Не сломленные - 7

Андрей Грачев 2
Зайцев Василий Александрович.

Этот ас, в отличие от большинства тех, о ком мы рассказывали, прекрасно известен всем, кто хоть немного интересуется историей авиации. Командир знаменитого 5 гиап, прототип Ивана Ермакова из любимого фильма "в бой идут одни старики", Дважды Герой Советского Союза...

К началу Войны Зайцев был командиром эскадрильи 239 иап, за его плечами был огромный летный опыт, вот только побед ещё не было. Счёт аса в 41 году - предмет для дискуссий. По наградным, он одержал 12 побед. Быков, видите ли, нашёл только 3 победы. Однако на сайте soviet-aces уже их восемь.

По мемуарной литературе, ас одержал первую победу 5 июля 41 года. В списке официальных побед на разных сайтах она не фигурирует просто потому, что оперативные документы за этот период не сохранились. Зато есть её описание. Ас использовал тактику, которая позже стала для него типовой: резкая атака, заход в хвост на максимально близкую дистанцию и огонь в упор. Зайцев эту тактику привил и многим лётчикам своего полка впоследствии. Многие пилоты допускали ошибку, ведя в таких случаях огонь с большой дистанции. Лётчик летал на ЛаГГе, и мощный, хорошо пикирующий истребитель прекрасно подходил для этих целей.

Интересно, что немецкими данными эта победа, судя по всему, подтверждается. Как раз в указанном районе был сильно поврежден бф-109 из 7 отряда JG53. Лётчик кое-как посадил горящую машину, но о восстановлении речи не шло, бф-109 был полностью разбит.

29 июля ас одержал победу, которая уже установлена точно, над бф-110. Явно это был самолёт из состава SKG210, в тот день в указанном районе от огня истребителей II группа потеряла сразу два таких самолёта.

3 августа у аса был очень успешный день. Ему удалось сбить три самолёта. Сначала он атаковал группу бф-109 и в первой же атаке зажёг одного из них. Потом произошёл ещё один бой, в ходе которого ему удалось сбить ведущего немецкого звена и некий фв-187. Примечательно, что все победы в карьере аса были личными.

Фв-187 был, конечно же, на самом деле бф-110. 1 отряд SKG210 в указанном районе потерял как раз один такой самолёт в результате атаки советского истребителя, но оба члена экипажа спаслись с парашютом. Из двух бф-109 подтверждается одна победа. Был сбит лейтенант Карл Фокельманн из 7 отряда JG53, имевший 3 победы на счету, он смог спастись и вернулся в часть.

После этого достоверно известные победы ас одержал 2 октября. Заявил бф-109 и хе-111. Примечательно, что бф-109 был из испанского отряда. Отряд этот только прибыл на Восточный фронт, влился в состав JG27 как 15 отряд. Оберлейтенант Луис Алькесар Морено, сбитый Зайцевым, стал первой потерей этого отряда. Что до хе-111, то он был из состава III отряда KG26, потерявшего три своих бомбардировщика в тот день.

К тому времени Зайцев был штурманом 129 иап. В полку собралось в то время большое количество асов и просто хороших, перспективных пилотов. Ставка делалась на индивидуальные действия, и было решено создать на базе полка один из четырёх первых гвардейских полков - 5 гиап, который в итоге стал самым успешным из этих четырёх полков. Интересно, что были созданы 1, 2, 3 и 5 гиап, 4 гиап не было.

29 декабря ас сбил два ю-87, отражая массированный налет авиации противника. Ещё два сбил его напарник Мещеряков Иван Иванович. Бой этот впоследствии оброс легендами, якобы было сбито 11 ю-87, что документы не подтверждают. Увы, и по немецким данным этих потерь не зафиксировано.

Однако, даже если этот бой был своего рода "боем для журналистов", в целом у Зайцева высокая подтверждаемость побед в 41 году, это был, без сомнения, ас высокого класса. Про его последующую карьеру написано достаточно, повторять смысла особого нет. Самую замечательную победу он одержал 2 августа 42 года. Мы уже рассказывали про неё. Зайцев сбил командира III группы JG51 Рихарда Лепплу, имевшего 68 побед на счету, ас был ранен и более не воевал.

Городничев Николай Павлович.

Этот ас 129 иап, хотя известен гораздо меньше, чем Зайцев, тем не менее был очень результативен и одержал не менее 7 побед в 41 году. То есть после Зайцева он был самым лучшим асом полка в данный период. Начал Войну он в 33 иап, где летал на и-16. Данных про его победы в этом полку у нас нет. Однако в июле его взяли в 129 иап, формирующийся полк асов. Будущему асу пришлось осваивать новый истребитель - МиГ (в полку часть пилотов летала на ЛаГГах, часть на МиГах). Освоение прошло быстро, и 20 августа пилот одержал первые свои победы - сбил бф-110 и бф-109. В первом случае он сбил разведчик из состава 2(F)/33, погиб весь экипаж. Пилоту удалась внезапная атака.

