Великий Рэм

Светлана Крылова
                ВЕЛИКИЙ РЭМ
                памяти учителя
Вот уже минуло несколько лет, как нет с нами нашего Учителя, профессора Литературного института им. Горького, Александра Евсеевича Рекемчука.
Он ушёл из жизни летом, 6 июля 2017 года.
Человек, прошедший Великую Отечественную войну, навсегда раненый этой войной, оставил нам, живущим, наследие - свои книги, книги очевидца. "Нежный возраст", "Молодо-зелено" я перечитала с удовольствием и горечью.
Рекемчук "поставил на крыло" многих молодых прозаиков и поэтов. Он, как лакмусовая бумажка,  окунувшись в творчество молодых, сразу... менял свой цвет, то есть сразу определял,  где истинное, живое слово, а где так, комнатные фантазии и …ни о чём.
Недаром ученики Александра Евсеевича в студенческих разговорах уважительно и ласково называли своего мастера  Великий Рэм.
В его творческом семинаре в Московском международном институте учились только талантливые люди. Один из них – Олег Хандусь, прошедший войну афганскую, написавший об этой войне 80-х годов прошлого века исповедь очевидца,  повесть "Полковник всегда найдётся".
Это пронзительная, горькая правда из уст очевидца страшных событий.
Олег сказал мне, что с войны он вернулся живым, но убитым.
Позже, когда уже с чеченской войны возвратился мой первый муж, офицер, отец моего сына, я осознала эти парадоксальные слова Олега Хандуся и написала только четыре строки:
Кто воевал в Афгане и Чечне,
с наградами вернулся боевыми –
тот всё-равно убит был на войне.
С войны не возвращаются живыми.

В моей судьбе А.Е.Рекемчук тоже оставил исключительный след. Он всегда поддерживал меня, юную студентку Литературного института, поступившую туда без связей, из провинции, теряющуюся посреди "искушённых" литераторов Москвы.
Нередко в годы "учёбы на поэта" я испытывала моменты отчаяния, самоедства в плане дум: зачем бросила нормальный, надёжный факультет иностранного языка Тульского педагогического университета и окунулась с головой в этот бездонный омут будущих поэтов и писателей, из которого то ли выплывешь на свет божий, то ли он поглотит тебя с головой!? Кем я буду после диплома, даже если мне выдадут функционеры этот диплом, не выгонят, а дадут окончить этот престижный институт?.. Кем!? Поэтом!?  Да это не профессия, а хобби у «нормальных людей»... Ну и как я буду жить дипломированным поэтом? Чем зарабатывать на хлеб насущный?
Помочь твёрдо стать на ноги на Землю было некому.

И только Александр Евсеевич искренне понимал эти проблемы. И самоотверженно помогал, несмотря на свой почтенный возраст, всегда находил и время, и силы выслушать "молодое отчаяние", и слова поддержки находил такие весомые, что после встречи с ним я вылетала на улицу... именно вылетала! именно - на крыльях! удачи, которую Он благословил.

Я уже стала бабушкой, когда Рекемчук позвонил мне последний раз в жизни. Позвонил и приказал:
- Немедленно приезжай в Москву, я познакомлю тебя с рок-музыкантами, которые уже поют песни на твои стихи.
- Как поют!? Откуда они их знают?
- Я подарил им твои книги. Они сами захотели взять твои стихи как тексты для своих песен. Приезжай. Я должен вас лично познакомить.

Всё. Раз сказал Рэм, значит, надо ехать. Поехала. Познакомились с Владимиром Соломиным и его прекрасной музыкальной группой ностальгического рока "Роктябрята".  Мы сотрудничали более 10 лет и записали несколько музыкальных альбомов с удивительными песнями. (Тексты мне пришлось править под музыку, это была отдельная работа, совсем не то, что просто писать стихи, которые "приходят" сами и доставляют лишь наслаждение).
Надо было РАБОТАТЬ, "подбивать" текст под готовую музыку,  под ритм и паузы... Но музыка Соломина была отнюдь не попсовой, интеллектуальная, умная музыка. Писать тексты на такую! Музыку было во сто крат сложнее, но этот процесс доставлял мне истинное удовольствие!
И... я получала за каждую готовую песню деньги, как автор слов, что немаловажно. На протяжении почти 10 лет сотрудничества с московской рок-группой мои стихи меня кормили в буквальном смысле слова. Это по нашим временам почти невероятно для таких людей, как я, например, не посвятивших полжизни шоу-бизнесу.
И всё - благодаря Рекемчуку, изначально! Ведь это Он познакомил меня с талантливым композитором и успешным предпринимателем в одном лице –  Владимиром Витальевичем Соломиным.

...Только после смерти Учителя Александра Евсеевича Рекемчука я поняла, что он ЗНАЛ, что делал. Он реально, не только словом, но и делом поддерживал своих любимых учеников. И я была в этом списке - любимых.

Высокого неба, дорогой Учитель!
"Да разве сердце позабудет
Тех, кто желает нам добра!?
Всех тех, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера".