помните как у Н.А. Некрасова про Парадный подъезд?
Хотя как я понимаю, тут ближе к вечеру … уже закатное  бельгийское солнце

Конечно же  я помню, Виктор Пантелеевич!

Я просто потрясена, но понимаю , что пора  мне и честь знать. В.П. любезно прощается со мной , желает мне всего хорошего!

И я  иду,  спешу домой  уже с лёгким сердцем … Хотя выйдя из подъезда  с  ужасом  вспоминаю , что  родителям - то  мы еще не сказали о будущем  ребёнке …

Примечание
1)В XVIII–XIX веках через  г.Кунгур ( Пермский край  ) пролегал Великий чайный путь. Именно здесь зародилась чайная культура в России. В 1870-е годы купец первой гильдии  Михаил Иванович  Грибушин построил в городе каменное двухэтажное здание чаеразвесочной фабрики. Часть доходов от продажи чая шла на постройку новых зданий в Кунгуре. В их числе были церкви, школы, дома для сирот.