Мне очень повезло

Надежда Хисметова
Мне очень повезло. Судьба и Бог подарили мне встречу с Владыкой Проклом.
В апреле 2005 года я поступила работать в издательство "Вишня", которое занималось выпуском журнала "Спортшкола".
Я выполняла, в основном, в первых номерах этого журнала больше работу менеджера, а не журналиста. Перед выпуском моего первого журнала "Спортшкола" директор издательства "Вишня" Павел Алексеевич Белов посоветовал мне сходить за благословением к священнику.
- А лучше всего получить благословение от самого Владыки Прокла, - посоветовал он мне.
Я пришла к епископу в Амбулаторный переулок, заняла очередь. Когда я вошла в кабинет к Владыке Проклу, то очень растерялась, увидев его строгое умное лицо. Он попросил меня подойти ближе и сказать с какой просьбой я к нему пришла. Я положила к нему на стол пять, уже выпущенных ранее журналов "Спортшкола", и попросила у него благословения на выпуск шестого журнала, в котором будут размещены две мои статьи.   
Владыка внимательно просмотрел все пять экземпляров и с удивлением спросил: "А зачем Вам нужно моё благословение на работу в журнале, который не имеет никакого отношения к религии?"
- Наш главный учредитель Андрей Геннадьевич Красильников и наш директор издательства "Вишня" Павел Алексеевич Белов считают, что главное для возрождения России - это развитие в людях высокой нравственности и патриотизма. Чтобы эти чувства развивались и укреплялись в человеческих душах необходимо исцеление людских душ и тел, чтобы в наше время в россиянах был крепкий, несгибаемый стержень перед любыми испытаниями. А это в настоящее время могут развить только религия, спорт, культура и страсть к получению новых знаний. Экономика без этого никогда не будет быстро и правильно развиваться, - ответила я растеряно.
- А Вы тоже так считаете, - спросил меня Владыка.
- Да! - Твёрдо ответила я.
- А Вы кто по специальности журналист, экономист? - поинтересовался Владыка.
- Нет! У меня техническое образование. Я сначала закончила автомеханический техникум по специальности "Холодная обработка резанием", а потом политехнический институт, радиотехнический факультет, специальность "Авиаприборостроение".
- А как же Вы оказались в редколлегии журнала "Спортшкола"?" - удивлённо спросил Владыка Прокл.
Я случайно столкнулась с директором издательства Беловым в типографии, где издавала свою первую книгу "Девять сказок Птаха". Издатель попросил меня исправить грамматические ошибки в книге, но я никогда не пользовалась его редактором и отказалась. Он на это мне ответил, что эти ошибки необходимо срочно исправить. В комнате сидел директор издательства. Он вызвался помочь мне. Я ушла домой, а он остался исправлять ошибки. Его заинтересовало содержание книги, и он показал рукопись нашему главному учредителю Андрею Геннадьевичу Красильникову, генеральному директору ООО "Берег". Они решили пригласить меня к ним поработать сначала через договора, а потом на постоянную работу, - объяснила я Владыке.
- А о чём эти сказки? - заинтересовано спросил Владыка.
- О принятии славянами христианства, - сказала я.
- А о чём Вы написали две статьи для выпускающегося журнала "Спортшкола"? - поинтересовался Владыка.
- Номер апрельский. Когда он будет выпущен, наступит праздник День Победы. Статьи о двух ветеранах Великой Отечественной войны: бывшем главном инженере механического завода, прекрасном человеке, спортсмене, занимающийся моржеванием, Владимире Михайловиче Фенелонове, кстати, он верующий человек, сейчас пенсионер, его жена Дия Николаевна помогает священнику в Чувашской церкви отцу Илье, второй - преподаватель физкультуры Иван Дмитриевич Балашов(я у него училась в 33-й школе), 22 года он был директором знаменитого турлагеря "Салют", - рассказала я подробно священнику.
- А у Вас есть отец. Нет он уже умер.
- А он воевал?
- Да, Владыка. Он воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, участвовал в Любаньской и двух Синявинских операциях, охранял Дорогу Жизни, участвовал в прорыве блокады  на станции Мге, - разъяснила я подробно Владыке об участии своего родителя в ВОВ.
- А я родился от матери, которая пережила блокаду, работая на заводе. Несмотря на голод, сохранила меня. Учился в школе и в техникуме лёгкой промышленности в Ленинграде, потом отслужил три года в Советской Армии. Рискну, благословлю Вас. Вы только журнал, если можно, принесите мне почитать. Забота о нравственности - очень важная тема для публикаций в печати...
Я, конечно, передала через секретаря Владыке Проклу, увидевший свет журнал, и потом приходила для благословения к Владыке для выпуска следующих журналов. Как-то он мне сказал, что мне не стоит каждый раз ходить к нему за благословением. Меня может благословить любой священник, в любой церкви.
- Ведь ко мне за благословением нужно долго в очереди стоять, - пояснил он.
Потом достал образ с изображением Патриарха Алексия II и подарил мне. На обратной стороне образа было написано благословение на добрые дела.
Когда мы стали с ним прощаться, сказал, что несмотря на столь светское название журнала он, если мы хотим, будет сотрудничать с нами.
- Дело ведь не в названии журнала, а в его содержании, - пояснил он.
Я так была тронута его согласием на сотрудничество, его доверием и оказанной честью нашему журналу, что у меня на глазах навернулись слёзы, мне так хотелось расцеловать его, прижать к себе.      