Во втором случае в качестве ведущего звена он сопровождал СБ, их пытались атаковать бф-109, но Городничев с пике атаковал ведущего и сбил его с одной атаки. Это был не простой пилот, а известный ас, командир 6 отряда JG51 Карл-хайнц Шнелль, имевший 36 побед на счету, он был ранен в бою, но спасся с парашютом, выбыл на некоторое время.

27 августа ас снова сбил бф-109. Это был самолёт из 11 отряда JG51, на вынужденной посадке он разбился окончательно.

10 сентября ас снова одержал победу в своей манере: стремительной атакой. На сей раз он сбил бомбардировщик хе-111 из 8 отряда KG26. Из членов экипажа погибли двое. Такой же самолет и в том же месте он заявил 27 сентября, но на сей раз однозначного подтверждения не найдено. Примерно в этом районе был сбит хе-111 из 3 отряда KG53, по немецким данным, огнем ЗА. Не исключено, что на самом деле атакой Городничева. Стремительную атаку аса могли просто не заметить.

А  вот 5 октября ас схожей атакой заявил бф-110, и тут уже точно нет подтверждения от немецкой стороны.

14 декабря ас, отражая налет вражеской авиации, заявил ю-87, очевидно из III группы StG2. В ходе боя группа потеряла тяжело повреждёнными два "лапотника", оба разбились на вынужденных.

Если подводить итоги, мы видим, что Городничев был грамотным, умелым асом, большим мастером внезапных атак. И мог бы, конечно же, занять место в числе лучших асов 5 гиап. Но...

В  этот 42 года этот ас, уже имевший 9 побед и Звание Героя, убыл на обучение в академию ВВС. А 1 марта 43 года ас погиб, по злой иронии, в катастрофе транспортного самолёта в качестве пассажира.

Баранов Михаил Дмитриевич.

Этот ас тоже не нуждается в представлении, его прекрасно знают все любители авиации. Только вот в основном благодаря его успехам в небе Сталинграда. Но начал свою успешную карьеру ас именно в 41 году.

Начал свою карьеру ас в 183 иап. Когда Война началась, он был только командиром звена. Полк летал всё на тех же "МиГах", которые нам постоянно попадаются в нашем исследовании. Полк воевал на Украине. Лётчик довольно быстро усвоил стиль, наиболее эффективный для этого типа самолёта: атака с вертикали. Стиль боя Баранова отличался повышенной агрессивностью, напористостью. Однако, в отличие от многих асов, про которых мы рассказывали, Баранов, проведя атаку и добившись успеха или выгодного положения, шёл в бой на вираже, самолётом он владел мастерски. Однако бой такой был чреват, и порой асу крепко доставалось.

Первую точно подтвержденную победу ас одержал 22 сентября в районе Августиновка, недалеко от Запорожья. Ему наконец удалось стремительной атакой отправить на землю шедший ниже бф-109. Очевидно, это был самолёт из 3 отряда LG2, который вылетал на штурмовку и был сбит атакой советского истребителя. Зачастую самолёты этой эскадры летали без сопровождения, однако периодически страдали от атак советских истребителей, так как имели плохие навыки истребителей. Эта эскадра была прототипом штурмовых эскадр, вооружённых фв-190. Зарекомендовала она себя, прямо скажем, не очень, бф-109 был достаточно слаб в качестве штурмовика и вообще плохо работал на малой высоте.

28 сентября ас заявил ещё один сбитый бф-109, однако записан он на его счёт задним числом, так как сам ас его падения не видел, зафиксировал только попадания, и, если смотреть немецкие документы, эта победа не имеет подтверждения.

2 октября ас сбил hs-126, при этом победа была крайне сложной. Ас долго гонялся за вертким разведчиком, да ещё и сам под конец был сбит и вынужден был прыгать с парашютом, причём чуть не разбился, так как высота была мала. Победа эта подтверждается, ас сбил "хеншель" из 1(H)/23, причём оба члена экипажа погибли. А сбил Советского пилота лейтенант Курт Шаде из III группы JG52.

Ровно через месяц, 2 ноября, ас сбил ещё один hs-126. На сей раз подтверждения в немецких документах не найдено.

8 ноября ас снова долго гонялся за "хеншелем", сбил его, однако вынужден был возвращаться один. Его подловила четверка бф-109. Быстро развернув МиГ в лобовую, ас атаковал одного из нападавших, тот был подбит и "ушёл, горя", позже записан как сбитый. Однако самому Баранову снова крепко досталось, он, однако, смог уйти на тяжело поврежденном самолёте и добраться до аэродрома.

