Родовое гнездо

Нина Баландина
     РОДОВОЕ ГНЕЗДО
             "... и вернемся, и щедро заплатим за невольно свершенный побег."

    Сколько же слез было, пересудов и общих сборов, когда их младший брат сообщил, что продал дедов дом в Большом Дворе и переехал  поближе к Верховажью, районному центру,- на Моржиху. Все пятеро «москвичей и москвичек», бог знает когда  уехавших из родных мест, укоряли его, слезно обижались, что негде теперь будет голову преклонить.
     Хотя это была чистая неправда. Когда мы приезжали в Верховажье летом, мы просто не успевали погостить у всех родственников, которые жили там и в Верховье. Потому для меня в те годы потеря дедова дома не казалась такой страшной. И только спустя многое время, когда я повезла свою дочь туда, чтобы рассказать обо всех нас...
    Мы пришли в Большой Двор, от которого осталось три дома и та большая черемуха, которая помнила нашу семью. Ужасное ощущение оголенности возникло в душе. Подошло три человека, из которых я никого не вспомнила. Поговорили ни о чем. Простились. И только когда пошли по дороге, которая пролегала через всю некогда большую деревню, я вдруг, ни с того ни с сего, начала пересказывать все Лизанькины рассказы. Как проходили здесь вечерованья,  в какую сторону уходили парами гулять до рассвета, как ее выпроваживали в Москву в няньки, вспоминать наговоренные ею частушки.
   Не стало дома, исчезла изгородь, на которую подсаживал меня дед, выпала из времени черная дворняжка Дамка, которую дед научил собирать картошины. Иногда ей удавалось даже две-три одновременно до деда донести. И, оглядываясь на все эти вологодские косогоры, как бы наплывающие и уходящие за горизонт, на эти деревеньки, сгрудившиеся по берегам Ваги, я вдруг ощутила не потерю родства, а приобретение нового большего понятия родины. Моржиха, Киселево, Раминье, Боровичиха, Верховье, Сметанино, Данилково, Терменьга, Чушевицы,  - все это оказалось одним большим гнездовьем, никогда не забывающим  и ждущим меня -  вологодская земля.
    30.11.23