Андрей Геннадьевич Красильников и Павел Алексеевич Белов были очень тронуты заявлением Владыки Прокла о сотрудничестве, и мы тут же приступили к написанию статей о трёх ортодоксальных религиях. Процесс был очень долгий и очень полезный для меня. Было написано несколько статей о каждой религии. Владыка познакомил меня с протоиереем Ульяновска отцом Иоанном, с несколькими православными священниками: отцом Александром, отцом Алексием Скала, отцом Олегом, - с главой ульяновских мусульман муфтием Савзяном Хазратом, с земляками, которые исповедовали иудаизм - одну из древнейших религий на Земле, первой пришедшей к единобожию. Из кабинете главного редактора журнала "Спортшкола" и директора издательства "Вишня" Валерия Владимировича Кузнецова Ефим Аронович Тейтельбауман договорился по телефону о выделении Москвой городу Ульяновску раввина.
Все статьи подписывались священниками трёх конфессий и только после этого допускались в печать.
Первая статья была напечатана в апрельском №4(18) "Спортшколы" о хадже двух мусульман: нашего земляка предпринимателя Миркасима Яхьяевича Арифуллина с 3 по 27 марта 2006 года вместе с матерью. Статья, помещённая под рубрикой "Духовный мир", получилась очень серьёзная и большая по размерам. Прекрасно иллюстрированная, она называлась "Долгий путь очищения". Статья нашла огромный отклик у читателей. Многие мусульмане просили больше писать о мусульманстве на страницах нашего журнала. Кроме того, журнал выпускался в канун Православной Пасхи, и мои руководители попросили меня сходить к Владыке Проклу за поздравлением для жителей Ульяновской области с этим Великим праздником. На страстной недели у Владыки было очень много работы, и я никак не могла найти время для встречи. В конце концов я встретила его ранним утром на Пасху, когда он спускался по ступенькам лестницы из своей резиденции, которая находилась в Амбулаторном переулке после окончания службы в храме "Неопалимая Купина". У него был очень усталый вид.
Я сказала ему: "Христос воскрес!".
Он ответил: "Воистину воскрес!"
Спустившись по ступенькам на асфальт, он спросил меня: по какому поводу я его беспокою в столь Великий Праздник?
Я попросила его через наш журнал поздравить жителей Ульяновской области с Пасхой...
Владыка развернулся и побрёл по ступеньках назад. Через несколько минут он вернулся, тяжело дыша, и протянул мне два листочка.  На одном листе было "ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви", а на втором - поздравление от Владыки ПРОКЛА Епископа Симбирского и Мелекесского.
Владыка поздравлял читателей журнала "Спортшкола" со Светлым Воскресением Христовым. Я бегом понеслась в редакцию, где меня ждала дизайнер и верстальщик Татьяна Киселёва, через час журнал был в типографии. Этот номер журнала "Спортшкола" мне особенно дорог. Кроме поздравления Владыки Прокла, в журнале были мои любимые статьи об председателе федерации лёгкой атлетики Ульяновской области и тренере Александре Александровиче Краснобаеве, о лауреате Государственной премии народном артисте РФ Валерии Сергеевиче Шеймане, об академике международной академии наук и академике России, Казахстана и Республике Татарстан, Лауреате Государственной премии, Лауреате Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, лауреата международного фестиваля молодёжи и студентов  в Москве, профессоре Московской консерватории, дирижёре симфонического оркестра Большого театра, Народном артисте России, Казахстана, Республики Татарстан, мастере спорта по альпинизму, мастер спорта по скоростному бегу на коньках, кандидату в мастера спорта по шахматам, поэте Фуате Мансурове. Кроме того были в номере шикарные статьи о большом теннисе, спортивной гимнастике, лёгкой атлетике, дзюдо, кикбоксинге, классической борьбе, футболе, борьбе сумо, шахматах и о многом другом, очень интересном. Мне так приятно было отдавать этот номер секретарю Владыки.
В следующем номере журнала "Спортшкола" №5(19) 2006 была опубликована статья о том, как провела паломница из Ульяновска Зоя Григорьевна (фамилию она просила не указывать) страстную неделю и Пасху в Иерусалиме. После публикации этой статьи интересной и красочной очень многие хотели повторить такую поездку.
В августовском номере №8(22) 2006 год после очень долгой и плодотворной работы была опубликована статья "Пейсах - еврейская пасха". Рубрика "Духовный мир" стала очень популярной.
В дальнейшем мы опубликовали в рубрике "Духовный мир" ещё две очень интересных статьи. В январском номере 2007 года статью о Крещении, в написании которой очень помог мне настоятель церкви Алексий Скала, а в февральском - о храме Ксении блаженной, Петербургской в Арском, написать её мне помогал настоятель храма отец Алексий, который и построил этот храм.
По семейным обстоятельствам в феврале месяце 2007 года я была вынуждена уволится из редакции журнала "Спортшкола".
Через месяц я устроилась на работу в Ульяновский областной театр. Владыка Прокл был там частым гостем. Он приходил всегда вместе со своим другом муфтием Савзяном Хазратом. Они всегда ходили бок о бок по театру. На мероприятиях в зрительном зале рядом с ними всегда сидел ульяновский раввин. Владыка Прокл всегда здоровался со мной. Мне было очень приятно, что он меня помнит.
Своё семидесятилетие Митрополит Прокл отмечал в своём родном театре. Я написала ему поздравление в стихах.   