"Хеншель" был из состава 1(H)/23, всё того же соединения. С бф-109 ещё интереснее. В прицел аса попал ни кто иной, как тот самый Курт Шаде, адьютант III группы, имевший 5 побед на счету. Баранов, можно сказать, взял реванш, причём Шаде тоже спасся с парашютом. Его напарник, оберлейтенант Эрнст Эренберг, тоже из управления III группы, заявил сбитым самолёт Баранова.

24 декабря ас сбил ю-88, экипаж, как отмечено в документах, попал в плен. При этом асу опять досталось: его самолёт был подбит, двигатель отказал, но ас каким-то чудом смог спланировать и совершить посадку на брюхо. Очевидно, это был самолёт из подразделения Wekusta76, который в тот день не вернулся из вылета в указанном районе. Очевидно, стрелки этого "юнкерса" успели повредить самолёт Баранова.

В общем, мы видим, что сильной чертой аса было абсолютное бесстрашие и максимализм: вступив в бой, ас выходил из него только в случае полного расхода боекомплекта, крутил виражи, рисковал, победы давались ему с большим трудом. Зато подтверждаемость у аса очень хорошая, то есть результат был налицо. А это главное.

В 42 году аса тоже сбивали несколько раз, пока, наконец, ас не получил тяжелое ранение и вынужден был более не участвовать в боях. Однако летать он продолжал. Увы, погиб ас в авиакатастрофе. Поскольку про этого лётчика и его успехи в 42 году написано достаточно, то здесь мы об этом писать не будем. Отметим лишь, что это был один из самых бескомпромиссных воздушных бойцов.

Цветков Григорий Александрович.

Этот ас одержал в 41 году 10 самолётов врага, причём все победы одержал на и-16. Начинал он Войну комэском 6 иап. Полк действовал на Северо-Западном направлении.

Первые победы он одержал 1 августа в районе Новоселицы, зато сразу две: сбил два бф-110. Причём, обнаружив их, пилот обстрелял их РС и с одной атаки сбил двух. Немцы подтверждают эти потери, но они даже не заметили и-16 и решили, что оба бф-110 сбиты огнём своей же зенитной артиллерии. Оба экипажа I группы ZG26 погибли.

Начало карьеры было весьма многообещающим. 8 августа ас уже заявил три победы в небе Старой Руссы: ещё один "разрушитель" и два бф-109. Немцы совершали массированный удар, пилоты полка пытались его отразить, бой шёл свыше полчаса. Кроме Цветкова, отличились и другие пилоты его полка, но, по немецким данным, потерь в тот день в указанном районе не зафиксировано.

Схожий бой произошёл 11 августа. Снова бф-109 и бф-110 совместно штурмовали советские позиции. На отражение налёта вылетела группа 6 иап. Цветков в том бою сбил бф-109 и бф-110, снова активно используя РС. На сей раз подтверждение есть. Тяжело поврежден бф-110 из 5 отряда SKG210 и совершил вынужденную, на которой полностью сгорел. Также был сбит бф-109. Пилотировал его оберфельдфебель Георг Майр из 4 отряда JG52, имевший 2 победы на счету. Немцы решили, что его сбили огнём с земли.

13 августа ас снова сбил бф-110, с которыми у него удачно получалось воевать. Он вспоминает, что со злости на немцев хотел добить парашютиста, но боезапас закончился, и он... таранил немца. Хвостом он обрубил стропы парашюта, немец сорвался, а ас притащил остатки парашюта на аэродром. Это был самолёт 6 отряда ZG26. Очевидно, ас таранил стрелка - ефрейтора Вольфарта, который погиб, а лётчик, оберлейтенант Штайнхардт, в бою получил тяжелое ранение, но выжил. Жестоко ли поступил ас? Да, наверное, он и сам признавал, что перегнул. Но понять его можно. Немцы были захватчиками.

8 сентября ас заявил бф-109, но данной потери мы не нашли. Зато 13 сентября он сбил бф-110, и тут уже никаких сомнений нет. Он сбил не просто "разрушителя", в его прицел попал командир I группы SKG210 хауптман Карл-Хайнц Штриккер, он погиб в бою.

Как видим, Цветков очень успешно сбивал бф-110. Вообще этот самолёт использовался сразу в трех качествах: как разведчик, как штурмовик и как тяжёлый истребитель. Прямо скажем, во всех этих качествах он был "так себе". Уже в 42 году использование этого самолёта из-за слишком больших потерь было сильно ограничено.

Цветков был ас выдающийся. Но в дальнейшем он уже мало летал на задания, сосредоточившись на командной работе. В июле 42 года командовал 91 иап, потом служил в штабе 130 иад. Количество побед в разных источниках указывается разное. Звания Героя Советского Союза не получил.