Вы - Наша гордость

Митрополиту Проклу в день 70-летия со дня рождения 10 октября 2013 года.

Вы - Наша гордость, Наш учитель,
Духовный друг и просветитель,
Наставник, святоч и отец!
Прошу принять в свою обитель
Поэзии простой "Венец".
Его Вы выхода не ждали...
Хотя меня благославляли
На тяжкий труд в литературе,
Чтобы служила я культуре,
Духовности родного края,
Все Ваши проповеди зная,
Не поддаваясь искушению,
Вам с Богом посвятив творения.

10.10.2013

Я решила отдать ему поздравление в конце мероприятия. А пока сидела на своём рабочем месте в зале и вместе со всеми слушала, как Прокл скромно рассказывал об основных, важных событиях жизни. Он рассказал, что мама была очень расстроена беременностью в такое страшное для жителей Ленинграда время. Она была верующим человеком, и поэтому пошла к священнику за благословением на операцию для устранения беременности, понимания, что своим решением совершает грех, уничтожая плод. Священник попросил её сохранить беременность, сказав ей, что, несмотря на голод и тяжёлую работу на заводе, она выносит беременность и родит Божьего человека. Потом он рассказывал о своём детстве, о летних каникулах, которые проводил у верующих бабушки и дедушки. Объяснял нам, как много нужно учиться, чтобы получить хорошее образование. Было очень интересно его слушать. Когда мероприятие закончилось, я подарила Владыке поэтический альманах "Венец" и написала на титульном листе стихотворное поздравление:

Желаю счастья Вам, здоровья
 
Митрополиту Проклу в День 70-летия со дня рождения

(запись на литературно-публицистическом альманахе "Венец поэзии", второй выпуск)

Желаю счастья Вам, здоровья
И просветительских идей,
Чтобы Господь создал условия
Для службы в таинстве церквей
На много-много лет и дней.

10.10.2013

Он поблагодарил меня за подарок и хорошо отозвался о моей книге "Главный подарок".
23 марта 2014 года митрополит Симбирский и Мелекесский, епископ Русской православной церкви, глава Симбирской митрополии Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) покинул нас. Узнав о смерти Владыки Прокла, я горько заплакала. 23 марта ушёл в мир иной мой родной отец Фаткул Арифович Хисметов, защищавший блокадный Ленинград, в котором работала для Победы женщина, подарившая нам замечательного человека митрополита Прокла. Пока я жива буду вместе с папой поминать Владыку Прокла и благодарить Господа за встречу с человеком, который на многое раскрыл мне глаза и помог выжить в такое сложное, удивительное время.

Надежда Никищенкова,
член Ульяновской общественной организации "Российский союз писателей",
член Ульяновской общественной организации "Российский союз профессиональных литераторов".

1.12.2023